(Морис Николл, перевод Андрея Коклина)
Себялюбие
Мало пользы от пребывания на нашей исправительной планете, вечно и всем возмущаясь при этом. Возмущение, подобно прочим негативным состояниям, лишь отравляет организм, прививая на здоровое тело негативную психологию. В этом смысле, следует помнить, по крайней мере, о двух вещах. Первое — помните, что ваше бытие притягивает вашу жизнь. Если кратко, то это связано с неким ошибочным образом восприятия вещей. Второе — поскольку Творение всегда исходит от взаимодействия Трёх Сил — Троицы, составленной активной, пассивной и нейтрализующей силами — то в любом действии всегда будет присутствовать пассивная, вторая или сила сопротивления, призванная противостоять вам самой природой вещей. Это не только чья-то чужая вина. И также бесполезной является персонификация Второй Силы в виде Дьявола, etc.
Это те два фактора — один внутренний, другой внешний — которые мы упорно игнорируем. Реально мы и не слушаем, и не слышим. Наше самолюбие глухо. Мы предпочитаем персональное восприятие вещей. Хотя ещё в Институте нам всем твердили о том, что Личность едва ли имеет право на существование, никто тогда так и не осознавал в достаточной мере смысл этого. Как мне кажется, мы даже тогда и не знали, что обладали Личностями, от которых необходимо отделяться. На то, чтобы начать видеть это, уходит много времени. Я не осознавал тогда, что одно из значений этой ремарки в том, что я не должен принимать всё персонально / личностно. Если бы я знал и практиковал "отсутствие возмущения", вместо обычного британского толерантного, утомительного, терпеливого сокрытия моих обид и возмущения, я бы гораздо раньше сумел понять некоторые практические вещи. Вместо этого, скажем, я неизменно брился, в какой бы неудобный час нам ни приходилось вставать, поскольку в любой ситуации, конечно, следует соблюдать приличия. Я не отделял себя от Личности, а наоборот. Это худший из идеалов, поскольку я лишь следовал видимым образам. Или говоря по другому, я следовал собственному себялюбию, не уменьшая его. Более того, в то время я и Работу искал больше из самолюбия, ожидая, что она сделает меня магом, обладающим сверхъестественными способностями.
Сейчас же я говорю не о том, что не следует показывать обиду или негодование, но о практике отсутствия возмущения, что совсем другое дело. Вежливое сокрытие обиды и возмущения не изменяет лежащую в основе любовь к себе. Практика отсутствия возмущения делает это. Работа, со всеми её учениями, идеями и диаграммами, нацелена именно на поиск путей трансформации самолюбия. Любить себя недостаточно, надо полюбить также Работу.
Что же такое есть самолюбие? На что оно похоже? Как действует?
Мы основаны на нём, но в нашей механичности осознать это в действительности трудно. Давайте попытаемся найти подходящие иллюстрации и примерные соответствия в определениях самолюбия. О нём можно сказать, как о принимающем несчётное множество обличий, подобно волку в овечьей шкуре. Само по себе, оно возмущается несправедливостью. Оно ненавидит насмешки других и само не может смеяться над собой. Ему бы хотелось, чтобы каждое событие отражало его заслуги и каждый восхищался им, а если это возможно, то и поклонялся ему. В последнем случае оно маскирует себя в предельной скромности и умеренности. Но если его вдруг ужалит что-то услышанное, голос его становится подобным звукам осы в банке патоки. В основе своей оно практически бесчувственно ко всем, за исключением усиливающих его заслуги. В отношении к ним оно может являть саму любезность, меняющуюся на жестокость при виде критики или совершённой ошибки. Можно быть уверенным, что в любом своём действии самолюбие преследует собственные интересы — как бы вы ни восклицали, что не верите этому. Вся благотворительность, щедрые дары, etc приносят пользу другим, усиливая при этом репутацию дарителя, что и является настоящей целью. Реальный мотив и его видимость — вещи разные. И мы должны уметь видеть их в себе. Один автор говорит о самолюбии следующими словами: "Что ещё может быть более беспокойным в сердце, легче провоцироваться, неистовее приходить в ярость, чем любовь к себе? Так бывает всякий раз, когда она не чествуется соответственно тщеславию в сердце, или когда что-то идёт не в соответствии с её удовольствиями и желаниями".
Никто не может видеть своё самолюбие прямо. Его возможно видеть лишь по результатам. Чувство обиды, возмущение, беспокойство, очень легко провоцируемые или вызываемые сильной яростью, как раз являются результатами, доступными случайному наблюдению. Но мы предпочитаем не видеть их; а точнее видеть их нам не позволяет самолюбие. Ещё раз, все негативные эмоции являются результатом самолюбия, задетого или неудовлетворённого. Как вам известно, все негативные эмоции ведут вниз, к насилию — к доисторическому человеку. Наша цель находится по другую сторону ото всего этого. Далее, некоторая трансформация любви к себе будет означать определённую степень освобождения от насилия, с появлением новой воли, не являющейся самоволием. Воля возникает из того, что мы любим. Себялюбие и своеволие — близнецы. В недавнем комментарии я уже описывал мою встречу с одним человеком новой воли, ушедшим далеко за пределы залива доисторической кости, за пределы насилия. В нём не было возмущения. Его себялюбие трансформировалось — возможно в любовь к Богу (Amour propre в Amor Dei) — или в любовь к ближнему. Хотя в этих сферах вы не можете получить последнего, не достигнув первого. В любом случае, суть в том, что именно в этом фундаменте самолюбия заложена основа всех наших общих несчастий. Это основание есть во всех нас, так что бесполезно смотреть сверху вниз на других, говоря "Слава Богу, во мне нет подобного себялюбия" — поскольку это просто очередные слова самолюбия в нас, в чуть более тонком обличии. Это лицемерное самодовольство ложной добродетельности является ещё одним импульсом Ложной Личности. А вместе себялюбие, своеволие и самодовольство формируют единое безобразное трио. Совсем о другом виде добродетельности говорят нам одновременно и Евангелия, и Работа. Этот вид не имеет ничего общего с лицемерной добродетелью Ложной Личности, её достоинствами, репутацией, внешним представлением и работой на публику — которые являются лишь различными формами любви к себе.
Осознаёте ли вы, что вы можете делать добро, говорить истину, практиковать искренность и вести себя справедливо, но всё это исключительно из любви к себе — всё ради репутации, желания достойно выглядеть, выгоды и почёта — так и оставаясь ничтожеством, не имея за душой ничего хорошего и даже не думая об истине? Но именно поиск путей изменения этого вашего внутреннего содержания и являет собой сущность Работы. Этот сокрытый внутренний человек и являет собой субъект для трансформации, чтобы, когда все ограничивающие его нормы морали, социальные страхи и прочие внешние ограничения будут сняты, он не бросился во все тяжкие, исходящие из его себялюбия.
В определённом смысле, всё воспитание в жизни является, или должно являться, воспитанием себялюбия, одновременно желательным и необходимым. И понятно, что тут предпочтительнее быть среди людей, воспитавших своё самолюбие, а не хамов. Но парадоксальным образом, являясь желательными и необходимыми, подобные вещи часто становятся на пути Работы. Работа может так и не найти места, чтобы войти, а внутреннее восприятие её истинности оказаться недоступным для переживания. Полученная от других сила может входить, но продолжать отвергаться лежащим в основе себялюбием, а Заместитель Управляющего так никогда и не сформироваться. Именно Заместитель Управляющего начинает противостоять самолюбию. Приходящий же на смену Управляющий объявляет ему войну.
Атака на позиции самолюбия начинается с фазы самонаблюдения. Сначала замечаются одна-две, а потом всё больше глупых фантазий самолюбия касательно себя постепенно извлекаются на свет сознания. Самонаблюдение впускает свет. Свет освещает смехотворность занимаемых позиций. Человек смеётся над собой и начинает ранить своё собственное самолюбие. Такая способность искренне посмеяться над своим самолюбием демонстрирует уже значительный шаг вперёд. Сознательное — то есть, свет — встречается с действовавшим бессознательно, в темноте. Чёрное и белое встречаются, пусть вначале и на незначительных участках. Но каждый раз, когда это происходит, самолюбие убывает, а сознание возрастает за его счёт. Человек постепенно теряет своё прошлое, легко детонирующее, сверхчувствительное чувство "я". Это означает появление большего баланса, появление мягкости и терпимости. Если вам удаётся ясно увидеть проявление одного из аспектов самолюбия на протяжении длительного периода, то вы получите его полно-размерную фотографию, как оно двигалось сквозь ваше Тело-Времени. Но мы уже говорили обо всём этом раньше. К этому ещё следует добавить следующее — нетрансформированное самолюбие препятствует реальному изменению уровня бытия.
В своих Посланиях Павел неоднократно говорит о трудностях с людьми, реально ищущими своего, которых не волнует само учение. "Потому что все ищут своего, а не того, что [угодно] Христу" (Фил. 2:21). Также и в другом месте, где он говорит явно о "самолюбивых", "вечно учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины" (2 Тим.3:7). Он подразумевает, что обладая лишь самолюбием, без реальной его трансформации ("А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении..."), они не способны поднять своё бытие до уровня, требуемого для внутреннего восприятия истины.
NOTE : Предмет самолюбия настолько необъятен, что лишь несколько из сторон его упомянуты здесь. Вся жизнь основывается на самолюбии. Везде люди ищут удовлетворения своего самолюбия тем или другим путём, или же жаждут мести за то, что, как они воображают, ранит их самолюбие. Можно отметить ещё один момент. Одной из величайших опасностей, угрожающих всему человечеству, является организованное самолюбие. Это делается навязыванием людям определённых идеалов и вдалбливанием их в молодое поколение, но я не собираюсь говорить далее на эту тему. Вы можете подумать об этом сами...
(Обсуждать в ЖЖ)
(Источник: Maurice Nicoll, Psychological Commentaries, Vol. 5, SELF-LOVE, Amwell, 26.7.1952)
Самолюбие и Вселенная
Когда человек внутренне меняется, меняется и его взгляд на Вселенную, в которой он живёт. Одно не может измениться без другого. Как то, чем он являлся, становится другим, также меняется и мир в котором он живёт. Человек больше не чувствует себя как раньше и не воспринимает мир прежним.
Каков ваш взгляд на Вселенную, в которой вы живёте? Не кажется ли вам, что до сих пор вы воспринимали её лишь некритически, как данность, ровно в той же степени, в какой принимали как данность себя? То есть, особо не задумывались ни о том, ни о другом.
Скажем, я могу считать Вселенную просто некой гигантской машиной, настолько огромной, что лучу света, путешествующему со скоростью 300,000 километров в секунду, потребуются миллиарды и миллиарды лет, чтобы лишь пересечь её. Она содержит многие миллиарды звёзд — намного больше, чем мы способны видеть невооружённым глазом. Звёзды эти образуют большие скопления, именуемые галактиками. Наше Солнце является одной из звёзд нашей галактики — Млечного Пути. Галактика наша имеет дискообразную форму. Находясь сами внутри этого диска и глядя в небо, мы видим над головой густую звёздную полосу. Это и есть Млечный Путь, наша галактика, содержащая в себе более 100 миллиардов звёзд. А в доступной для изучения, наблюдаемой Вселенной находится примерно 500 миллиардов таких галактик, разбросанных в пределах просто немыслимых расстояний, охватывающих пространство около 100 миллиардов световых лет. Попытайтесь представить себе расстояние, которое свет проходит за год, двигаясь со скоростью 300,000 километров в секунду, а затем попытайтесь представить себе подобное расстояние в 100 миллиардов световых лет. Оно просто невообразимо для нас, хотя может быть и вполне представимым для некого высшего ума.
Луч света, исходящий от второй ближайшей к нам звезды — ближайшей к нам является Солнце — достигает нас через 4 с лишним года. А это означает, что видим мы её совсем не там, где она находилась 4 года назад. Также и Солнце — мы видим его не там, где оно реально есть, а где оно находилось 8 минут назад. Из-за конечной скорости света, медленно ползущего сквозь огромные межзвёздные пространства, ни одна из звёзд не находится там, где они видятся нам.
И в этом, за пределами всякого понимания, безбрежном и невероятных глубин океане Вселенной где-то плавает наша земля — мельчайшая частичка, освещённая с одной из сторон. А где-то на поверхности этой, полуосвещённой, полутёмной пылинки расположились и мы с вами: вы и я, полные самолюбия и самомнения, существующие как две ещё более бесконечно малые и ничтожные частички. Такова наша ситуация в видимой Вселенной с точки зрения физической величины, занимаемой в пространстве 3х измерений. Что же касается четвёртого, временного измерения, то оно имеет весьма своеобразное взаимоотношение с настоящим моментом времени, если вспомнить хотя бы тот факт, что мы видим не реальное месторасположение звёзд, а некие места, где они были в прошлом. Мы видим всю Вселенную в прошлом — какой она была когда-то. В качестве сравнения, представьте, насколько нам было бы неловко и неудобно оказаться в аналогичной ситуации, если бы то же самое вдруг случилось со всеми объектами в комнате, где мы находимся — мы могли бы их видеть, но не могли дотронуться до них.
Возвращаясь к нашей теме, каков эффект воздействия всего этого на самолюбие?
Уменьшает ли оно экзальтированную идею Человека о собственной важности?
Учит ли оно Человека, как говорится, "более смиренно ходить под Богом"?
Сейчас уже нет, но раньше такое случалось. Несколько веков назад, когда Галилей заявил, что Земля не только вращается, но ещё и движется вокруг Солнца, человеческое самолюбие, неспособное приспособиться к осознанию этой идеи, было серьёзно уязвлено — причём настолько, что Галилей скоро предстал перед Инквизицией и был принуждён к публичному отречению (тихо произнеся при этом своё знаменитое: "И всё-таки она вертится"). До этого же люди реально верили, что та самая ничтожная пылинка, наша Земля, является недвижимым центром всей Вселенной, со всеми её мириадами звёзд, вместе с Солнцем любезно и послушно вращающихся вокруг неё, совершая один оборот каждые 24 часа.
Впрочем, всегда есть способ вновь утвердить своё самолюбие, даже когда оно получает такой серьёзный шок, столкнувшись лицом к лицу с чем-то грандиозным, захватывающим или действительно важным. Вид подобного нерукотворного Парфенона в первый раз может поражать воображение, но человек есть человек, и далее он пытается влезть и увековечить своё имя на одной из его главных колонн.
Посредством такого нехитрого нахальства, подобно шаловливому мальчишке, самолюбие возвращает свою былую развязную бойкость. И это не гипербола, некоторые из современных астрономов ведут себя практически также в отношении Вселенной. Это излюбленная техника, используемая самолюбием — пренебрежительное отношение ко всему, угрожающему его превосходству. А повод для глумливых издёвок можно найти всегда.
Ровно в таком же ключе, современная наука и говорит нам сейчас, что Вселенная, какой бы огромной она не была, не представляет из себя ничего особенного, что бы могло внушать благоговение или давать ощущение чуда. Вселенная пришла к существованию случайным образом и само её существование бессмысленно. Вот так вот. А поскольку самолюбие ненавидит всё, что может превзойти его, то можно предположить, что именно это, берущее начало в самолюбии, отвращение и стоит за современным научным отрицанием цели и смысла во всём. Всему можно найти объяснение, даже тому изысканному порядку, который можно различить в структуре даже мельчайших вещей, таких как атомы, также как больших солнечных систем и галактик. Природа рассматривается в виде некой серии китайских коробочек, одна в другой, и учёные уже нам постоянно твердят: "Мы надеемся вот-вот открыть последний, самый маленький и сокровенный из всех коробков". Но они скромно умалчивают при этом, что и этот открытый коробок, безусловно, будет объявлен пустым, что бы там ни было.
Когда Юнг сказал Фрейду, что многие из снов можно интерпретировать иначе, чем некое ретрогрессивное исполнение сексуальных желаний, а некоторые могут показывать и весьма полезные будущие направления для индивидуального развития, ему было сказано, что подобного рода вещи нельзя признавать. Юнг отказался не признавать их. И в целом, нынешние ссоры с наукой больше вызваны подобными интерпретациями, некоторые из которых удивительно низкого качества. Но многие учёные боятся сказать прямо, что они думают. Само провозглашение идеи стоящей за Вселенной разумности автоматически ведёт к остракизму.
Далее, сама идея механической, случайной, бессмысленной Вселенной не поможет Человеку поднять уровень своего бытия. Она произведёт обратный эффект и естественно это делает. Если мы не чувствуем некого благоговейного трепета от прикосновения к чуду, то наше самолюбие никак не затрагивается. Как уже было сказано в предыдущем комментарии, если самолюбие остаётся неизменным, никакое внутреннее изменение невозможно. Ещё, хоть это обычно и неверно понимается, хочу сказать, что всякие споры на эту тему бесполезны. Всегда в подобных случаях будет спорить ваше самолюбие, опасаясь за потерю контроля над вами. Замечали вы, насколько чувствительным бывает к атакам самолюбие? Работа упоминает двух Гигантов, которые идут перед нами и организовывают всё для нас заранее. Имя им — Гордость и Тщеславие. Именно два этих аспекта самолюбия являются особенно чувствительными ко всему, что может низвергнуть их. Во всём, что касается их власти, это безжалостные повелители.
Работа не может пойти перед нами, приготовляя пути (как должно быть во всём), пока не ослабнет сила двух этих пустых, глупых и бесплодных Гигантов. Длительное наблюдение позволяет постепенно ослабить их силу. Но наблюдая, имейте в виду также следующее: именно качество вашей любви к Работе определяет ценность её для вас и её силу в способности изменить вас. Если эта любовь будет явно отличной от вашего самолюбия, тогда ваше наблюдение этих Гигантов будет приводить к их ослаблению. Но если ваша любовь к Работе будет лишь очередной формой проявления вашего самолюбия, то ваше наблюдение Гигантов не ослабит, а наоборот, сделает их сильнее.
Далее, как мы знаем из учения Работы, Вселенная эта является творением. И не мёртвой, непонятной, случайной и бессмысленной вещью. Это живое творение из систем внутри других систем, каждая из которых имеет свою цель и значение, все живые и способные к развитию или вырождению. Также и мы созданы в ней с определённой целью и смыслом, живём и идём к развитию либо вырождению. Человечество на Земле, по сути, является неким особым экспериментом по само-эволюции. От нас требуется нечто большее, чем просто жить и обустраивать свою жизнь. Именно это "нечто большее" мы и пытаемся изучать, в этом заключается вся суть Работы. Поэтому, с одной стороны, как я уже сказал в начале: я могу считать Вселенную лишь огромной, случайной, бессмысленной и мёртвой машиной или же я могу смотреть на неё в свете того, что говорится о ней Работой. Какое из этих отношений более подходит для уменьшения моего самолюбия и, за его счёт, изменения себя? Я упомянул в начале, что вы возможно никогда не думали о Вселенной по настоящему и не имеете собственного представления о ней. Вы принимаете всё как должное. И в то же время, это то место, где вы существуете. Работа настойчиво призывает ваше внимание к этому. Но люди едва ли осознают даже тот факт, что они живут в солнечной системе. Такая неспособность расширить своё внимание даже в такой незначительной перспективе кажется странной. Можете вы догадаться о причине?
(Обсуждать в ЖЖ)
(Источник: Maurice Nicoll, Psychological Commentaries, Vol. 5, SELF-LOVE AND THE UNIVERSE, Amwell, 31.7.1952)