Великий таджикский ученый Ибн Сина еще при жизни получил почетное прозвище «князь ученых». В средневековой Европе его знали под именем Авиценна. Мировую известность ему принесло его медицинское сочинение «Книга исцелений». Впрочем, сам Авиценна считал медицину легкой наукой. Уже в 17 лет он владел искусством врачевания с таким совершенством, что консультировал известных врачей своего времени.
Но его научные интересы отнюдь не ограничивались медициной. Можно сказать, что они вообще ничем не ограничивались. Когда Авиценна 10-летним мальчиком закончил духовную школу, он уже знал наизусть весь Коран и успел овладеть важнейшими разделами филологических наук — поэтикой, грамматикой, стилистикой и риторикой. Продолжая заниматься самообразованием, Авиценна в 18 лет стал автором «Книги знаний» — одной из самых полных энциклопедий Средневековья, посвященной вопросам философии, логики, физики, математики, астрономии и музыки.
На долю ученого выпала беспокойная жизнь. Он сочинял свои книги не в кабинетной тиши, а в тревогах и смутах феодальных войн, из-за которых ему приходилось часто менять место жительства. Имущество его не один раз было разграблено, погибла и его библиотека, в том числе рукопись философской энциклопедии в двадцати томах «Ал-Инсаф» («Справедливость»).
Однажды Авиценна оказался в заточении в крепости Фарджан. Ее комендантом был старик, жаловавшийся на глухоту. Авиценна осмотрел его уши, промыл серные пробки, после чего к больному вернулся слух. Вне себя от радости комендант приказал снять с узника цепи и предоставил в его распоряжение бумагу, чернила и перья из крепостной канцелярии.
Они подружились. Старый комендант знал тысячи разных историй и, страдая бессонницей, охотно беседовал с Авиценной ночи напролет. Под влиянием этих бесед Авиценна написал повесть «Живой, сын Бодрствующего» (так переводилось имя коменданта Хайи ибн-Якзан). Герой этого произведения стремится познать окружающий мир, для чего даже спускается в ад и поднимается в райские выси. Через двести лет после смерти Авиценны Данте разовьет этот сюжет в бессмертных терцинах «Божественной комедии».
Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили в Хамаране возле городской стены, но по прошествии 8 месяцев прах ученого был перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.
По преданию, почувствовав близкий конец, Ибн Сина приготовил 40 снадобий, которые должны были воскресить его. Правила их использования он продиктовал своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению. На его глазах немощное тело старца постепенно превращалось в цветущее тело юноши, появилось дыхание, порозовели щёки. Оставалось влить в рот последнее лекарство, дабы закрепить жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Но ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд, и тело Ибн-Сины вновь превратилось в безжизненный труп.
P.S.
Через сто с небольшим лет после смерти Ибн-Сины на главной площади Багдада религиозные фанатики сожгли его философские книги. Но практически в то же самое время его рукописи переводятся на латынь, и Авиценна занимает в Европе положение «самодержавного правителя от медицины». После изобретения печатного станка, огромные пять томов «Канона врачебной науки» напечатают сразу вслед за Библией. Латинский текст «Канона врачебной науки» был издан впервые в 1473 году, а арабский — в 1543 году.