Кроме Иисуса Христа, на Земле существовал еще только один человек, которого люди удостоили эпитета Спаситель. Это — греческий философ Эпикур.
Спаситель — это тот, кто указывает правильный путь.
Как никто другой, Эпикур мог бы сказать крылатую фразу: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Он учил счастью и считал, что жизнь должна доставлять удовольствие. Правда, его удовольствия многим покажутся невыносимо тяжелой аскезой.
Сам Эпикур формулировал свое учение так: «...когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наше учение, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники, не наслаждение мальчиками и женщинами или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу в душе».
Наслаждение, считал Эпикур, может быть достигнуто при минимуме материальных затрат: «Самая простая снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если только не страдать от того, чего нет; даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден. Поэтому привычка к простым и недорогим кушаньям и здоровье нам укрепляет, и к насущным жизненным заботам нас ободряет…».
Привычки и бытовые пристрастия Эпикура и в самом деле предвосхищали монашеский быт.
Жизнь основанной им общины была чрезвычайно скромна — частично из принципа, а частично из-за недостатка денег. Пища и питье у них состояли преимущественно из хлеба и воды, что Эпикур считал вполне достаточным: «Я ликую от радости телесной, питаясь хлебом с водою, и плюю на дорогие удовольствия, — не за них самих, но за те неприятные последствия, которые они доставляют».
В одном письме он выражает такое желание: «Пришли мне горшечного сыра, чтобы мне можно было пороскошествовать, когда захочу».
Эпикур всю жизнь страдал из-за плохого здоровья, но выработал в себе привычку переносить болезни с большой стойкостью. Именно он, а не стоики, первый утверждал, что человек может быть счастлив и на дыбе. И, как ни странно, не кривил душой. Вот что он писал в день своей смерти одному другу и последователю:
«В этот счастливый и вместе с тем последний день моей жизни я пишу вам следующее. Страдания при мочеиспускании и кровавый понос идут своим чередом, не оставляя своей чрезмерной силы. Но всему этому противоборствует душевная радость при воспоминании бывших у нас рассуждений».
«Смерть его, — свидетельствует Диоген Лаэртский, — случилась от камня в почках ...он лег в медную ванну с горячей водой, попросил неразбавленного вина, выпил, пожелал друзьям не забывать его учений и так скончался».
Вот, собственно, какие привычки следует выработать у себя, если желаешь прослыть по жизни эпикурейцем!
Теги: История Категории: История, Основные разделы