Граф Юлий Помпеевич Литта принадлежал к древнему миланскому роду. Молодым человеком он в 1789 году поступил на русскую службу и отличился в войне со Швецией. Впоследствии именно он доставил императору Павлу звание великого магистра Мальтийского ордена, за что был сделан вице-адмиралом и графом Российской империи.
Граф Литта отличался несколькими эксцентрическими особенностями: во-первых, голос его — густой, бархатный бас — покрывал собой все другие голоса, а иногда и звуки оркестра. В обществе голос графа получил наименование «трубы архангела при втором пришествии». Во-вторых, граф, вовсе не будучи большим гастрономом, страстно любил мороженое и поглощал его в неимоверных количествах. Так, во время антракта в театре ему приносили порцию за порцией мороженого, и он быстро его уничтожал.
Известные в то время кондитеры: Мецапелли, Салватор, Резанов и Федюшин почитали графа своим истинным благодетелем.
После убийства государя Павла Петровича граф Литта жил в полном одиночестве в своем доме на Большой Миллионной. Окна его особняка никогда не были освещены.
Но однажды, 24-го января 1839 года, к удивлению всех соседей, мрачный дом озарился огнями, загорелись и яркие плошки у подъезда. Оказалось, медики объявили графу, что ему остается жить не долее нескольких часов. У римских католиков обряд приобщения святых тайн совершается с некоторой торжественностью, поэтому граф и приказал засветить все люстры, канделябры и подсвечники в комнатах, через которые должен был проходить священник со святыми дарами.
Причастившись, умирающий приказал подать себе в спальню серебряную форму мороженого в десять порций, со словами: «Ещё вопрос, можно ли мне будет на том свете лакомиться мороженым»!
Покончив с лакомством, граф закрыл глаза и перекрестился, произнеся уже шёпотом: «Салватор отличился на славу в последний раз». Вскоре он перешёл в лучший из миров. Остаётся неизвестным, нашёл ли он там свое любимое мороженое.
Категории: История, Основные разделы