Мечта-прозрение мистика, философа и поэта Даниила Андреева – Роза Мира, всечеловеческая Церковь-братство, или «религия итога» - согласно его прогнозу, должна была возникнуть в 60-е годы 20-го века. К сожалению, этого не случилось. Но отзвуки Розы Мира, отдельные ее проявления ясно видны в духовном учении нью-эйдж. А если говорить о религии как целостной системе, то это бахаизм, признающий равнозначность трех авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама.
Основателль бахаизма Бахаулла родился в 1817 году в богатой и знатной персидской семье, а в 1863 году заявил, что он является тем, о чьём скором пришествии провозглашал незадолго до того пророк Баб.
Основные постулаты самой молодой на земле религии таковы: единство всех трех религий; отсутствие посредничества между Богом и человеком - каждый верующий должен самостоятельно искать истину; толерантность — отсутствие притеснения по расовому, половому, религиозному и другим признакам; гармония и в перспективе синтез религии и научного знания; социальная справедливость; стремление к политическому объединению мирового сообщества как единой федерации; создание новой цивилизации, в основе которой лежат духовные приоритеты; личное следование моральным принципам, отказ от фанатизма, азартных игр, потребления алкоголя и наркотиков.
Поистине немало общего с будущей всепланетной Розой Мира…
Мне повезло побывать в одном из бахайских святилищ в израильском городе Хайфа. (Удивительная страна – Израиль: сердце трех мировых религий стало прибежищем и четвертой, последней по времени.) Это не место для богослужения и не храм, но красивейший архитектурный комплекс, состоящий из ступенчатого каскада садов и усыпальницы пророка Баба. Бахаи называют свой комплекс «святое место». О нем песня Александра Городницкого:
У вершины Кармель, где стоит монастырь кармелитов,
У подножья ее, где могила пророка Ильи,
Где, склоняясь, католики к небу возносят молитвы
И евреи, качаясь, возносят молитвы свои,
Позолоченным куполом в синих лучах полыхая,
У приехавших морем и сушей всегда на виду,
Возвышается храм новоявленной веры Бахаи
Возле сада, цветущего трижды в году.
Этот сказочный храм никогда я теперь не забуду,
Где все люди живут меж собой в постоянном ладу.
Одинаково чтут там Христа, Магомета и Будду,
И не молятся там, а сажают деревья в саду.
Здесь вошедших, любя, обнимают прохладные тени,
Здесь на клумбах цветов изваянья животных и птиц.
Окружают тебя очертания дивных растений,
Что не знают границ, что не знают границ...
Буду я вспоминать посреди непогод и морозов
Лабиринты дорожек, по склону сбегающих вниз,
Где над синью морской распускается чайная роза
И над жаркою розой недвижный парит кипарис.
Мы с тобою войдём в этот сад, наклонённый полого,
Пенье тихое птиц над цветами закружится вновь.
И тогда мы вдвоём осознаем присутствие Бога,
Ибо Бог есть любовь, ибо Бог есть любовь.
В прекрасной песне есть две неточности: бахаисты чтут Христа, Магомета и Иегову (а не Будду), и те, кто приходит в святилище, могут молиться. Но про себя, беззвучно.
Святилище в окружении прекрасных садов возвышается над городом, освящает его. Внутри белоснежного здания с позолоченным куполом только свечи и живые цветы – ни икон, ни религиозных символов, ни ладана, ни песнопений. Тишина. Немногочисленные паломники, сняв у входа обувь, замерев, прислушиваются к голосу Всевышнего. Красота и покой - через это явственнее всего проявляет Он себя...
И еще в одном бахайском (почти райском) саду довелось мне побывать: румынская королева Мария, приверженица новой религии, разбила его в 20-х годах на побережье Черного моря, в Балчике (в то время этот городок принадлежал Румынии). Они не менее прекрасны и тоже возвышаются над морем. Но, к сожалению, о первоначальном духе единения религий здесь говорят лишь беседки и домики разных архитектурных стилей и растения, что растут на всех материках. Болгария – православная страна и иного духа не приемлет: среди цветов и кактусов то и дело попадаются часовенки, иконы, освященные колодцы с целебной водой…
Теги: бахаизм, Роза Мира Категории: Нью-эйдж, Основные разделы, Религии мира