В XVII-XVIII вв. в Тибет с целью проповеди христианства было послано несколько миссий, однако самой яркой фигурой среди миссионеров оказался итальянский иезуит Ипполито Дезидери. После долгого путешествия он прибыл в Лхасу в 1716 году и получил от местных властей позволение изучать буддизм и обучать христианству.
Дезидери с усердием взялся за совершенствование своего тибетского языка (основы его он выучил до этого в Ладакхе) и изучение буддийской литературы. Он поселился в монастыре Сэра, где с учеными ламами изучил Ламрим Ченмо Чже Цонкапы, который позже перевел на латинский язык. Его искренний интерес к буддизму, открытость и дружелюбие вызывали симпатию тибетцев, и хотя обратить в христианство почти никого не удавалось, тибетские наставники с удовольствием вели с Дезидери продолжительные и серьезные диспуты на философские темы.
Дезидери написал пять работ на классическом тибетском языке, где, признавая правоту ряда положений буддизма, с философских позиций критиковал некоторые буддийские учения, в том числе, доктрину перерождения. Это была, кажется, единственная серьезная и глубокая дискуссия между католиками и тибетскими буддистами за всю историю тибетско-европейских отношений.
Однако деятельность Дезидери, который присылал на родину трактаты с тонким анализом буддийского учения, но не мог похвастаться большим числом новообращенных, вызвала раздражение церковных властей. В 1722 году он был отозван из Лхасы. Впоследствии он написал первую научную книгу о Тибете и дал первое описание тибетского языка.
На место Дезидери были присланы монахи-капуцины, которым было дано указание не мудрствовать, а заниматься делом. Прибывшие миссионеры стали насильно обращать местных жителей в христианство, а венцом их деятельности стал устроенный на одной из площадей Лхасы костер из "нечестивых" буддийских книг. В знак доброй памяти о Дезидери тибетские власти не стали их наказывать, а лишь выслали их из Тибета. После этого христианские миссии в Тибете были запрещены. Это же послужило началом изоляции Тибета и формирования представления о европейцах как о жестоких варварах и врагах веры.
(Снимок Алексея Терентьева)
Категории: Буддизм, История, Основные разделы