(Ребекка Нотингхэм; перевод Андрея Коклина)
Существует огромная разница между самонаблюдением и самовспоминанием. Последнее не является активностью — это высшее состояние сознания, присутствие которого являет собой определённую стадию роста в Работе и приход её невозможно форсировать. Основа Работы — это именно самонаблюдение, не самовспоминание. И это единственный путь к тому, чтобы достичь реального прогресса в Работе — через последовательные, настойчивые усилия в своём стремлении увидеть, чем вы фактически являетесь и почему действуете таким образом.
Прийти к самовспоминанию нельзя (за исключением редких ситуаций, которые вы не в состоянии контролировать), не пройдя по пути самонаблюдения. Необходимо создать сначала нечто в себе через практику Работы (а именно, самонаблюдения), что будет способным к переживанию самовспоминания, что сможет генерировать условия для этого опыта. Между мыслями о само-вспоминании и его реальным переживанием существует огромная разница. Синонимом для этого термина является "третье состояние сознания" (для тех, кто уже начал чувствовать подобные вещи), переводящее нас временно в состояние сознания, безошибочно воспринимаемое как высшее.
Как вам, наверное, уже известно из книг о Работе, переживание этого состояния не является чем-то незнакомым по жизни — таковы моменты интенсивного чувства благодарности, радости, мира, озарения, etc… Но это переживание характеризуется также ощущением, что подобный опыт приходит скорее как «дар» или «моменты благодати», а не в качестве прямого результата наших усилий… Но как бы парадоксально это ни звучало, при этом необходимо совершать любые возможные усилия, без жалости к себе и неустанно. Усилия эти нужны в качестве «очистки почвы» для проявления более частых и продолжительных переживаний самовспоминания. Поэтому беритесь за то, что является возможным и простым. Наблюдайте за своими внутренними состояниями и отделяйтесь от них, чтобы начать освобождаться от отождествления. Пока в нас нет внутреннего разделения и мы остаёмся управляемыми стимулами и реакциями машинами, мы беспомощны и заключены в тюрьме собственной механики. Помните, что самонаблюдение должно всегда быть не-критическим. Вы не то, что наблюдаете.
Работа начинается с разделения своего внимания.
Если у вас не было ещё опыта подобной практики, попробуйте следующее:
Фокусируя одну часть своего внимания на внешних обстоятельствах, другую его часть направляйте внутрь — для того, чтобы наблюдать за своими внутренними состояниями и реакциями. Вы наблюдаете за собой взаимодействующим в мире, как может это видеть объективный наблюдатель. И видите ваши меняющиеся внутренние состояния. Замечаете противоречия. Посредством разделённого внимания, вы наблюдаете именно себя, а не что либо другое. В самонаблюдении, вы являетесь молчаливым свидетелем внутренней активности, раскрывающей вашу управляемую стимулами и реакциями природу, личностные искажения, дисбаланс центров. Накопленный в этом наблюдении материал может дать знание того, над чем нужно работать.
Именно появление такого внутреннего осознания разделения и является началом самонаблюдения. Это фундаментальное усилие в данном процессе, значение которого невозможно переоценить, из которого исходит всё дальнейшее развитие. Необходимо намеренно обратить часть вашего внимания внутрь, чтобы получить возможность наблюдать себя. Но как уже сказано, важно при этом не судить и не критиковать то, что вы наблюдаете в себе. Подобные эмоции будут лишь искажать наблюдаемое и препятствовать движению вперёд.
~ • ~ • ~
Пытайтесь отделиться от неизбежных самооправданий и наблюдать свои чувства объективно. Отслеживайте первопричину этого неприятного опыта. Продолжительное самонаблюдение даст вам знание, понимание и возможность отделения и освобождения от подобных повторяющихся состояний в себе. Вы наблюдаете, как это беспокойство постепенно стихает, по мере того, как "это" становится видимым. Вся неправильная работа центров теряет свою силу, когда она видится сквозь призму самонаблюдения. Используйте любое распознавание подобного неприятного опыта как вашего "фактора напоминания" и третьей силы, чтобы не позволять себе идентифицироваться. В этой задаче вы используете саму проблему для решения проблемы. То, с чем вы сталкиваетесь, есть негативное воображение. Оно является наиболее серьёзной помехой процессу саморазвития, лишающей нас огромного количества энергии. Как вы могли уже заметить, чаще всего мы обнаруживаем, что реальные события оказываются совершенно другими, чем те, которые рисовало наше воображение. Негативное воображение являет собой классическую форму ненужного страдания, безжалостному избавлению от которого учит Работа. Негативное воображение, в любой из его форм, не только крадёт силу, оно является также совершенно бесполезной тратой внимания, времени и энергии. То есть, полчаса негативного воображения лишь украдёт безвозвратно минимум полчаса вашей жизни. Но вы могли также наблюдать, как даже небольшое количество внимания обладает способностью постепенно "рассеивать" всё воображаемое. Это раскрывает подлинную силу внимания — обычно принимаемого просто как должное, но которое предназначено для использования в качестве основного инструмента нашей сознательной эволюции. Свет наблюдения будет действительно растворять и ослаблять хватку отождествления и воображения. Но не довольствуйтесь просто рассеиванием своих фантазий. Используйте их в качестве топлива для трансформации. Если осознание негативного воображения сможет побудить вас к практике внутреннего разделения, это даст также и новую силу для достижения высшего сознания в данном моменте.
~ • ~ • ~
Ведение некого журнала самонаблюдения не является необходимым и может легко привести к форматорному отношению в усилиях подобного рода. Самонаблюдение должно быть свободным от любых формальных правил и спонтанным. Ваши наблюдения создадут со временем некий каталог инсайтов о себе, что может дать более истинную картину того, чем вы являетесь и с чем должны работать. Журнал действительно может помочь здесь отслеживать подобные восприятия. Но сущность самого усилия заключается в освобождении от оков сна. Ведение журнала может создать некое "пространство", в котором вы временно фокусируетесь на Работе и удаляетесь от размалывающей вас в порошок повседневной идентификации. Но того же можно достичь, скажем, в медитации, намеренном чтении или любой другой из форм отделения себя от "А-влияний". Старайтесь поддерживать свои усилия в Работе более внутренними.
~ • ~ • ~
Путая самовспоминание с самонаблюдением, вы не понимаете, что самовспоминание является высшим состоянием ума, незагрязнённого ничем негативным. То, что вы могли уже «наблюдать» в своих усилиях вспомнить себя — есть лишь искусная выдумка ложной личности. Но как только ложная личность сама становится наблюдаемой, она перестаёт функционировать столь плавно, если вообще сохраняет свою работоспособность. Иногда мы оказываемся при этом лишёнными способностей взаимодействовать с миром. Подобное состояние является частью эволюции в Работе и оно может чувствоваться как некое "психологическое вертиго" (головокружение), но это временное явление.
Практикуйте самонаблюдение некритически. Не идентифицируйтесь с тем, что вы наблюдаете. Пытайтесь отделиться психологически ото всех негативных мыслей, состояний и чувств. Освободитесь от беспокойства, позвольте личности быть пассивной, и наблюдайте, наблюдайте, наблюдайте.
~ • ~ • ~
Подлинное самонаблюдение может сильно ранить. Бывает больно видеть всю искусственность, незрелость, эгоистичность, нелепости и неконтролируемые тенденции нашего собственного поведения — причём, видеть это всё яснее и с большей объективностью. И большинство людей обычно готовы на что угодно, лишь бы избегать такого прямого, честного взгляда, не видеть себя такими, какие мы есть в реальности или какими стали… Что как раз объясняет, почему эта Работа не популярна и никогда не будет "хорошо продаваться", особенно в сравнении с тешащими самолюбие и "льющими бальзам на душу" всевозможными современными 'feel good'-учениями из категории Нью Эйдж. Наоборот, она будет вызывать потрясение и внутренний протест у всех, кто встречает её.
Даже простое достижение точки, из которой мы сможем видеть себя также, как другие видят нас, уже требует от нас такого уровня посвящения себя Работе, который может вызвать очень серьёзное, но часто необходимое страдание. Работа эта не для малодушных искателей-любителей, собирателей эклектической информации. Она может быть жестокой и разрушительной, когда вы сталкиваетесь лицом к лицу с осознанием определённых вещей в себе. Но затем она может становиться глубоко освобождающей и вдохновляющей.
Верно, что нам нужно быть «безжалостными» с собой, чтобы видеть вещи такими, какие они есть (в том числе, внутренние реакции, отношения, состояния). Но сам смысл этой загадочной практики самонаблюдения заключается в создании нового качества осознания в себе и подготовке фундамента для некого нового восприятия идентичности. В итоге, она ведёт к такому развитию существа, для которого характерно огромное сострадание, даже в отношении наших собственных механических и хаотических аспектов. Высшее сознание позволяет человеку видеть более широкую и беспристрастную картину, а это может вести только к такому роду понимания, которое будет не осуждающим.
Вы не должны приводить себя, такого как вы есть (отождествлённого с механикой личности), в то место, откуда ведётся наблюдение. Именно это и является причиной постоянного акцента в Работе на «некритическом» самонаблюдении. Хотя эти слова и не передают полностью того, что здесь стоит на кону: вы находитесь в процессе нового открытия себя, а достичь этого можно лишь сбросив старую кожу, которая до сих пор давала единственное известное вам чувство себя (за исключением редких проблесков и ранних сущностных воспоминаний).
А значит, это старое «я» не должно выступать в роли наблюдающего. Иначе вы лишь окончательно потеряетесь в тупиках лабиринта. Должно быть создано нечто принципиально новое — направленное внимание, очищенное ото всех фильтров, иллюзий и установок, которые мы принимаем за собственную идентичность. Это деликатное развитие, по сути, являет собой родовой процесс. ‘Различение’ действительно является ключевым словом здесь — обнаружение и регистрация различных качеств и «вкуса» энергий. Распознавание и различение токсичных форм от энергий высшего порядка.
Усилие самонаблюдения не только даёт вам новую информацию, открывая неизвестные до этого способы видения, но что особенно важно, оно прокладывает путь для прихода нового, более глубокого Я. Эта бдительность или зоркость — пока она остаётся независимой от черт характера, настроений, etc — будет генерировать энергии, требуемые для восстановления вашей сущностной природы, погребённой ныне под покровом приобретённой личности. Более того, это будет вести вас к осознанному присутствию вашей духовной природы.
До тех пор, пока вы берёте свою бычью воинственность в наблюдаемое пространство, вам никогда не удастся научиться контролировать или трансформировать его. Что делает понятным известное категорическое требование: не делайте ничего в отношении того, что видите, просто смотрите на это. Чем больше вы увидите сейчас, тем сильнее будет у вас желание изменения и тем больше может появиться возможностей что-то сделать.
И помните, что это не путь самоотрицания, а путь понимания. Как вы знаете, в Работе понимание определяется как результат знания и бытия. В этом смысле, самонаблюдение как раз даёт знание того, как создавать бытие.
~ • ~ • ~
Прежде всего. есть нечто, что необходимо узнать о негативности и её власти над нами, в чём вы можете удостовериться на основании вашего недавнего опыта. Не имеет значения, насколько часто вы обнаруживаете себя спящими. Важно лишь то, что вы осознаёте это. Основным упражнением является некритическое самонаблюдение. Забудьте о трансформации. Лишь самонаблюдение является вашей целью. Наполните своё окружение и своё расписание всеми возможными напоминающими факторами о необходимости наблюдать себя.
Ваши повторяющиеся усилия по самовоспоминанию создадут Рабочую память, которая в свою очередь напомнит вам о необходимости Работать. Всё, что любой из нас способен делать в течение очень долгого времени — это практика самонаблюдения. И наблюдение негативности — есть один из самых информативных способов, чтобы получить представление о себе и о природе сна. Вы можете использовать это чувство негативности, чтобы напомнить себе о необходимости наблюдать: Как проявляется моя негативность? Что является её источником? Гнев, боль, страх? Сделайте наблюдение за своей негативностью своей постоянной практикой и отделите некоторые из наблюдающих 'я' от этой негативности. Не идентифицируйтесь с ней, станьте пассивными в её отношении. И если она не прекращается, не препятствуйте, но и не отдавайте ей вашего внимания.
(Источник - Fourth Way Practices: Self-Observation by Rebecca Nottingham)
Категории: Нью-эйдж, Основные разделы
спасибо! :0)