Дмитрий Щербина и Янина Гриневич
Попытаемся вкратце непредвзято изложить основы гностического мифа на основании наиболее ранних гностических текстов, чтобы не оставалось поводов для фантазий и критического мифотворчества. Только объемное понимание гностического мифа и его логики позволяет понять структуру мышления первых гностиков и дальнейшее развитие гностической мысли в сторону её украшательства и синкретизации с различными другими космогоническими моделями.
В основе гностической космогонии, опирающейся на Апокриф Иоанна, как базовое писание гностиков, лежит понимание о едином внемирном божественном начале, называемым Духом незримым, описать которое можно только в отрицательных образах – Он незримый, нерушимый, неограниченный, непостижимый, неизмеримый, несравнимый, о нем нельзя размышлять как о неком боге, богах или чем-то подобном.
Текст дает понять, что Дух незримый или Свет это всё и основа всего. Это весь мир, идеальный и реальный, и весь «строительный материал», из которого создан мир. Всё существует внутри этого Духа и нет ничего, что существует вне Его.
В Духе существует определённый порядок, проявленный Духом, для построения идеального мира Духа из Него в Нем самом. Этот порядок состоит из конкретных качеств, образующих структуру Духа.
Основополагающее качество или Сила Духа это Мысль, которая названа материнским чревом всего, то есть, любое действие или движение в идеальном мире начинается с Мысли, которая является категорией Жизни и названа Матерью. Как далее повествует гностический миф Апокрифа Ионна, Мыслью формируются другие основополагающие качества, названные Предвидение, Нерушимость, Вечная Жизнь и Истина. Все эти качества являются качествами Мысли, а, следовательно, и качествами Духа.
Принимая во внимание, что в раннехристианском понимании к Отцу постоянно применяется эпитет «Любовь», и учитывая содержание Апокрифа Иоанна, можно сделать вывод, что все эти пять качеств, включая Мысль, вместе являются категорией Любви и названы Отцом. Структура качеств Отца является структурой в Духе, которая фактически обслуживает категорию Жизни = Мысль, приводя образы, возникающие в недрах Мысли в соответствие со структурой Духа. Мысль формирует образы, Нерушимость это качество, из-за которого ничто и никогда не сможет разрушить эти образы. Предвидение, то, что дает возможность знать всю информацию от начала и до конца. Вечная Жизнь, то, что позволяет нерушимым образам существовать бесконечно и Истина, которая заключается в том, что все эти образы не имеют никакого изъяна, то есть принадлежат Духу и соответствуют его структуре. Все эти пять качеств категории Любви присутствуют и в категории Жизни, прослеживая линию мысли того же текста Апокрифа Иоанна. Будучи умноженными на двое (Мать и Отец, каждый обладает пятью), они формируют десять качеств, являющихся единым целым и называемых Мать-и-Отец или десятерица.
Любое движение Матери дает толчок к началу синхронного движения Отца, которое Отец заканчивает вместе с окончанием движения Матери.
Цикл движения Мать-Отец называется сизигией и повторяется бесконечно. Первое движение этих начал, первый цикл воспроизводит категорию Знания, являющуюся инструментом, которым действуют Мать-и-Отец. Категория Знания называется Сыном, Словом и саморождённым Богом.
Полный цикл движения Отца-и-Матери с одновременным воспроизведением категории Знания есть процесс Творения.
То есть, категория Жизни рождает идею и образ, категория Любви приводит этот образ в соответствие с качествами Духа и категория Знания завершает этот процесс реализацией образов, приведенных в соответствие с качествами Духа. Фактически при каждом цикле происходит дупликация базовой конструкции Жизнь-Любовь-Знание.
Кроме этого, категория Знания имеет несколько вспомогательных качеств, базовым из которых является Ум.
Созданный таким образом идеальный мир, имеет восемь составляющих - пять качеств Отца (Мысль, Предвидение, Нерушимость, Вечная Жизнь и Истина), Сын = Слово, плюс Ум и Дело.
Этот идеальный мир – восьмерица или Огдоада, называется Полнотой или Плеромой.
Мысль постоянно формирует образы, согласовывая их со структурой Духа, категория Любви приводит образы в соответствие со структурой Духа, а категория Знания реализует эти образы. Полнота находится в постоянном движении, воспроизводя внутри себя множество дубликатов, которые связаны каждый друг с другом, повторяя порядок, проявленный Духом.
Фактически в Полноте находится постоянно увеличивающееся бесконечное количество дублей структуры Духа, которые одновременно являются одним целым. И эта вечно движущаяся и расширяющаяся сама в себе структура олицетворяет абсолютный порядок и покой.
Согласно гностической космогонии в одном из бесконечных дублей Полноты категория Жизни в соответствии с порядком, проявленным Духом, начала цикл Творения. Синхронно с категорией Жизни начала движение и категория Любви. Однако, категория Знания, по неизвестным причинам и мотивам, не реализовала образы Мысли, приведенные в соответствие с качествами Духа.
Поскольку категория Жизни не могла остановится, находясь в вечном движении, то результат Творения получился не содержащим категории Любви и категории Знания. То есть, Творение получилось не содержащим всех необходимых качеств Духа, а именно, без Предвидения, Истины и Ума.
Следовательно, не полным, что условно означает – не принадлежащим Полноте. Структура Полноты была нарушена. Неполноценное творение, называемое Первым Архонтом, имея в себе полноценную Мысль и являясь дублем материнского чрева, в соответствии с заложенным порядком Духа, с момента своего проявления начинает творить. При этом, не имея полного набора качеств Полноты, неполноценное творение рождает образы в соответствии с порядком, заложенном в Духе, но без качеств, которые не были даны этому творению. Реализуя эти образы без соответствия со структурой Духа, тем самым реализуются изначально неполноценные творения, хотя и имеющие определенное подобие образов Полноты, но подобие скорее карикатурное из-за отсутствия полного набора качеств Духа.
Являясь материнским чревом для создаваемого мира, Первый Архонт реализует этот мир без категорий Любви и Знания, без качеств Предвидения, Ума и Истины, что означает то, что созданный Архонтом мир не принадлежит Полноте ввиду отсутствия вышеупомянутых категорий и качеств. При этом, в соответствии с заложенным в Первом Архонте механизмом она создает в себе подобие категории Любви, то есть Отца и подобие категории Знания, то есть Сына для реализации своей структуры своего творения. Но, в отличие от цикла творения в Полноте, цикл Архонта, продолжая плеромическую систему и создавая своих дублей, творит подобие циклов без обязательных составляющих, а именно: Предвидения, Истины и Ума, то есть изначально неполноценные творения.
Которые, однако, полностью повторяют и систематику, и цикличность Плеромы, порождая новые сизигии в виде новых «отцов» и «матерей».
Таким образом, первым Архонтом был создан его несовершенный мир, заполненный неполноценными, но вечными творениями.
Несовершенный дубль в структуре Полноты нарушил порядок, существующий в Духе. Полнота, восстанавливая свою структуру, изолирует мир Архонта внутри себя от себя же и пытается вернуть Силу-Мысль, присутствующую в Архонте для прекращения появления его новых творений, имеющих Вечную Жизнь.
Для этого Архонту был показан образ категории Любви - Отца - Первого Человека. Эта демонстрация образа Любви подталкивает первого Архонта на творение образа Первого Человека и Первый Архонт при помощи своих многочисленных творений изготавливает душевно-чуственный образ категории Любви и невольно, по своему незнанию, перемещает в этот образ свою Мысль-Силу, чтобы заставить существовать созданный образ.
Тем самым первый Архонт лишается возможности творить вечные образы, а у созданного образа Любви появляется потенциал вернуться в Полноту, тем самым окончательно восстановить нарушенный порядок в структуре Полноты.
Для этого между Полнотой и изолированным миром Архонта создается путь из различных миров с определенными функциями, своего рода фильтр, позволяющий образу Первого Человека постепенно проходя эту цепочку миров и очищаясь от наслоений изъяна, вернуться в Полноту в первозданном состоянии.
Все эти события, начиная с появления Первого Архонта до создания Первым Архонтом душевно-чувственного тела Первого Человека, кратко и отчасти аллегорически отражены в Библии в первой главе книги Бытия, равно как и в более ранних текстах мифологии Месопотамии. Отсюда и множественное число, якобы архаичное, в названии творящего Всесильного – Элохим и носящийся Дух Божий – Мысль – Мать и человек – мужчина и женщина в одном лице.
Лишенный Силы Первый Архонт при помощи своих творений, растворяет душевно-чувственный образ Первого Человека в единственной доступной ему форме вещества для творения – недолговечной, меняющей форму субстанции, не имеющей Предвидения, Нерушимости, Вечной Жизни и не принадлежащей Полноте, а следовательно не имеющей Истины – в материи.
Поместив образ Первого Человека в материальный слепок и пытаясь вернуть себе Силу, Первый Архонт сумел разделить Силу на две части и поместил отделенную часть во второй материальный слепок, но вернуть себе Силу ему не удалось.
Отражаясь друг в друге, две части Силы умножались в своем отражении, тем самым притягивая из Полноты категорию Жизни. Эти два материальных слепка названы первыми мужчиной и женщиной.
Потеряв надежду вернуть себе Силу, Первый Архонт, используя механизм отражения двух частей Мысли в слепках материальных людей и привлечения тем самым Мысли из Полноты, создает механизм материального деторождения, благодаря которому недолговечные материальные тела самостоятельно воспроизводят новые материальные тела, привлекая в процессе воспроизводства новые части Мысли во вновь зачинаемые материальные оболочки. В процессе создания данного механизма был создан материальный мир, органическая жизнь, на базе которой и были созданы слепки материальных людей, в которые и была заключена Мысль из Полноты. Недолговечная материальная оболочка, после окончания своего существования, отпускает душевно-чувственный образ Первого Человека и этот образ, постепенно очищаясь, от эмоциональных наслоений материального мира возвращается назад в Полноту.
Таким образом, материальный мир с растворенным в нем Светом будет существовать лишь до того момента, пока материальные люди размножаются, продолжая действия механизма привлечения новых частей Мысли из Полноты. Более всего в продолжении жизни материального мира заинтересованы архонты, поскольку это их мир и в нем они могут управлять даже теми, в ком есть образ Мысли.
Но, для того чтобы управлять материальным миром, необходимо было создать механизмы, не позволяющие образам Первого Человека вспомнить свое происхождение и уйти из этого мира, просто прекратив свое существование.
С этой целью Первый Архонт, как образ материнского чрева или категории Жизни и созданные Первым Архонтом псевдообразы Отца-категории Любви и Сына-категории Знания, создают из себя искаженные псевдообразы Духа, Отца и Сына, используя ту свою вечную часть, доставшуюся им из Полноты.
Тем самым образуется некая иллюзия Духа, в которой категория Жизни подменяется смертью, категория Любви подменяется страхом и ревностью, категория Знания подменяется Обманом.
Для закрепления эффекта в жизнь материальных людей были внедрены совершенно другие ценности, бесконечные заботы, борьба за жизнь, законы, не позволяющие отвлечено от довлеющего над материальным миром обманчивого Духа оценить свою суть, узнать и вспомнить свою сущность и происхождение. Внедренные законы, которые не работали во всех без исключения случаях материальной жизни, приводили к тому, что материальные люди постоянно находились в состоянии страха, усугублявшего страх физической смерти, и не позволяющего осознать свою внутреннюю суть.
Мир архонта, окружающий материальный мир, названный местами середины, не позволял материально чувственным телам людей (душам) освобождавшихся от материальных оболочек после физической смерти, уйти дальше этих мест середины, в которых души не могли также познать свою суть, очистится от страхового эмоционального фона и вернуться в Полноту.
Тем самым, изолированный от Полноты мир архонта благодаря механизму деторождения материальных людей в одностороннем порядке привлекал новые части Полноты в свой мир и у частей Полноты не было возможности вернуться обратно.
В мире архонта также происходят определенные изменения. В связи с тем, что у материнское чрево-Первый Архонт лишается своей Силы, а следовательно становится равной своим же созданиям, то её же создания, а именно псевдокатегория Знания – Слепота поглощает и псевдокатегорию Жизни – Смерть и псевдокатегорию Любви – страх и ревность, становясь фактически единоличным правителем и владельцем мира архонтов и материального мира. Именно этот архонт и именуется в Библии, как единый Бог с именем Яхве. Отражение этих процессов мы находим во множестве фольклорных сюжетов различных народов, где позднее созданные боги-сыновья поглощают или уничтожают своих богов-родителей.
Для нейтрализации действий архонтов в местах середины с целью дать возможность душам очистится и вернуть Свет в Полноту, категория Знания вынуждена прийти в места середины для исправления своего же изъяна.
Путь к изолированным от Полноты местам середины идет через воплощение в материи, то есть при рождении материального человека категория Знания попадает в материальный мир. И естественный путь в места середины предстоит через смерть материального тела. Находясь в материальном теле категория Знания дает материальным людям знание о категории Любви-Отце. Это Знание вместе с пониманием и осознанием человека о том, кто он, где находится и куда должен вернуться, называется рождением свыше.
Жестокая казнь материальной оболочки категории Знания показательна с точки зрения бессилия властителя материального мира над тем, что заключено в любой человеческой материальной оболочке. Кроме того, казнь демонстрирует несовершенство законов материального мира, а следовательно, несовершенство того, кто дал эти законы и создал
материальный мир.
Попав в места середины, категория Знания изолирует властителя материального мира и его «воинство», тем самым открывая возможность всем душам, находящимся в местах середины, очистится и Свету вернуться в Плерому.
После смерти материальных оболочек души попадают в места середины и дальнейшая скорость их продвижения в Плерому зависит от их осознанного желания принять Знание и вернуться в Полноту.
Находясь в материальной оболочке, люди способны воспринять и получить Знание , либо путем получения информации через людей и источники, содержащие это Знание, либо напрямую от категории Знания, путем, так называемых, откровений, что и происходило, судя по оставленным текстам, с людьми после казни материальной оболочки категории Знания.
Таким образом, полученное Знание о несовершенстве материального мира, о наличии у человека вечной составляющей и возможности для нее вернуться к настоящему Отцу и является эсхатологическим представлением гностиков и называется Спасением.
С точки зрения гностического мифа наш материальный мир является временным явлением, которое в конце концов обязательно закончится естественным путем – либо погибнет, либо опустеет после того, как люди примут Знание и перестанут материально размножаться.
Задача гностика – человека, принимающего на веру гностический миф, пройти эту жизнь по возможности не оставляя никаких привязанностей к этому миру, не оставив потомства, уйти на встречу со своим настоящим Отцом.
Для гностика в этом мире нет и не может быть ничего ценного и полезного, кроме любви и сострадания ко всему живому, мучающемуся существованием в этом мире, и любви между единомышленниками, понимающими и принимающими путь к Знанию.
Таково краткое содержание гностического мифа или гностической космогонии, позволяющее увидеть основную линию эсхатологических представлений гностиков и базу их верований, а также позволяющее отследить все пути развития человеческой мысли, использовавшей данный миф для разработки других космогонических картин.
Снимок Кирилла Николаева (обсуждение в ЖЖ)
Категории: Библиотека, История, Не для всех, Основные разделы, Религии мира, Тексты