Краткая история Вены

Сергей Эдуардович Цветков

Название Вены связано с именем одного из самых загадочных народов Европы — венетов. Это были индоевропейцы, пришедшие в Европу из Малой Азии и расселившиеся здесь компактными группировками на огромном пространстве от Испании до Прибалтики, в том числе и на Среднем Дунае. Во II-I тысячелетиях до н.э. они держали в своих руках так называемый «янтарный путь» — торговый маршрут между Балтикой и Адриатикой. Часть из них, кстати, впоследствии смешалась со славянами, почему финны и эстонцы по старой памяти и называют русских словом «венайя», то есть венеты.


Миграции венетов

Господство венетов в Европе закончилось к VI веку до н.э., когда они уступили первенство кельтам. Именно кельтские племена, хлынувшие из Галлии в долину Верхнего и Среднего Дуная, дали древнейшему поселению на месте современной Вены имя Виндобона, что значит «крепость венетов».


Виндобона римский военный лагерь на Дунае

Во II столетии н.э. Виндобона превратилась в римский лагерь, одну из опорных точек римского «лимеса» — грандиозного оборонительного вала, протянувшегося вдоль северных границ империи от низовьев Рейна до Черного моря. От тех времен в городе сохранился только водопровод.

Марк Аврелий

Здесь, в Виндобоне, в 180 году скончался знаменитый римский император Марк Аврелий, философ-стоик, оставивший после себя замечательную философскую исповедь под названием «Наедине с собой. Книга размышлений». Он сам признается, что писал ее по ночам, когда оставался один в своей палатке.

И вот, например, какие мысли приходили в голову властелину мира под звездным небом древней Вены: «Гляди, не оцезарей, не пропитайся порфирой — бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, доброжелательным, приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Жизнь коротка; один плод земного существования — праведный душевный склад и дела на общую пользу. Нежно люби человеческий род и повинуйся Богу».

Впрочем, император-философ не сумел привить подданным своего стремления к нравственному совершенствованию. Впоследствии жители Вены зарекомендовали себя куда более легкомысленными существами, не склонными к философским размышлениям, зато страстно любящими музыку и различные увеселения.

2. Столица маркграфства

Эпоха Великого переселения народов и варварских нашествий совершенно изменила состав населения древней Виндобоны. В V-VIII в. в ней по очереди хозяйничали остготы, гунны, славяне, авары, а с началом IX века бывший римский лагерь превратился в пограничную крепость Франкской империи Карла Великого.


Леопольд I на генеалогическом древе Бабенбергов

Отсчет самостоятельной история Австрии и Вены принято вести с 976 года, когда храбрый рыцарь Леопольд I Бабенберг получил в свое владение юго-восточное пограничье Баварской марки. Тогда-то в западноевропейских хрониках и появилось название Вьен, которым стала обозначаться бывшая римская Виндобона. Обосновавшись в Вене, Бабенберги окрепли, получили титул маркграфов и начали проводить собственную политику.

Герб австрийских герцогов Бабенбергов
Герб Бабенбергов

К XII веку Вена преобразилась в настоящий город, крупный центр транзитной торговли. Германский героический эпос «Песнь о Нибелунгах» упоминает оживленный венский рынок, где продаются товары из разных стран, в том числе из далекого Киева.

Большой вклад в развитие Вены внес Леопольд IV Бабенберг. Женившись на византийской принцессе, он добился для себя герцогского титула и фактически обособил свои владения от Баварии. Население Вены при нем резко возросло, так как Леопольд разрешил селиться в своей столице пришлому люду, даже беглым крепостным. Местный закон гласил: «Дом каждого, кто живет в Вене, является крепостью для него самого, домочадцев, гостей и тех, кто будет искать в нем защиту».

В 1156 году наследник Леопольда IV Генрих II получил от императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы титул эрцгерцога. Этот год и считается годом рождения Австрийского государства.

Казна Бабенбергов здорово пополнилась в 1192 г., когда Леопольд V провернул удачную коммерческую операцию, захватив в плен Ричарда Львиное Сердце, который возвращался на родину из Третьего крестового похода. Прославленный английский король получил свободу лишь два года спустя за огромный по тем временам выкуп — 150 тысяч марок серебра (примерно 10 тонн драгоценного металла).

Король Ричард в заключении (слева) и гибель Ричарда у Шалюса (справа)
Король Ричард в заключении (слева)
и гибель Ричарда у Шалюса (справа)

Характерной чертой правления Бабенбергов и последующих правителей Вены было бережное отношение к прошлому. Центр Вены при них застраивался не очень интенсивно, так как город расширялся концентрическими кругами вокруг своей исторической сердцевины, наподобие годовых колец дерева. И если бы не две мировые войны, многие постройки первых веков христианства и раннего средневековья наверняка сохранились бы до наших дней. Но, к сожалению, варварские бомбардировки пережил только храм св. Петра, возведенный в VII веке. На сегодняшний день это древнейшее здание австрийской столицы.

3. Родовое гнездо Габсбургов

XIII век принес с собой большие перемены как для Вены, так и для всей Австрии.

В 1273 году правителем Священной Римской империи был избран швабский герцог Рудольф I Габсбург. Название этого рода, столь знаменитого в истории Европы, происходит от крепости Габихтсбург, что значит «ястребиный замок» (ныне это местечко является территорией Швейцарии). Крупные имперские феодалы надеялись обрести в лице швабского князька слабого и послушного государя, но жестоко просчитались. Умный и честолюбивый Рудольф вскоре прибрал к своим рукам все управление империей.


Рудольф I. Надгробие

Одним из пострадавших от властной политики императора был чешский король Оттокар, женатый на последней представительнице австрийской династии Бабенбергов Маргарите и потому фактически распоряжавшийся Австрией. В 1278 году он погиб в битве с Рудольфом, и Австрийское эрцгерцогство на шесть с половиной столетий перешло под власть Габсбургов.

Габсбурги оказались весьма заботливыми и рачительными хозяевами. Уже в XIV веке они добились для Австрии особых привилегий, избавивших страну от имперских налогов и обязанности участвовать в войнах, которые вела Священная Римская империя. Благодаря этому Вена стала быстро богатеть. В начале XVI столетия один современник так описывал австрийскую столицу: «Здешние бюргеры не только многочисленны, но и отличаются большим богатством, накапливаемым с невероятной алчностью. Трудно поверить, какое множество народа прибывает сюда из других стран, насколько выгодно люди здесь торгуют, находя спрос на любые продукты ремесла. Принимая железо, инструменты, зерно, сукна, драгоценные камни, тучных быков и соленую рыбу, жители Вены везут в далекие страны золото, серебро, вино, пиво, смолу, искусственный жемчуг, не считая множества готовых изделий».

Располагая значительными средствами, венские обыватели улучшали городскую инфраструктуру, строя богадельни, госпитали, школы, просторные дома и красивые церкви. В австрийской литературе того времени, которая, разумеется, была уделом благородных сословий, часто встречаются жалобы на то, что загородные замки австрийских рыцарей кажутся убогими лачугами по сравнению с роскошными дворцами зажиточных венцев.

4. Собор Святого Стефана

Габсбурги тоже приложили руку к украшению Вены. Осмотр достопримечательностей австрийской столицы принято начинать со Штефансплатц — площади Святого Стефана со знаменитым собором, давшим ей свое имя. С его смотровой площадки открывается великолепный вид на Дунай и Вену.

Собор Святого Стефана (по-австрийски, Штефансдом) является символом Вены, а Святой Стефан — небесным покровителем столицы Австрии.


Собор Святого Стефана. Фото 1905 года

Самая старая, романская часть собора, портал «Ризен-тор», — ровесник Москвы (на фото это торец здани). Его название переводится как «гигантские ворота». Дело в том, что при рытье котлована для фундамента портала потрясенные строители обнаружили костяк мамонта, чьи ребра образовывали дуги, словно огромные арки ворот. Тогдашние ученые решили, что невиданное животное погибло во время Великого потопа.

Готический стиль в Штефансдоме ярче всего представлен южной башней высотой почти 137 метров, которая была завершена в 1433 году. Венцы любовно называют ее «Штефль» — уменьшительное от «Стефан».


В левом нефе создатель собора скульптор А.Пильграм
изобразил себя с циркулем и угольником в руках, на плечах
у него органный постамент, который в настоящее время пуст.

Под собором находится усыпальница представителей династии Габсбургов. А на стенах Штефансдома можно увидеть различные исторические предметы, в том числе меры длины, размера и веса, по которым в средние века проверяли товар при покупке.


Средневековые венские эталоны длины: Leinenelle=89,6 см, Tuchelle=77,6 см.

Если вы потратите еще некоторое время, то вам удастся найти и «фрайюнг» — вделанное в стену кольцо, ухватившись за которое бежавший от преследования человек обретал неприкосновенность, даже если это был преступник. А в соборном шпиле, приглядевшись, можно заметить вделанное пушечное ядро, залетевшее в собор во время турецкой осады 1529 года.

Северная башня Штефансдома является обителью «Пуммерина» — местного «царь-колокола». Его вес составляет почти 214 тонн, диаметр больше трех метров. Он был отлит в 1683 году после второй турецкой осады Вены из захваченных у врага орудий. Правда, нынешний «Пуммерин» — это точная копия старого колокола, который упал и разбился во время пожара 1945 года, когда здание собора пылало несколько суток. Одна из девяти земель республики, Верхняя Австрия, пожертвовала средства на новый «Пуммерин», который в 1952 году был возвращен на своё историческое место, подобно петергофскому Самсону.


Солнечные часы

Звон этого гиганта можно услышать 31 декабря. В этот праздничный вечер толпы народа заполняют площадь Святого Стефана. Мощный гул «Пуммерин» плывет над Веной, затем звучит неофициальный гимн Австрии — вальс Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», и под его чарующие звуки тысячи кружащихся пар вступают в Новый год. Красивая традиция, которая стоит того, чтобы увидеть ее собственными глазами…

5. Хофбург

Венский Хофбург — это величественный «город в городе», состоящий из нескольких зданий, дворов и площадей. Он создавался на протяжении шести столетий, и практически каждый австрийский император добавлял в него что-то свое, сообразно своим нуждам и вкусам.

Первое упоминание о королевском замке в Вене относится к XIII веку. А два столетия спустя Хофбург был уже настоящей крепостью. В 1462 году здесь выдержал тяжелую осаду император Фридрих III, против которого восстал его брат и соперника, эрцгерцог Альбрехт.


Вена в 1493 году

Впрочем, от тех времен сохранилось немногое. Самая старая часть современного Хофбурга — это Швайцерхоф (Швейцарский двор). Он построен в XIV веке, но название его возникло четырьмя столетиями позже, когда там разместилась швейцарская гвардия — личная охрана императрицы Марии-Терезии.


Швейцарский двор

Ведущие в Швайцерхоф Швейцарские ворота, пожалуй, самый интересный памятник Вены эпохи Ренессанса. Они воспроизводят классический тип парадной арки, пришедшей в итальянское искусство Возрождения из Древнего Рима. Некогда к ним прикрепляли цепи единственного в Хофбурге подъёмного моста.


Двор «Ин дер Бург» (нем. In der Burg)  или в переводе «в замке» – самая большая внутренняя
площадь Хофбурга, которая располагается  в центре сооружений Старого замка.

Один английский путешественник в 1668 году писал, что «императорская резиденция в высшей мере превосходна, великолепно и роскошно сооружена». Однако в первой половине XVIII века императору Карлу VI это великолепие показалось недостаточным, и он предпринял в Хофбурге новое строительство, в результате которого площадь св. Иосифа (Йозефплатц) приобрела свой современный вид.


Йозефплатц. Конная статуя императора Иосифа II появилась в 1807 г.


Хофбург. Конец XIX в.

Последний этап строительства Хофбурга представляет Новый Бург (Нойебург), построенный на рубеже XIX и XX веков с элементами стиля модерн.


Нойебург

По замыслу властей, Новый Бург должен был стать «форумом» Австро-Венгерской монархии, но осуществлению этих планов помешал развал империи, совпавший с окончанием Первой мировой войны. 15 марта 1938 года с балкона Нового Бурга Гитлер провозгласил аншлюсс Австрии.

Сегодня в Хофбурге располагаются ряд правительственных организаций Австрии и ОБСЕ. В помещениях дворца, куда пускают посетителей, находятся знаменитый зимний манеж Габсбургов, выставка сокровищ австрийских императоров (в её коллекции изготовленная в 962 году корона Священной Римской империи и австрийская имперская корона), а также отдельный зал «Бургундской сокровищницы» с регалиями герцогов Бургундских и так называемым «Священным копьем, которым якобы был пронзен распятый Христос.

В отдельно стоящих зданиях Хофбурга расположены уникальная Австрийская национальная библиотека, в которой хранится более двух миллионов книг, нот, рукописей и древних манускриптов, а также одно из богатейших художественных собраний мира — Галерея Альбертина.

Кажется, пока еще никто не подсчитал, сколько лет нужно потратить, чтобы как следует ознакомиться со всеми этими чудесами человеческого гения.

6. Турецкие осады

В XVI-XVII веках Вене суждено было стать южным форпостом Европы в ее борьбе с Османской империей.

В 1529 году султан Сулейман I заявил, что хочет провести эту зиму в Вене. Вести осаду города он поручил своему любимцу Ибрагиму-паше. По самым скромным подсчетам турецкая армия насчитывала около 150 000 человек — втрое больше населения тогдашней Вены.

Австрийскую столицу защищали всего 15 тысяч немецких и испанских наемников под началом немца графа Никласа Сальма. И тем не менее город выстоял.


Вена. 1530 год

Австрийцам помогла природа. Весна 1529 года была весьма бурной. Реки вышли из берегов, дороги были размыты. В результате турки еще по дороге к Вене потеряли множество осадных орудий, которые застревали в грязи и тонули в болотах. Оставшихся пушек не хватило на то, чтобы разрушить земляные валы вокруг города. Попытки турок подвести под них минные траншеи также закончились неудачей. В турецком войске начался голод, солдаты тысячами дезертировали из лагеря. Поэтому Ибрагим-паша назначил на 12 октября решающий штурм. Солдатам были обещаны большие награды. Однако защитники Вены отразили этот яростный приступ. В ночь на 14 октября турки сняли осаду и ушли, перебив всех захваченных пленников.


Осада Вены в 1529 году

Радость венцев омрачила смерть графа Сальма, получившего в последнем бою смертельную рану. Его могилу с надгробным памятником можно увидеть в церкви Фотивкирхе.

Записки современника, Сигизмунда Герберштейна, посетившего Вену вскоре после нашествия турок, позволяют судить о том, насколько ожесточенной была борьба. «Вена сильно изменилась, — пишет он. — Предместья, немногим уступавшие по величине самому городу, разрушены и сожжены. К тому же вся страна была выжжена врагом, и редко можно пройти на расстояние ружейного выстрела, не натолкнувшись на труп человека или лошади». Напомню, что ружья тогда стреляли шагов на двести-триста.

Вторая осада турками Вены продолжалась два летних месяца 1683 года.

На этот раз на помощь осажденным пришли объединенные силы многих государств Европы под командованием польского короля Яна Собеского и французского принца Карла Лотарингского. В ожесточенной битве 12 сентября 250-тысячная турецкая армия потерпела неслыханное поражение. Победители захватили в турецком лагере такое количество золота и серебра, что не смогли унести все с собой и раздали остатки сокровищ венцам.


Турецкая армия, осаждающая Вену в 1683 г.

Эта осада причинила городу тяжелые разрушения. Но нет худа без добра. Вена восстала из пепла, став еще краше, чем прежде.

Турецкая осада Вены 1683 года оставила после себя страшные следы. Крепость Габсбургов выглядела бесформенной грудой камней: городские предместья были сожжены, в крепостной стене зияли огромные проломы, внутри города целые кварталы были сметены огнем турецкой артиллерии. Тем поразительнее был расцвет, который пережил город в течение последующего полувека. Вена буквально восстала из пепла, словно сказочная птица феникс.


Вена в 1683 году

Угроза нового турецкого нашествия все еще сохранялась, поэтому власти прежде всего позаботились о защите города. Был издан указ, запрещавший любое строительство ближе, чем на 600 шагов от городских стен. Запретное пространство обнесли земляным валом, все находившиеся внутри него здания были снесены, а вместо них Вену опоясал зеленый массив, — основа будущих венских парков.

Понадобилось всего 30 лет, чтобы городские предместья, лежавшие несколько выше Старого города, превратились в аристократический район, изящными террасами спускавшийся к крепостным стенам. Строительство дворцов и вилл велось в модном стиле барокко, которое и по сей день определяет архитектурный облик Вены. Причем все новые постройки были обращены фасадом к историческому центру города, словно толпа почтительных слуг, окружившая господина.


Вена в XVIII веке

Как это часто бывало в истории, создание всей этой красоты было обеспечено рабским трудом. Строителями новой Вены были пленные турки и крепостные Моравии и Венгрии. Многие из них умерли от голода и побоев, еще больше утонуло в безуспешных попытках переплыть широкий Дунай.

Вместе с тем интенсивная застройка города открывала новые возможности перед талантливыми архитекторами. Самым прославленным зодчим этой эпохи стал Фишер фон Эрлах — сын безвестного скульптора, сумевший благодаря своему таланту занять место главного инспектора придворных строений и заслужить неофициальный титул зодчего немецкой нации.

Среди наиболее знаменитых его построек — дворцы князя Шварценберга и принца Евгения Савойского, здание Богемской придворной канцелярии, церковь святого Карла (Карлскирхе), возведенная в 1713 году в память избавления Вены от страшной чумы.


Дворец князя Шванцерберга

Слава Эрлаха была столь велика, что он практически вытеснил иностранцев из архитектурного мира Вены. Однако у него был соперник — Лукас фон Хильдебрандт.

Именно этим двум людям Вена обязана своеобразием стиля венского барокко — изящного и вместе с тем монументального. Творческая фантазия Эрлаха и Хильдебрандта превратила австрийскую столицу из в общем-то обычной средневековой крепости в один из неповторимых городов мира.

2. Бельведер

Знаменитый дворцово-парковый ансамбль Бельведер ныне располагается чуть ли не в центре города, но, осматривая его, следует помнить, что задумывался он как загородная резиденция, роскошная дача принца Евгения Савойского, одного из самых выдающихся полководцев своего времени.

Вена
Бельведер в окружении крепостных валов. Литография 1850 года

Возведение Бельведера было поручено Лукасу фон Хильдебранту, который одно время служил инженером в армии принца Евгения. В 1700 году начались грандиозные работы по разбивке парка во французском стиле, то есть с фонтанами, бассейнами, водопадами, лестницами, террасами, аккуратно подстриженными кустами и низкими аллеями. Только спустя 13 лет Хильдебрандт смог приступить к постройке двух белоснежных дворцов — Нижнего и Верхнего. И лишь в 1723 году строители, наконец, покинули Бельведер, освободив место для терпеливого хозяина.

Вена
Верхний Бельведер

Бельведер сохранился до наших дней почти в первозданном виде. Нижний дворец обращен фасадом к Старому городу. Задняя его стена отражается в пруду, а боковая некогда служила оградой зверинца. Это — единственная деталь Бельведера, исчезнувшая со временем. Однако известно, что при жизни Евгения Савойского в зверинце содержались львы и орлы – существа, особенно любимые художниками барокко и как нельзя лучше соответствовавшие военной славе принца Евгения.

Вена
Нижний Бельведер – дворец на берегу рукотворного озера

Из верхнего Бельведера открывается изумительный вид на Вену.

Вена
1850 г.


Современный вид

То, что Хильдебрант создал нечто выдающееся, поняли уже его современники. В 1725 году поэт Хингерле восславил Бельведер в своих стихах, как «венский Версаль», а спустя еще несколько лет знаменитый график Крейнер посвятил дворцу целую серию гравюр.

После смерти Евгения Савойского Бельведер перешел в собственность Габсбургов. Нижний дворец вскоре стал картинной галереей — одним из первых музеев в Европе, открытых для посетителей. С начала ХХ века специальная комиссия заботится о регулярном пополнении этой художественной коллекции. Особенно полно представлено в Бельведере творчество Густава Климта — гордости австрийского искусства. Его работы, среди которых самой известной является картина «Поцелуй», стали своего рода визитной карточкой страны.

Верхний дворец больше знаменит как резиденция наследника австрийского престола принца Франца Фердинанда — того самого, чье убийство в Сараево привело к началу Первой мировой войны. 15 мая 1955 года в парадном зале Верхнего дворца, украшенном красным мрамором, был подписан договор, положивший конец десятилетней оккупации Австрии войсками антигитлеровской коалиции.

3. «Золотой век»

«Золотой век» Австрийской империи, как и в нашей стране, в Австрии был связан с правлением женщины.


Мария-Терезия в возрасте 11 лет

С австрийским императором Карлом VI случилась история, частенько приводившая к угасанию европейских династий: супруга рожала ему одних девочек. Потеряв надежду на рождение сына, Карл VI незадолго перед своей кончиной подписал указ о престолонаследии — так называемую «прагматическую санкцию». Согласно этому документу австрийский престол должен был отойти к старшей из четырех дочерей императора — 24-летней Марии Терезии, супруге лотарингского принца Франца Стефана. Ведущие европейские страны гарантировали правомочность «прагматической санкции» и целостность Австрии. Один только прусский король Фридрих II несколько раз пытался обобрать юную наследницу. Но позабывшего о галантности вояку уняли, не без помощи России, наголову разгромившей Пруссию в ходе Семилетней войны 1756-1763 годов.

Image Hosted by PiXS.ru
В кругу семьи

Мария Терезия правила Австрией долгие сорок лет — с 1740 по 1780 год. В отличие от многих других женщин-правительниц, в том числе своих современниц, она вошла в историю не своими любовными похождениями, а счастливой семейной жизнью. Мария Терезия прожила с мужем в любви и согласии почти 27 лет, и когда он умер, безутешная вдова даже точно подсчитала временную продолжительность своего счастья. Вышло ровным счетом 335 месяцев, или 1540 недель, или 10 781 день, или 258 744 часа. Супруги имели 16 детей, трое из которых умерли в раннем возрасте.

Image Hosted by PiXS.ru

Свои чувства любящей супруги и заботливой матери Мария Терезия переносила и на своих подданных. Она провела в Австрии много реформ, которые сделали бы честь любому правителю. В частности, по ее распоряжению было введено обязательное шестилетнее школьное обучение и запрещены пытки и телесные наказания. В Вене при ней были достроены многие старые дворцы и возведены новые. В 1770 году дома Вены впервые получили нумерацию. Табличка с номером «1» была прикреплена на стене императорского дворца Хофбурга.

К сожалению, венцы отплатили своей императрице черной неблагодарностью — и всего-то навсего за один-единственный непродуманный указ. Незадолго до смерти Мария Терезия ввела высокий налог на вино, которое при ней относилось к предметам роскоши. Это распоряжение вызвало среди жителей Вены такую жгучую обиду, что большинство из них не пожелало проводить свою императрицу в последний путь.

(Обсуждать в ЖЖ)

Категории: История, Основные разделы
Короткая ссылка на этот пост: https://vectork.org/?p=4901

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.