Елена Наумова
Формирование представлений об аде в христианском богословии происходило на протяжении полутора тысяч лет, обрастая все более колоритными деталями и сочными подробностями. Тогда как в канонических новозаветных текстах (равно как и в ветхозаветных пророчествах) ничего особенного по этому поводу не сказано, кроме того, что Христос на второй день после распятия спустился в ад, чтобы донести свою проповедь душам находившихся там праведников.
Живописное изображение ада в восточнохристианской традиции появляется только к IX веку на иконах типа "Воскресение Христово, или Сошествие во Ад". Именно так в православии изображается Воскресение и до сих пор: Христос, попирающий сломанные адские врата и протягивающий руки выходящим из гробов Адаму и Еве; в отличие от западнохристианской традиции, где Воскресение представлено спящими у саркофага стражниками и Христом, торжественно и величественно выходящим из гроба, держа в руке белое знамя, на котором начертан красный крест, - символ победы Жизни над Смертью.
Выведение праведников из ада в западнохристианской иконографии является отдельным от Воскресения сюжетом. Тем не менее обе ветви христианства изображают ад двояким образом: либо как темную расщелину в земле, как правило, в скалах, напоминающую пещеру; либо в виде клыкастой пасти некоего чудовища, из которой выходят праведники, или, наоборот, в которую падают бесы. И никогда в православной традиции ад не изображается в виде геенны огненной.
Несомненно, оба типа изображений преисподней передавали некие представления об аде. Откуда же они взялись? Существуют два источника этих представлений в раннем христианстве, которые на тот момент четко различались, в дальнейшем же слились в единый образ, - это иудаизм и греко-римская мифология.
Правда, никаких мучений в Аиде не предполагалось. Души томились от отсутствия света, тепла и радости, что само по себе для древнего грека было страшнее чертей с раскаленными кочергами. То есть, подземное царство в античной традиции - это просто унылые темные катакомбы, где вечный холод и тоска. Поскольку были добровольцы, спускавшиеся в Аид по делам еще до кончины (Орфей, Эней, Одиссей), то мы знаем, как выглядело и место их спуска: это трещина в земле или пещера в скале, как правило, в гористой местности. Именно эти греческие представления о подземном царстве отразились в изображении ада на ряде икон "Воскресение, или Сошествие во ад": трещина в земле или пещера в скалах, ветхозаветные праведники просто поднимаются из своих гробов. Ад был для них как бы душехранилищем, без пыток, терзаний и вечного огня, что и показано на одной из икон этого типа (Дионисий. Сошествие во ад. 1502 год).
Второй тип изображений ада на иконах - в виде пасти чудовища в левом нижнем углу - восходит к иудейским представлениям о Шеол. При переводе Ветхого Завета на греческий название Шеол повсеместно заменялось на слово "ад". В иудаизме Шеол представляется одушевлённым существом, страшным чудовищем. Он проглатывает мёртвых, смыкая над ними свои гигантские челюсти, утроба Шеол вечно ненасытима, а душа его расширяется и волнуется в предчувствии добычи. Подобное описание мы можем встретить в Книгах Исайи и Иова.
Из Книги Бытия мы знаем, что в Шеол сходили души всех умерших - и грешников, и праведников. И именно у иудеев появляется представление о наказаниях грешников в Шеоле, которые "окованы железом и скорбью", для чего там имеются ангелы-мучители - будущие бесы и черти христианства. Одновременно в иудаизме была сформирована идея о том, что муки Шеола не навсегда. Это, собственно, не ад, а чистилище, где души искупают свои грехи, после чего их за руку выводят в рай архангелы Михаил и Гавриил. Здесь в зародыше представлена вся христианская концепция об аде, чистилище и рае, искуплении грехов и выведении душ из утробы смерти в вечную жизнь.
Существует любопытная литография XIX века, где скомпилированны все три иконографических типа: изображение ада в виде Шеол, над пастью чудовища - Христос, попирающий ногами сломанные адские врата (интересно, где располагались врата в пасти зверюшки?), и знамя победы над смертью в руке Христа, что вообще не характерно для православной традиции и является влиянием западноевропейского канона в изображении "Воскресения".
Если же говорить о формировании представлений об аде вообще, то следует сказать о происхождении понятия "Геенна огненная". Гееном - это долина за стенами древнего Иерусалима, где сжигали мусор и падаль, а также находился скотомогильник. Самым страшным наказанием для древнего иудея было быть не похороненным по установленному обряду, а быть сожженном в Гееноме вместе с падалью. Так поступали только со страшными преступниками, и проклятие "Гореть тебе в Гееноме!" было пострашнее любого другого. Это представление в христианстве наложилось на идею Шеола и античные верования в Аид и так родился образ преисподней. В христианстве это было еще усилено обещанием вечных мук, чего не было в концепциях ада в других религиозных системах: у греков не было мук, у иудеев - вечности страданий. Таким образом, христианство сформировало мощный инструмент манипуляции сознанием, которым с успехом пользовалось вплоть до XVIII века.