"Можно дурачить часть народа всё время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить всё время весь народ" (Авраам Линкольн)
Говоря об истории, мы ищем взаимосвязь событий, развивающихся во времени, но меня не оставляет чувство поверхностности этого поиска. Действительно, за многими грандиозными событиями русской истории маячит призрак массового сумасшествия. Иначе как объяснить периоды почти полного разрушения своей же культуры и религии, полного уничтожения своими же руками созданных государственных структур, массовых убийств сограждан...? Простите биолога за несколько неуместную аналогию, но всё это сильно похоже на аутоиммунную реакцию (это когда иммунная система теряет ориентиры и начинает бороться со своим же собственным организмом, часто обрекая его на уничтожение). Я, правда, надеюсь, что в отличие от аутоиммунной реакции «историческое сумасшествие» имеет под собой здоровые начала и ведёт к выздоровлению. Такое возможно, если причина процесса, воспринимаемого как «историческое сумасшествие», находится вне видимых исторических событий. Обычно под этой причиной понимают русский менталитет (загадочную русскую душу), но в отношении российской истории мне представляется, что лучше употреблять термин «российский народ». Ментальность в таком случае уходит на второй план, и сам народ в периоды «сумасшествия» уже не отличим от того же французского народа.
История страны - это не столько история издания государственных документов и смены правителей, сколько история спадов и подъёмов народного духа. Если народ не захочет, то ни один царь не усидит на престоле, не будет развиваться наука и искусство, рухнет любое начинание... Никакие коммунисты не пришли бы к власти, если бы народ не решился уничтожить предыдущую власть. То есть, сначала народ уничтожил власть не буквально, а подсознательно. На власть царя плюнули, как потом плюнули и на коммунистов.
Новые временщики от власти писали в своих учебниках истории, как они подготовили и обеспечили исторические события, но время показало, что это были потуги в духе «мы пахали» ("как сказала муха, сидящая на роге пашущего вола"). Я, собственно, это говорю к тому, что взгляд на историю России с точки зрения перепадов народного настроения может многое прояснить. Например, видно, что все неприятности России в прошлом веке начались с её позорного поражения в Японской войне. Тогда, пожалуй, у народа впервые возник вопрос о компетентности монархического государственного аппарата, призванного (в своё время) защищать интересы россиян. Последующее поражение в первой мировой войне было не столько военным поражением, сколько экономическим. Оно вызвало у народа уже чувство глубокого разочарования в правительстве. После затяжного окопного противостояния, голодающие российские солдаты решили, что тыл их оставил без снабжения. Это «предательство» стоило положения или даже жизни всем, кто был хоть немного вовлечён в руководство дореволюционной Россией. В 1917-м на волне народной апатии к власть имущим толпы авантюристов рванули к власти, но она досталась самым жестоким (большевикам), как выразителям народного разочарования и реальным палачам старого государственного аппарата.
Надо сказать, что народу (в его массе) было всегда глубоко плевать на идеи лидера большевиков - Ленина. Даже самые ярые апологеты Ильича скорее всего не читали (и не понимали) всю его писанину. Народные ценности вполне очевидны и все сводятся к одной - процветание. В 20-х годах прошлого столетия народу нужно было, чтобы неразбериха и разруха наконец прекратились. Нужна была определённость, стабильность. Народ вспомнил твёрдую руку царя и закрыл (как минимум) глаза на жёсткие меры Сталина. Позже, за победу во второй мировой Сталину простили почти всё (чтобы там ни говорили политики). Ведь поражение в войне – один из самых больших народных страхов.
Интересно, что народ очень терпелив к пролитию своей крови, что указывает на его особый статус – он не простая сумма людей, а социум (социальная система). Он не боится крови, но при этом очень озабочен своим существованием в целом. Народ не прощает правительству даже кажущегося предательства национальных (то есть своих) интересов. Таким «предательством в перспективе» является, например, глупость на государственном уровне. Конец коммунистов стал очевиден, когда народ начал смеяться над коммунистическими лидерами (анекдоты о Хрущёве, Брежневе...). Это остановить репрессиями невозможно. На фоне народной апатии к коммунистам как лидерам развал СССР оказался совершенно естественным, даже несмотря на его формальное неодобрение большинством «советских граждан». Эта искусственная формация внутри российского социума не смогла ничего сделать для его предотвращения. Народ же, как обычно после времён неразберихи, – захотел стабильности. На политической арене утвердился Владимир Путин с его жёсткими стабилизационными мерами. Надо сказать, что в периоды неразберихи народ обычно поддерживает крайне правых или крайне левых (поэтому они сейчас так уверенно себя чувствуют), и Путин представляется просто удивительно мягким выбором россиян. Тут, возможно, сказались исторические уроки, преподанные коммунистами.
Чего завтра захочет народ? Народ всегда хочет стабильного процветания. Всё, что встанет на этом пути, будет уничтожено, как и политики, направляющие народ по ложному пути «временного процветания любой ценой».
Теги: История, Россия, Русь Категории: История, Основные разделы