(Составитель - Азар Мирза-Бек; к тексту Наджм ад-дин Кубра)
Ал-арш – самая высокая, девятая область неба; сердце совершенного человека. Бог, который не вмещается в этот мир, но может поместится в сердце верующего, и посему Его единственным местом пребыванием является сердце совершенного человека (инсан-и камил).
Акл-и кебир – великий разум; первый разум (акл-и аввал) - это первейшая субстанция, которая приняла акт творение от Бога. Он первый, кто узнал Бога.
Ашк – экстремальная форма любви.
Бака – вечное. Бака - это приобретение добрых качеств и нравов, после устранения, гибели (фана) дурных.
Басира – верное видение; особая сила сердца, приобретённая от потустороннего света. Способность видеть вещь в её истинном состоянии.
Баст – расширение; антитеза кабд. Расширение груди. Баст и кабд наступают после духовных состояний страха и надежды, но предшествуют состояниям близости (хайба) и благоговения (хайба). Считается, что страх и надежда являются уровнями людей начала пути, а расширение и стеснение есть состояние знатоков. Знатоки часто внешне выглядят, как будто они находятся в состоянии расширения, но на самом деле внутри себя они в состоянии стеснения груди.
Варид – приходящее, входящее; божественные истины, поступающие в сердце раба божьего, непроизвольно и без его участия. Они бывают разные – приносящие радость и страдания.
Вахда – единство. Только лишь Бог истинно един. Антитеза единства - множественность (касра). Вахда - это видеть всё как одно единое, неотъемлемое от Бога. А касра - это видеть всё как множественность, разделённость. Термин «вахдат-и вуджуд» (единство всего сотворения) означает, что Бог проявляет себя во всём сотворённом.
Вуджуд – бытие, сущность; иллюзорное представление человека об истинной реальности его «Я». Истинное, единственное бытие, - есть бытие Бога. При проявлении Истины, «Я» человека, исчезает.
Джабарут – мир божественных имён и атрибутов; мир истин тайны происхождения.
Джамийа – единение; отстранение от всего, что не есть Бог и сосредоточение на Нём.
Зат – суть, нечто; существующее само по себе. Отношения сотворённого и Сути возможны лишь посредством Его имени, атрибутов и восхвалений.
Заук – вкус, удовольствие; состояние транса, предвкушение, начало божественных состояний, проявлений.
Зикр – поминание; групповое или личное поминание и прославление Бога дервишами, помнить и славить Бога, противоположное от состояния забытья и рассеянности. Послушник в начале славит Бога своим языком, а на определённой стадии его язык становится неподвижным, и тогда он услышит это прославление уже в своём сердце.
Истикама – прямота; верность своей клятве, придерживаться средней линии, не сбиваясь в сторону.
Истикрак – погружение. Суфий, наблюдая Бога, забывает весь материальный мир. Он тонет как камень, брошенный в воду.
Кабд – стеснение; антитеза баст; состояние сжимания груди. Раб, находясь в этом состоянии тупеет, не чего не чувствует и забывает всё, что знал.
Кайб – отсутствие, невидимое; скрытое, мир нечувственного, недоступный для понимания, мир духовного, мир, который сокрыт от раба божьего, но явный для самого Бога.
Кайба – отсутствие, потеря сознания; состояние забытья Путника от божественных проявлений, которые имеют место в его сердце. Тот, который в забытьи от мира, находиться в присутствии Бога, а тот, который в забытьи от Бога, находится в присутствии с людьми.
Калб – сердце; местопребывание ума, духа, познания; пункт, где Бог проявляет себя.
Кудси рух – святой дух; божественное дыхание.
Курси – трон; трон Бога, мир повеления (амр).
Кутб – ось, полюс; святой самой высшей категории. Кутб - это душа мира, а мир — его тело, окружающее и вращающееся вокруг него. Взор Бога постоянно нацелен на него.
Латифа – тонкая материя. Согласно суфиям, существуют пять тонких божественных центров: сердце, дух, тайна, скрытый (хафи) и самый скрытый (ахва), которые в этой последовательности одна почётней другой.
Макам – стоянка; мистическая стоянка на пути. Достигается посредством волевого усердия.
Малакут – мир ангелов и духа.
Махабба – любовь; любовь раба божьего к Богу и любовь Бога к своему рабу. Любовь Бога первична. Если бы Бог не любил своего раба, то любовь раба божьего к его Господу была бы не возможной.
Муджахада – борьба против «низменного Я» человека.
Мурад – цель, желанное, возлюбленный. «Мюрид» это начинающий суфий, а «мурад» это, тот кто достиг цели, Бога. Для мюрида возлюбленный (мурад) - это Бог, а для Бога - возлюбленный
Мушахада – видение, наблюдение; поднятие завесы; присутствие Бога в сердце. Для здорового наблюдения (мушахада) требуется, чтоб наблюдающий растворился в наблюдаемом. «Забыть себя и приобрести Бога».
Нафс – душа, низменные страсти, суть человека; тонкая материя, центр сосредоточения страстей человека. Существуют семь уровней нафса. Каждый следующий из них имеет свой более тонкий и светлый мир, своё состояние, свой цвет и свою разновидность внутренней, духовной борьбы.
Нур – свет, луч; одно из имён Аллаха. Свет — это божественная благодать, которая устраняет от сердца материальное и даёт ему познания. «Аллах, это свет, разлитый на небе и земле» (Коран, 24/35).
Рабита – связь. Мюрид держит в уме образ наставника с тем, чтоб получить от него духовную благодать. Первая цель послушника есть растворение, исчезновение в своём шейхе, наставнике. А это есть начало исчезновения в Боге.
Рагба – желание. Желание имеет свои степени.
Рахмат – милость. Рахмат имеет два вида. Первый - это всеобщая милость и блага Аллаха, полученные без усилия и молений. Второй - это частные блага, полученные благочестивыми людьми в последующей жизни.
Рух – дух, душа; не материальный тонкий центр человека; центр, тонкая материя познания, опустившаяся из небес и прикрепившаяся к животной натуре человека. Суть руха не объяснима.
Сакина – спокойствие; спокойствие, устанавливающееся в сердце, в следствии проявления в нём духовной благодати. От него в сердце грешника закрадывается страх, а святые же находят в нём утешение.
Сирр – тайна, сокрытое; нечто сокрытое от сотворённого; тонкая духовная материя, находящаяся в теле. Сердце, дух и тайна по своей степени сокрытия идут в этой последовательности. Сердце — это место познания, дух (рух) это место любви, а тайна это место наблюдения. Поэтому тайна - это душа духа.
Сурат – картина, образ. Так как Бог создал человека по своему подобию, то совершенный человек является Его образом.
Таваккул – уполномочивание, поручение, упование; уповать не на причины, а на Бога, на того, кто создал их; не заботиться о своём пропитании.
Талвин – разноцветье; антитеза тамкин. Если суфий, продвигаясь на пути, переходит из одного состояния в другое, то он принадлежит к людям разноцветья. Когда он достигает Бога, приобретает устойчивость.
Тамкин – устойчивость; устойчивая направленность Путника. Ищущий (талиб) находится в состоянии разноцветья, не устойчивости, а нашедший (васил) это тот, кто принадлежит к людям устойчивости.
Таджалли – проявление; проявлении в сердце раба света Его Господа. Оно бывает разных видов: проявление в сердце деяний, имён, атрибутов и сути Бога.
Фана – смерть, исчезновение; удаление человека от животных страстей его низменной души. Фана это когда человек не видит ничего кроме Бога. Её противоположностью, антитезой является бака (вечность). Фана - это исчезновение в Боге. А бака - это вечность с Богом.
Хайат – жизнь. Джунайд Багдади сказал: «На этом пути Бог уничтожает твоё «Я», чтоб дать тебе вечную жизнь с Ним». И ещё сказано «Жизнь, это смерть».
Хайба – благоговение; состояние более высокое, чем страх и надежда. Проявляется от близости к Богу. Говорят, что тот, кто попал в это состояние, находиться в забытьи, в той или иной степени, так как это состояние есть следствие проявления в сердце человека атрибута Могущества (джалали) Бога.
Хал – состояние; этот миг, истины и смыслы, поступающие в сердце суфия от Бога, как его милость, в независимости от его воли.
Хатир, хаватир – внутренний голос. Это может быть голосом души, Сатаны, ангела или Бога.
Химма – усердие; истинное намерение, сила, позволяющая достичь цель.
Хайал – воображение, иллюзия. Реальность - это Бог, а всё прочее есть иллюзия, воображение, отражение и тень.
Хузур – присутствие, быть готовым; стоянка единения; присутствие при Боге, в забытьи от себя. Присутствие при Боге это отсутствие от сотворённого. Антитезой присутствия является отсутствие (кайба).
Хувиййа – оность; истина потустороннего мира; необусловленная сущность, охватывающая всё сотворённое; Абсолют.
Ху – он; абсолютно отстранённая суть Бога, которою невозможно увидеть.
Шаук – томление; томление влюблённого к своей возлюбленной.
Категории: Библиотека, Книги, Основные разделы, Суфизм
спасибо! интересно! :0)
Экстремальная форма любви? Это как? 🙂