Художник Пьетро делла Веккья

Тихон Токарев

В 17 столетии подражание искусству прошлых веков (точнее, прошлого, 16 века, прежде всего) впервые в новой европейской истории обозначилось как четкая тенденция. Даже слывущие до сих пор эклектиками братья Карраччи не зацикливались на подражании титанам Возрождения и благодаря тому, что не зацикливались, сильно продвинули живопись вперед*. Пожалуй, первыми сознательными пассеистами-"примитивистами" были Джованни Баттиста Сальви (Сассоферрато) и Карло Дольчи, их можно по праву считать предшественниками примитивистов 19 в., назарейцев, в первую очередь. Но они не были единственными пассеистами-архаизаторами.

Вот, например, Пьетро делла Веккья (Пьетро Муттони, ок. 1602/1603-1678), художник из Виченцы. В молодости он испытал влияние Караваджо, и других живописцев 17 в., но начиная с 1630-х годов он обращается к творчеству великих венецианцев 16 столетия, в первую очередь, Тициана раннего и зрелого периодов и отчасти даже Джорджоне, пытается имитировать их манеру письма, наряжает своих персонажей в исторические костюмы, делает им прически (длинные волосы, короткие бороды) какие носили в первой трети ушедшего века.

VECCHIA, Pietro della3.jpg
Мужчина, вынимающий меч, 1640-е

 

VECCHIA, Pietro della2.jpg
Портрет человека в латах

 

Pietro_della_Vecchia_warrior.jpg
Молодой воин

 

VECCHIA, Pietro della.jpg
Портрет Алоизио Гарцони, ок. 1640

 

31_58ac00290.jpg

Портрет воина, ок. 1655-1675
Упоминая Джорджоне, я имел в виду именно его.

VECCHIA, Pietro della4.jpg
Тициан, пишущий автопортрет, 1650-е

 

VECCHIA, Pietro della5.jpg
Портрет Тициана

 

judith-1630-pietro-della-vecchia1.jpg
Юдифь с головой Олоферна, 1630-е

 

1280px-Pietro_della_Vecchia_-_St._Dominic_and_the_Devil_-_ок 1630.jpg

Св. Доминик и дьявол, ок. 1630
Эта картина караваджистского периода. Кстати, Пьетро прославился также изображением различных гротескных персонажей, эти картины я здесь не привожу.

4.jpg

Хиромант
Несмотря на свою любовь к историческим костюмам, Пьетро делла Веккья не слишком точен в изображении моды прошлого века. Его учитель, Падованино был более последователен, так что его можно зачислить в предтечи историзма**. Падованино также был ярым поклонником и подражателем великих венецианцев 16 века, Тициана и Веронезе, в первую очередь (а его отец был учеником Веронезе), и не случайно картина Веронезе "Опланикивание Христа", после того, как была украдена из церкви Санти Джованни э Паоло была заменена работой Падованино.

venus_cu.jpg
Падованино (Алессандро Варотари). Венера, завязывающая глаза Амуру

Но едва ли и Падованино и Пьетро делла Веккья можно назвать примитивистами. Скорее уж их можно счесть альтернативой академистам-классицистам, Гвидо Рени и Пуссену, в первую очередь - те почитали Рафаэля, а Падованино и делла Веккья - Тициана и Веронезе. А живопись двух последних уж никак нельзя назвать примитивной, в том числе и по меркам 17 столетия. Вот когда Сассоферрато обратился к прерафаэлитам (и раннему Рафаэлю), тогда да, он вполне сознательно культивировал архаизм. Но о нем речь еще пойдет...

* Характерно, что сонет, посвященный Никколо дель Аббате и иногда приводимый, как своего рода программа эклектизма, написал не Агостино Карраччи, а, скорее всего, граф Мальвазиа сто лет спустя.
** Замечу, что изображать персонажей в исторических костюмах любили многие великие (и не столь великие) живописцы 17 столетия, от Караваджо до Вермеера

(Обсуждение в ЖЖ)

Категории: Библиотека, Искусство
Короткая ссылка на этот пост: https://vectork.org/?p=9236

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.