Мы живем в культуре, полностью загипнотизированной иллюзией времени, в которой так называемое настоящее ощущается как ничто иное но бесконечно малая, тонкая как волос, граница между всемогущим причинным прошлым и всепоглощающе важным будущим. У нас нет настоящего. Наше сознание почти полностью занято памятью и ожиданиями. Мы не отдаём себе отчёта в том, что никогда не было, нет и не будет иного опыта нежели наш опыт нынешнего. Потому мы оторваны от реальности. Мы путаем мир, о котором говорят, который описывают и измеряют, с тем миром, который существует в действительности.
Текст Уотса резонирует с тем, что Сузуки-роши говорит о дуальной структуре времени:
Возьмём, например, этот лист бумаги у которого две стороны и на чьём примере я хочу объяснить двойную структуру или же природу нашего учения. Такой подход, на мой взгляд,может использоваться для объяснения реальности всего сущего.
Например, согласно нашему пониманию, время обладает двойной структурой.
С одной стороны время непрерывно, а с другой - дискретно. Если мы положим, что время непрерывно, то у нас нет необходимости в часах. И когда я говорю о том, что сейчас полдесятого то это означает, что в это время я обладаю прерванным течением времени, моё представление о времени -дискретно. В действительности, сейчас, уже не полдесятого посколько в процессе слежения за временем оно продолжает идти. Но я должен сказать это если у меня есть часы и меня спрашивают "который час?", сказать, что сейчас полдесятого. Но это не так на самом деле. Это всего лишь идея о дискретности времени. Потому дискретность и непрерывность времени суть двойная реальность.
Нынешнее и настоящее являются одним целым, это те самые две стороны одного листа в книге жизни, разделяющего прошлое и будущее.
(Источник: Taisen Deshimaru "Questions to a Zen Master", Rider 1985)
Категории: Буддизм, Основные разделы
Неожиданно…