"Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, 15:12
Во многих религиях мира мифы о непорочном зачатии и воскресении были такими же основополагающими как и в христианстве. Мифы эти были известны за тысячу лет до Христа. Как все мифы они имеют очень отдалённое отношение к биологии человека, но в случае христианства речь как раз идёт о человеческом теле Иисуса Христа. Это делает христианство в настоящее время особенно уязвимым.
Я, наверно, плохой христианин. Я хочу слышать проповеди на современном русском языке от современных образованных священников в современном облачении. А главное - я как биолог не могу верить ни в непорочное зачатие, ни в воскресение тела после смерти. Но, если непорочного зачатия мальчика с точки зрения генетики просто не может быть некогда, то с воскресением мёртвого тела 2000 лет назад вполне можно было ошибиться. Это я говорю, как бывший специалист по реаниматологии (дипломная работа плюс две научные статьи). То есть, с точки зрения биологии, если живое тело Христа видели после распятия, то он на кресте не умер.
На это, кстати говоря, намекают странные события во время казни: как гласят Евангелия, спустя некоторое время после подвешивания на кресте Иисусу дали напиться, после чего он потерял сознания; его ткнули копьём в рёбра и из раны пошла кровь; после этого два распятых рядом разбойника были убиты (перелом ног, вызывающий удушающий провис тела) и оставлены на крестах, а Иисуса сняли, отнесли в пещеру и приставили к ней стражу. Во-первых, очевидно особое отношение именно к Иисусу. Во-вторых, кровь из трупа сразу после смерти не течёт, и римские солдаты должны были это хорошо знать. То есть, солдаты проверяли не жив ли Иисус, а потерял он чувствительность или нет. С креста нужно было снять именно бесчувственное тело.
На кого был рассчитана эта инсценировка? Вероятно, на тех кто требовал казни Иисуса и мог наблюдать за ней издалека. Пилат же с самого начала не собирался казнить Иисуса потому, что казнить его было не за что. За казнь невинного в Риме можно было поплатиться карьерой. Это, конечно если речь шла о гражданине Рима. Но кто сказал, что Иисус им не был? Говорил Он на латыни свободно, и это могло по крайней мере заставить Пилата подозревать римское гражданство. Современные учёные считают, что свободное владение латынью было результатом того, что всё поселение, из которого родом был Иисус, ходило на заработки в соседний город, построенный римлянами на пересечении торговых дорог. Кроме римского гарнизона в нём были, бани, библиотеки, и римские государственные службы. Существует даже версия, что Иисус был сыном одного из римлян из этого города. Возможно солдата, а может быть и более высокого сановника, который смог выдать беременную Марию замуж за Иосифа. Не дал ли он и гражданство своему сыну? Не потому ли к Иисусу так нетерпимо отнеслись иудеи, что он не был им своим?
Так что же произошло в день распятия Христа? Предположительный ответ можно найти в "Метаморфозах" Апулея, в одном из рассказов которого отрок вышел из гроба к отцу - он был опоен настойкой корня мандрагоры, вызывающей бесчувствие к боли и "глубокий сон подобный смерти". Апулей жил в нашу эру (родился в 125 н.э.) и описание похоже просто на сатиру по поводу христианства, если бы не одно "но": рассказы Апулея - перепечатка гораздо более древних "Милетских рассказов" (несохранившееся произведение греческого автора II века до н. э.). Зная уважение образованных римлян ко всему древнегреческому, можно предположить, что Понтий Пилат хорошо разбирался в свойствах настойки из корня мандрагоры. Другими словами, скорее всего на кресте Иисусу дали не просто губку, смоченную уксусом, а губку, смоченную обезболивающей настойкой корня мандрагоры, после чего он и впал в сон, подобный смерти. Его сняли с креста и отнесли в пещеру (в Евангелии называемую гробом) и поставили беречь его сон римских часовых. В самом деле, от кого нужно бы было беречь труп казнённого? Двоих других никто охранять не стал.
Утром стражи у "гроба" не оказалось потому, что Иисус уже проснулся. Самовольное оставление поста римскими солдатами каралось смертью, и они предпочитали умереть от руки неприятеля - так оставалась надежда выжить. Значит стражу просто сняли за ненадобностью. Если бы стражи бросили мечи и убежали - это могло бы быть признаком очень большого испуга (за потерю меча наказание - смерть), но нам Евангелие об этом не говорит.
Не так важно куда потом ушёл Иисус. Важно, что зародилась великая религия. Само это зарождение - признак божественности Христа. Казнили его или нет - не важно. Он был с нами и оставил нам открытую дверь к Богу. Он - луч, показывающий дорогу к источнику света.
Пострадает ли от этого религия? Я не сказал ничего нового. Христианство и без того давно находится в кризисе. Ещё сто лет назад Генри Луис Менкен писал: "Христианский мир можно кратко определить как такую часть мира, в которой, если вы появитесь перед публикой и торжественно поклянетесь, что вы христианин, все ваши слушатели разразятся смехом". Люди, видящие нелепость краеугольных христианских мифов, постепенно охладевают к религии отцов. Сейчас отступничество дошло до своих крайних пределов. И не то плохо, что люди теряют доверие к Христианству, а то, что его место не занимает современное, живое учение о Боге. Духовное отходит на второй план, отдавая завоёванные позиции в менталитете плотскому, животному... Совершенно необходимо вернуть Бога людям. Иначе нас ждёт катастрофа: мир должен строиться на духовном, а не на экономическом фундаменте.
P.S. "Мы вслед за Марксом заблудились, считая, что экономика это базис, а все остальное - надстройка. Тысячелетний опыт человечества, все религии мира утверждают, что как раз наоборот: именно совесть - базис, а экономика - одна из важнейших надстроек. Вот та же рыночная экономика, она может хорошо работать при более или менее здоровом состоянии базиса. А экономика без базиса совести - это зверинец с открытыми клетками, что мы и видим сегодня у нас.
Нас ждут трагические неудачи, пока мы не осознаем, что фундаментом человеческой жизни и целого государства является совесть. Разбуженная совесть - самый грандиозный источник человеческой энергии" Фазиль Искандер
Теги: Околофилософское Категории: Библиотека, История, Не для всех, Основные разделы, Религии мира