Вообще-то, при рождении парня звали Анри Луи Огюст Рикар. Его мать была дочерью торговца, а отец проделал любопытную карьеру от учителя верховой езды до директора Королевской академии в Лионе - где-то по пути и пристала звучная дворянская приставка. Впрочем, дед Огюста был инженером - потому молодой человек поступил в архитектурную школу, где его учителем, в частности, был создатель стиля «ампир» и архитектор самого Наполеона, Шарль Персье...
Учёба Огюста Монферрана несколько раз прерывалась как раз из-за Бонапарта с его войнами, в которых будущий архитектор то и дело принимал участие - причём был ранен и удостоен Ордена Почётного Легиона. Впрочем, в 1814-м Наполеон сошёл со сцены; служба закончилась, а в Париж прибыл наш Александр I; каким-то образом Монферрану удалось пробиться к русскому императору с заранее заготовленным «Альбомом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I». Все эскизы (вроде Триумфальной арки «Храброму российскому воинству» - уж не спрашивайте, откуда у наполеоновского офицера возникла такая идея; возможно, он просто переписал название!)... так вот - все эскизы сопровождались описанием материалов и сметой (как говорят - изрядно заниженной, ничто в этом мире не меняется!).
Так или иначе, русский царь красивые рисунки бойкого француза заметил, и вскоре Огюст Рикар получит приглашение в Петербург. Как выяснится - навсегда; он проживёт здесь сорок лет, став Августом Антоновичем. Правда, поначалу дело как-то не пошло: Монферран попал под начальство другого известного творца Северной столицы - испанца Бетанкура - а тот собрался пристроить его художником на Императорский фарфоровый завод, но стороны не договорились о зарплате (Огюст изначально ценил себя дорого!). Однако недоразумение не затянулось - как раз в это время Александр затеял перестройку Исаакиевского собора, но все участники конкурса так и норовили камня на камне не оставить от первоначального здания (творцы - что возьмёшь!) Монферран воспринял царское техзадание буквально и пририсовал к творению Ринальди пролёты и портики, сделав из него равноконечный крест. Александру опять понравилась понятливость француза - проект был утверждён, и стройка началась.
Существует мнение, что на протяжении всей своей карьеры Монферран был не столько архитектором, сколько рисовальщиком - правда, замечательно искусным. Косвенно это подтверждается тем, что по мере воплощения его проекта в жизнь выявилась масса конструктивных недочётов. (Хотя, могла здесь примешаться и зависть коллег к «выскочке» - обвинили же Огюста, в придачу, в каких-то злоупотреблениях!) Однако, Александр крепко прикипел к проекту (к тому же, работы начались - деньги, что называется, «были потрачены»!) - потому привлекли дополнительные конструкторские мозги (того же Бетанкура), но Монферран остался главным архитектором.
Строительство Исаакиевского собора шло четыре десятилетия - а за это время Огюст отметился рядом других проектов, среди которых наиболее известна Александровская колонна. Дело было уже при Николае - он желал увековечить память брата, и дал весьма чёткие указания: колонна должна быть выше бонапартовой Вандомской - и подобна Трояновой в Риме. (Монферран поначалу нарисовал какой-то гигантский обелиск - но практичный император его забанил, и француз быстро исправился).
Кроме того, Монферран поднял и установил на фундамент московский Царь-колокол, участвовал в проектировании собора Нижегородской ярмарки - и, задумал, но не успел осуществить памятник уже Николаю. Надо сказать, обласкан он был при всех царях - получил действительного статского советника, не считая орденов и иных почестей. Тем не менее, Александр II не сочтёт возможным исполнить просьбу католика быть похороненным под творением всей его жизни - Исаакиевским собором. (А ведь Монферран предусмотрительно и местечко для себя предусмотрел!) Ограничатся тем, что погребальная процессия трижды объедет вокруг собора - а затем прах француза отправят на родину, где он и затеряется...
Снимок Валерия Аллина (обсуждение в ЖЖ)
Категории: Библиотека, Искусство, История, Основные разделы
повезло нам с Монферраном! :0)