Когда я начал учиться в Ленинградском Университете в 1982-м, у нас в общежитии появились два брата из Мариуполя. Мы их звали сокращённо от фамилии: Хал Старший (Сергей) и Хал Младший (Виталик). Они только что отслужили в армии старшими сержантами. Смотрелись орлами, учились только на отлично. Старший, Сергей, был заводилой. Его ещё до армии выгнали из Ленинградского Политеха за организацию студенческих демонстраций. Это в 1979-м-то! В ЛГУ он сразу стал профоргом – сколько раз выручал меня с милицейскими делами, да и я его… Благодаря Сергею я случайно попал на своё первое свидание с будущей женой, с которой мы уже 36 лет вместе.
Последний раз я видел Сергея во сне, когда оказался на Том свете 6-го сентября этого года. Выглядел он слишком хорошо: даже во сне я подумал, что он выглядит гораздо лучше, чем раньше. Я сразу понял, что он уже умер. Он стоял в компании друзей – у него всегда было много друзей - я подошёл к нему и спросил: "Где твой младший брат Виталик?". Он ответил: "У своего отца, наверное". Следовательно, Виталик должен был быть ещё жив.
Вчера мне сообщили, что Виталик отыскался в Мариуполе, а Сергей умер в апреле этого года. Сегодня я созвонился с Виталиком. Сергей умер вскоре после того, как захватили город. Они по возрасту уже не воевали (да и трудно мне представить их стреляющими в русских солдат) - прятались в подвале своей многоэтажки, а русские танки долбили по дому, пока его не разрушили. После «захвата дома» братья попали в фильтрационный лагерь, где их продержали 2 недели: спать им приходилось на жутком холоде на бетонном полу. Видимо, у Сергея обострились болезни. Как Виталик говорит: «Сергей захандрил и умер». Похоронил его Виталик во дворе дома... "Русский мир" предложил перезахоронить тело за 25 тысяч рублей, но таких денег там ни у кого нет.
Город, говорит Виталик, сейчас похож на Сталинград после войны. Работы нет. Только недавно появилось электричество. Кое-где есть вода или газ. Начали кое-где работать магазины: появилась возможность купить хлеб на русскую пенсию.
Спросил Виталика, как там настроение у мариупольцев. Говорит, мрачное: все устали и хотят только, чтобы их никто не трогал.
Нечто подобное было с моим школьным другом в Херсоне. Но сразу после освобождения он позвонил мне с главной площади, куда подтянули интернет, и сказал: «Воды нет, связи нет, электричества нет, но как же хорошо!»
Теги: война, Мариуполь, Украина Категории: Доска объявлений
спасибо. печально.
(а ссылка на обсуждение в ЖЖ не работает)
Грустно.
Война для всех это большая трагедия