Как гласит традиция, братья родились в греческих Фессалониках (то есть, Салониках, которые неграмотные пока ещё славяне прозвали Солунь – потому и братья стали у нас Солунскими). Старший, Михаил, (будущий Мефодий) сделает внушительную военно-административную карьеру – но потом по неясным причинам пострижётся в монахи. Младший, Константин, (будущий Кирилл) с детства имел склонность к книжному знанию и уединению. С уединением, впрочем, получалось плохо – несмотря на рано принятый сан, его не отпускали из Константинополя, где Философ (почётное прозвище Константина) преподавал и одерживал блестящие победы в диспутах.
(Дискуссионным является уже вопрос происхождения братьев – то ли они греки, то ли славяне. Справедливости ради – последних в Солуни было немало. Болгары, само собой, отстаивают болгарскую версию).
Итак, каким-то образом, братья становятся миссионерами императора. Миссий этих известно три. В первую Константин отправится в единственном числе – и, надо признать, с треском её провалит. (Впрочем, и дело было непростое – убедить хазарского кагана принять христианство!..) Согласно приближенным к Кириллу источникам, в ходе дискуссии он с обычным мастерством разделает муллу с раввином – но коварный хазарин передумает… Скептики уверяют, что всех перехитрит раввин – он скромно отмалчивался, пока оппоненты в пылу спора не перешли на личности… каган от крикунов отмахнётся. (Ничего – через каких-то сто лет придёт наш Святослав и не оставит от каганата камня на камне!..) А вот Кирилл сделает в этом походе важное приобретение – какие-то книги, написанные «русьскими» письменами.
«Позвольте, – возможно, скажет кто-нибудь. – Какие такие «русские письмена» за несколько лет до изобретения славянского алфавита, о котором собственно, и речь?!» «Правильно, – кивнут традиционалисты. – Описочка вышла… читать надо «сурьские»… то есть – сирийские… а на самом деле – арамейские…» (М-да… это сильно упрощает дело!)
Сторонники версии докириллической письменности довольно резонно рассуждают: раз славяне не только уже существовали, но и как-то разговаривали (чего, вроде бы, никто не отрицает!) – то почему бы им самостоятельно не придумать некий алфавит?.. Правда, с материальными доказательствами негусто – потому оставим тему специалистам. Во всяком случае, матушка-Екатерина – на добрых полтора века опередив М. М. нашего Задорнова – настаивала: « ...славяне древнее Нестора письменность имели, да оные утрачены и ещё не отысканы – и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели!». Впрочем, эта немка за всё русское – и особо, язык! – стояла горой.
Следующие миссии солунских братьев (уже совместные) пройдут в Болгарии и Моравии. (Для простоты будем считать, что это примерно там же, где и сейчас). Причём, обе происходили практически одновременно – что делает неясным историю с Болгарией. (Впрочем, не для болгар!.. С Моравией всё ясно: прозвище Мефодия – Моравский). Согласно источникам, здешний князь Ростислав напишет византийскому императору: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей». Признанные слависты, Мефодий и Кирилл, отправляются в путь.
(Некоторые тут задаются вопросом: откуда и когда братья-греки успели так понатореть в чуждой речи? Или она действительно была не чуждая?.. А главное – неужели все славяне говорили на одном языке?..)
Так или иначе, годом создания славянского алфавита (по распоряжению ЮНЕСКО) считается 863-й – когда братья прибыли в упомянутую Моравию. (Невзирая на понятные претензии болгар, в своё время наш Синод установил празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла именно в ознаменование тысячелетия Моравской миссии. Вероятно, не стоит добавлять, что дальше на Восток – то есть, в наши края – братья не продвинутся.)
Зато вскоре их срочно вызовут в Рим!.. До Великого церковного раскола оставалось почти два века – но трения Западной и Восточной церквей входили в завершающую стадию. Деятельность братьев, проповедовавших на местном языке, подрывали монополию господствовавшего в Моравии католического духовенства… к тому же, бытовал тезис, что славить Бога можно исключительно на языках, которыми когда-то была сделана надпись на Кресте: еврейском, греческом и латыни.
Потенциальные еретики выйдут из ситуации проверенным тысячелетиями способом: поднесут папе редкие мощи св. Климента… тот мгновенно смягчится, разрешит славянское богослужение – и даже закажет соответствующие переводы для римских церквей.
К сожалению, дальняя дорога подорвёт и без того слабое здоровье Константина – он скончается, и будет похоронен в Риме. Перед смертью Кирилл скажет брату: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь». Рукоположенный в архиепископы Моравии и Паннонии, Мефодий совершит ещё немало подвижнических подвигов – и, спустя годы, вернётся в Константинополь, где и упокоится.
Категории: История, Основные разделы, Религии мира