Валерий Аллин
(фантастический рассказ)
P.S. "Ванга была гением полнейшего и чистейшего сопереживания, абсолютным медиумом - её вхождения в людские миры были молниеносными, космически обжигающими - для неё не было границ времени и пространства, границ языка, культуры, границ тела, границ души - медиумическая сверхпроводимость..." (Владимир Леви, «Наёмный бог»)
Космический корабль "Пандева" был одним из наиболее удачных в своём межгалактическом классе, но он даже не успел закончить испытательные полёты, когда недалеко от Меркурия сверхсильный выброс солнечной радиации безвозвратно повредил его систему дистанционного наблюдения. Конструкция корабля в принципе исключала возможность ремонта аппаратуры такого уровня точности: она была напрямую завязана на его компьютерный интеллект, буквально сращена с ним.
Подобные драмы на уровне окончательных испытаний редко, но случались и раньше. Не подлежащие ремонту корабли обычно отправляли на так называемую "детскую площадку" для тренировки молодых пилотов, но в этот раз генеральный конструктор решил побороться за "Пандеву": корабль вернули на сборочную площадку, а для технической диагностики был приглашён ведущий специалист по компьютерному интеллекту. На правах старой дружбы генеральный звал его просто Михаил, но коллеги за глаза прозвали его Архангелом - с компьютерным интеллектом он творил чудеса.
Основной темой научной работы Архангела было совмещение человеческого и компьютерного интеллекта: в перспективе компьютер должен был воспринимать мысль человека как свою собственную (делая при этом необходимые уточнения), но для этого надо было ещё как следует потрудиться. В принципе это было возможно, так как скорости обработки информации в коре головного мозга и в компьютере были одного порядка. В перспективе же такой контакт давал практически безграничный контроль над чрезвычайно (если не чрезмерно) поумневшими машинами. Средств на это направление не жалели, и скоро уже все корабли были способны улавливать намерения своих командиров. Это вторжение в "компьютерное подсознание" уже само по себе было огромным скачком вперёд, но в лаборатории Архангела наметился ещё один научный прорыв - первые компьютеры, способные при отключении внешних сигналов "видеть" человека и при этом воспринимать его как лучшего из себе подобных, имеющего внутреннее право на приказ. Этого нетрудно было добиться, принимая во внимание божественную с точки зрения компьютерного интеллекта осведомлённость людей об истинных причинах, планах и целях космических экспедиций.
Так или иначе, но не было ничего удивительного в том, что Михаил в первую очередь вышел на прямой контакт с интеллектом "Пандевы". Тогда и выяснилось, что проблема была чисто механической. Звездолёт был списан, но не для практики пилотов. По сути полное отключение систем наблюдения на сколько-нибудь длительное время на задействованных в экспедициях космических кораблях было практически невозможно, а для стоящей на земле "Пандева" время отключения не было лимитирующим фактором, и она могла служить своего рода ретранслятором-переводчиком человеческих идей. Генеральный конструктор не мог упустить такую возможность контролировать другие корабли межгалактической флотилии. На "Пандеву" был назначен опытнейший капитан в отставке, в задачу которого и входили поддержание в полном порядке систем наземного жизнеобеспечения корабля и, главное, доставка конкретным космическим кораблям определённой информации "божественного происхождения". Ник и пароль остались теми же: "Михаил" и "Архангел"...
Снимок Валерия Аллина (Обсуждение в ЖЖ)
Категории: Библиотека, Нью-эйдж, Основные разделы, Тексты
Интригующее начало рассказа 🙂
Валерий, я знаю Ваше отношение к критическим замечаниям, и тем не менее…
Как инженер, замечу, что сложные технические системы обычно стараются строить по блочному принципу — то есть так, чтобы выход из строя одного блока как можно меньше влиял на все остальные, и чтобы этот блок можно было отремонтировать или заменить.
Поэтому «напрямую завязать на компьютерный интеллект» систему дистанционного наблюдения — решение технически неудачное. Не соответствующее определению, что корабль «был одним из наиболее удачных в своём классе».
Если «конструкция корабля в принципе исключала возможность ремонта» какой-то части аппаратуры, то это явная недоработка инженеров. Это моё мнение, как технаря.
Конечно, для фантастического рассказа такие вольности простительны 🙂
С уважением.
Это притча. Корабль — это человек.