Первая «Матрица», безусловно, фильм этапный, ставший классикой буквально уже на следующий день после выхода в прокат. Он привлёк к себе внимание не только великолепной компьютерной графикой, удачными актёрами и увлекательным сюжетом, но и каким-то особым мировоззрением, ломающим привычные представления и о материальном, и о духовном мире. В своё время вокруг «Матрицы» шли бурные споры. Сейчас, можно взглянуть на этот фильм более объективно.
Спорящие о «Матрице» стороны можно условно разделить на материалистов и мистиков. У материалистов претензии к фильму были вполне научными. Например, легко доказывалось, что люди не могут быть батарейками. Наивность материалистов («духовных дальтоников») иногда просто поражает. Безусловно, материальная реальность, похоже, вообще была второстепенна для создателей «Матрицы». Так, например, изначально авторы сценария (тогда ещё братья американцы (польско-еврейских корней?) Вачовски) говорили не о батарейках, а о процессорах, но потом (по их собственному признанию) решили, что это слишком сложно для понимания зрителя, хотя чего уж проще: если люди - процессоры, посылающие информацию центральному компьютеру (по фильму «князю мира сего»), то это очень похоже на идею существования всеохватывающего Логоса. То есть, зритель, наоборот, легко бы догадался, что фильм о бунте против самого Создателя, образ которого в понимании авторов, похоже, смешан с «князем мира сего» (Сатаной) и выглядит, соответственно, как Алтабаоф ранних гностиков. Тем не менее, один ключик авторы зрителю оставили.
Сюжет фильма просто вскрывается с помощью имени самого главного героя Нео. На возможность этого указывают явно условные имена двух других главных героев: Морфиус (бог сновидений и/или наркотик) и Тринити (Троица и/или название известного романа Леона Уриса о восстании в Варшавском гетто). Это на фоне второстепенных персонажей – Мышки, Переключателя, Танка… и имени предателя - Цифер (сокращённо от Люцифер), намекающего на Иуду и, следовательно, присутствие Христа. То есть, имя «Нео» должно быть примерно того же уровня экзотичности и никак не может быть простым «новый». Тем более что в этом смысле «нео» - не слово, а часть слова. На особенность имени Нео намекает и его настоящее имя - Томас Андерсон (по-русски Фома - сын Андрея/человека), которое отсылает нас и к Фоме неверующему, и к понятиям «сын Человеческий» или «сын Бездны» (от английского «андер» - «под»). Эти аллюзии подтверждены в фильме цитатами, вложенными в уста других персонажей, которые то и дело называют Нео спасителем, если не просто Христом. Например, в самом начале фильма клиент говорит Нео: «Ты меня спас, ты мой личный Иисус Христос». Кстати, квартира Нео имеет немного изменённое число Сатаны - «101». Еще один намёк на необычность миссии Нео – «нового Антихриста» (?).
Мне кажется, что авторы нашли для своего главного героя действительно удачное многогранное имя: оно имеет оттенок «новый», но его главное значение - «мёртвый». Дело в том, что в отличие от европейцев, американцы не будут копаться в чужих языках для выбора имени: они буду копаться в своём же английском. Я уверен на 90% в том, что американцы Вачовски знали, что значит «нео» на древнем английском, так же, как русские знают, что такое «навь». Дело в том, что слова эти одинакового происхождения. Старорусское слово «навь» и староанглийское слово «нео» происходят от праиндоевропейского слова «неху», которое означало труп (навь - по Далю - мертвец). То есть, когда Нео выпивает предложенную таблетку, он умирает и мается вблизи Земли как все самоубийцы, которых Там не ждёт ничего хорошего.
Теперь попробуем этим ключиком «открыть» «Матрицу», то есть, понять, что нам хотели сказать авторы (тем более что это понимание всё равно работает на уровне подсознания):
(1) Первое, что бросается в глаза – это форма существования людей-батареек: люди они только Там (души; их Нео видит после смерти), а батарейки - только когда их «разум живёт на Земле». То есть, люди – прежде всего души, и они обитают в материальном мире как бы относительно обездвиженными, но при этом производят некую (вероятно эмоционально-информационную) энергию.
(2) Сознание не отделимо от души («Тело без сознания погибает» Морфеус).
(3) Есть силы, контролирующие пребывание людей в материальном мире («князь мира сего» и его слуги в духовном и материальном (агент Смит и др.) мирах).
(4) Души, переставшие производить энергию, изымаются из материального мира и отправляются в неизвестном направлении. По пути они могут сбежать и остаться свободными, хотя их будут искать якобы с целью окончательного уничтожения.
Пока всё было просто и мистически более-менее верно. Не говорится только, что души эти обычно незрелые, и на Земле они задерживаются в виде привидений.
Фабула фильма тоже весьма проста: группе душ самоубийц с главарями Сон и Бунт (я выбрал главные смыслы их имен из описанных выше) не хватает особенно сильной и принципиально отличной от них души, чтобы начать борьбу за освобождение человечества от «князя мира сего» (далее просто Князь). Они находят подходящего человека и быстро уговаривают его покончить жизнь самоубийством, приняв яд. Надо отметить, что «товарищи» готовы были убить его и просто так, не допустив попадания в руки Смита: сначала они отправили Нео на карниз небоскрёба, а потом угрожали ему пистолетом. Этот вариант, правда, не очень их устраивал: Нео должен был умирать медленно, дабы они успели обнаружить код его души (в фильме - номер ячейки).
Итак, Нео после принятия таблетки – душа самоубийцы. С точки зрения современной мистики, души самоубийц должны быть подвергнуты некоторым очистительным процедурам, к которым они не очень стремятся. Часто поэтому именно они и находятся «между мирами». Надо только не забывать, что такие души всё же сохраняют свою духовную природу, и время для них течёт гораздо медленнее, чем для людей в материальном мире. Это значит, что с точки зрения человеческого сознания (времени) – души (и будучи в теле, и в виде приведения) должны быть сильно заторможены. Действительно, по Ньютону, души разбирают свои жизненные «полёты» уже после смерти тела, вероятно не успевая толком отслеживать мелочи при сборе информации на Земле. То есть, Нео после смерти надо было научиться двигаться побыстрее (что вряд ли возможно), или научиться временно вселяться в других людей, как это делает агент Смит и его товарищи («Смит» в США – это как «Иванов» в России - «любой человек»). Мистически более вероятно второе (я сталкивался с подобными случаями), но это бы, правда, совершенно запутало зрителя (недостаток жанра: ещё бы и Нео с друзьями постоянно переселялись бы в незнакомых зрителю людей).
Так или иначе, Нео справляется с задачей временной материализации и оказывается на Земле тогда, когда ему нужно. Зачем? Ради освобождения людей от «ига Князя». Но авторы видят только один путь к такому освобождению – добровольная смерть. У остальных нет выхода из «зоопарка, тюрьмы, реальности», как называет наш мир агент Смит. Наверно, именно для того, чтобы показать ничтожность человеческой жизни в «гетто», главные герои с невероятной жестокостью и упорством уничтожают огромное количество людей, которых они и за людей-то не считают. Другими словами, авторы не верят в массовое спасение людей (душ) при жизни и призывают «прорываться» к давно разрушенному Раю (место, откуда люди были выдворены на Землю) после добровольной ритуальной (нужны «проводники») смерти .
Некоторые считают философию фильма вполне каббалистической (как и весь фильм), и тому есть много поводов, на которых я не хочу сейчас останавливаться. Интересно, что в Каббале Бог – Бесконечность (которую мистики обычно противопоставляют Вечности) - Эйн-Соф ("Бесконечный" ). Он же - Алтабаоф? Впрочем, я не эксперт в Каббале и в подходе Вачовски к фильму вижу только плохо понятый ранний гностицизм. То есть, Нео выступает в роли молодого Сатаны (он же молодой Алтабаоф), который в противовес позднему Алтабаофу не вышвырнет людей из Рая, а вернёт их обратно (вероятно истребив их всех на Земле). Парадокс? Хуже. В результате происходит не действительное освобождение людей-душ, а какая-то борьба за создание ещё одного клана на духовном уровне, которая при силе Князя, конечно, закончится не в пользу Нео, если только Нео, не «луч Света», на который он просто никак не тянет: не могу себе представить Иисуса Христа с автоматом в руках.
Итак, критики фильма, высказавшиеся насчёт людей–батареек, не правы. Речь не о материальном мире и законы физики к нему вот так запросто не применимы. Фильм заслуживает критики, скорее, с мистической точки зрения. Авторы не захотели говорить правду до конца: «отключённые люди» не уничтожаются, а рождаются вновь, и Иисус уже жил на Земле, и Он «разрушил храм» совсем другим способом. В общем, этот фильм - всё то же фэнтэзи, но не без претензии на «Новое Евангелие».
Снимок Станислава Казнова (Обсуждение в ЖЖ)
Категории: Библиотека, Нью-эйдж, Основные разделы, Фильмы