Сближение с божественным

"Процесс мистического, или подлинно суфийского, познания отличается отсутствием в нем и онтологической, и гносеологической разделенности субъекта (человека) и объекта (Бога). Такое познание есть бытийное отношение, трансцендентный акт: имеет место не знание о бытии, а знание-бытие, схватывание самих вещей."

"Ранние суфии, «люди отрешения от мирского» (’ахл аз‐зухд), строго следуя методу апофатической теологии (танзūх), пришли к выводу, что Бог — за пределами рационального познания и что выход за эти пределы не может являться следствием сугубо интеллектуальных усилий, что для этого необходим духовный опыт, аскеза, или «отрешение от мирского» (зухд), облегчающий сближение с божественным. В идеале от «отрешённого от мирского» (зāхида) требовался отказ от своего земного бытия, физический «онтотрансцензус», что невозможно. Выход из этого онтологического тупика можно было найти только за счёт утверждения имманентности Бога миру, наряду с его трансцендентностью. Новый подход состоял в утверждении единства конечного бытия (мира) и абсолютного бытия (Первоначала, Бога) и в признании необходимости объяснить связь между ними. В ходе эволюции суфизма это привело к переосмыслению такими суфийскими мыслителями, как Сахл ат-Тустари, ал-Джунайд и Ибн ‘Араби, не только онтологической проблемы единства Бога, но и проблемы человека как «места встречи» вечного и временного, бесконечного, безначального бытия Абсолюта и конечного, множественного бытия, места прояснения «божественной тайны» бытия. Для решения данной проблемы суфии приняли следующее онтологическое допущение: разные уровни бытия (божественный мир и мир вещей) находятся в отношении рядоположененности и взаимообуславливания друг друга как сторон чего‐то одного, включенности и взаимного перехода друг в друга, а не в отношении строгой иерархической соподчиненности, предполагающей за миром вещей статус явленности (неистинного характера) скрытой (непостижимой до конца) сущности."

Насыров И. Р.

"Основания исламского мистицизма" (генезис и эволюция). — М.: Языки славянских культур, 2009. — 552 с.

Снимок Андрея Саликова

Теги: , , , , , Категории: Библиотека, Книги, Суфизм
Короткая ссылка на этот пост: https://vectork.org/?p=2179

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.