(Эссе на тему гурджиевской встречи в Париже 16 декабря 1941 года, перевод Андрея Коклина)
Однажды вы поймёте, что получаете в жизни ровно то, что даёте. Также и сама жизнь ваша зеркально отражает всё то, что вы из себя представляете. Всё это присутствует в вашем образе себя. Вы пассивны, слепы, требовательны. Вы берёте от жизни всё, принимая данное как должное и не чувствуя никаких обязательств. Ваше отношение к миру и к жизни являет собой отношение человека, считающего себя вправе выдвигать любые требования и получать, без необходимости платить и не думая о заслуженности получаемого. Вы верите, что всё вам причитается лишь потому, что это вы! Вся ваша слепота — в этом! Ничто в таком отношении не задевает, не поражает вашего внимания. И в то же время, именно это поддерживает в вас отделённость одного мира от другого.
У вас нет меры, дающей возможность измерить себя. Вы живёте исключительно согласно собственным "мне нравится" или "мне не нравится"; вы не цените никого, кроме себя самих. Вы не признаёте ничего выше себя — теоретически и логически - возможно, но реально - нет. Вот почему вы требуете, продолжая верить, что всё вокруг стоит дёшево и в вашем кармане всегда найдётся достаточно монет, чтобы купить себе всё, что только пожелаете. Вы не признаёте, не цените ничего выше себя — не важно, находится ли оно вовне или внутри вас. Именно поэтому, я повторяю, у вас нет меры и живёте вы пассивно, в соответствии со своими желаниями и нежеланиями.
Да, именно это отсутствие внутренней меры, вместе с "высокой оценкой себя", ослепляет вас! Это самое большое из препятствий к новой жизни. Необходимо преодолеть это препятствие, этот порог, прежде чем идти дальше. Именно этот тест делит людей на два вида: "пшеницу" и "мякину". Не важно, каким бы разумным, одарённым и выдающимся не был человек — если он не изменит оценку себя, не будет никакой надежды на внутреннее развитие, успешную работу по самопознанию, никакой надежды на подлинное становление. Он останется таким, каким был всю свою жизнь. Первое требование, первое условие, первое испытание для любого, кто хочет работать над собой — изменить видение и оценку себя. Но это изменение не должно быть воображаемым — не достаточно просто верить или думать, необходимо видеть в себе такие вещи, которые вы никогда раньше не видели, и видеть их реально. Внутренняя оценка себя никогда не изменится, пока человек ничего не видит в себе. Но для того, чтобы увидеть, человек должен сначала учиться смотреть — это и есть первая инициация человека в познание себя.
Прежде всего, он должен знать, на что надо смотреть. А если он это знает, далее следует прилагать усилия, удерживать своё внимание, смотреть постоянно и с настойчивостью. Если он действительно прилагает постоянные усилия по поддержанию своего внимания и помнит, куда надо смотреть, возможно, однажды он сможет увидеть. А если он увидит это однажды, он может увидеть и во второй раз. И если так пойдёт дальше, он не сможет уже больше этого не видеть. Это то самое искомое состояние, цель всего нашего наблюдения — именно из этого состояния может быть рождено истинное желание, непреодолимое желание быть, стать — из холодных мы станем тёплыми, вибрирующими; и однажды к нам прикоснётся наша собственная реальность.
Но сегодня у нас нет ничего, кроме пустых иллюзий на свой счёт. Мы думаем о себе слишком высоко. Хотя, фактически, мы не уважаем даже самих себя. Чтобы уважать себя, я должен распознать ту часть во мне, которая находится над всеми другими частями, и моё отношение к этой части должно нести в себе реальное свидетельство моего к ней уважения. Лишь в таком смысле я смогу уважать себя. И тогда мои отношения с другими будут руководствоваться тем же уважением.
Надо понимать, что все прочие измерения — талант, образованность, культура, гениальность — являют собой лишь меняющиеся измерения деталей. Единственная точная мера, единственная неизменная, объективная реальная мера — это измерение внутреннего видения. Я вижу — я вижу себя — таким образом, вы измеряетесь. Одной высшей реальной частью вы измерили другую часть, низшую, но также реальную. И эта мера, сама по себе определяя роль каждой части, приведёт вас к самоуважению.
Но вы увидите, что сделать это не просто. И стоит это не дёшево. Вам придётся платить дорогой ценой. Для плохих плательщиков, ленивых людей, паразитов, нет никакой надежды. Вы должны платить — платить много, платить немедленно, платить авансом. Платить собой. Искренними, добросовестными усилиями. Чем больше вы готовы платить — не экономя, не мошенничая, без каких-либо фальсификаций — тем больше вы получите. Но с этого времени вам придётся гораздо ближе познакомиться со своей природой. И вы увидите тогда все уловки, все виды недобросовестного обмана, к которым прибегает ваша природа, чтобы избежать оплаты наличными. Поскольку платить вам придётся всеми своими готовыми теориями, укоренившимися убеждениями, предрассудками, соглашениями, своими "я люблю" и "я не люблю". Не торгуясь, честно, без претензий и притворства. Не отворачиваясь, искренне, стараясь видеть ситуации, когда вы пытаетесь подсунуть в качестве оплаты свои фальшивые деньги.
Попытайтесь на какое-то время принять идею, что вы не тот, за кого вы себя принимаете, что вы переоцениваете себя, а фактически, обманываете себя. Что вы постоянно лжёте себе — всю свою жизнь, ежедневно, ежеминутно. И что эта ложь управляет вами до такой степени, что вы не в состоянии никак её контролировать. Вы являетесь жертвой обмана. И эта ложь везде. Ваши отношения с другими — враньё. Воспитание, которое вы даёте, соглашения — враньё. Ваше учение — враньё. Ваши теории, ваше искусство — враньё. Ваша социальная жизнь, ваша семейная жизнь — враньё. И то, что вы думаете о самом себе — также враньё.
Но вы никогда не останавливаете себя в том, что делаете или говорите, потому что вы верите в себя. Вам нужно остановиться внутренне и наблюдать. Попробуйте наблюдать без предубеждений, приняв на время эту идею лжи. И если вы наблюдаете таким образом, платя собой, без жалости к себе, отказавшись ото всех ваших предполагаемых богатств ради одного момента реальности, возможно, вы неожиданно увидите нечто, что никогда не видели в себе до сегодняшнего дня. Вы увидите, что вы совсем другой, чем раньше считали себя. Вы увидите, что вас двое. Один, которого фактически нет, но который занимает место и играет роль другого. И тот другой, который есть, но который настолько слаб, настолько неоснователен, что лишь только проявившись, он моментально исчезает. Он не может терпеть ложь. Малейшая ложь повергает его в обморок. Он не борется, не сопротивляется, он побеждён заранее. Учитесь смотреть, пока не увидите различие между двумя своими природами, пока не увидите ложь и притворство в себе. Как только вы увидите эти две различные натуры в себе, в этот день в вас родится истина.
(Источник: "The First Initiation"// Meeting in Paris on December 16, 1941, as recorded by G.I. Gurdjieff's pupils,
from "Gurdjieff: Essays and Reflections on the Man and His Teaching", 1996 //)
(Снимки Максима Ланового), (Обсуждать в ЖЖ)
Категории: Нью-эйдж, Основные разделы
Глубоко…