Даниила Андреева нередко сравнивают с Данте. А также – с Владимиром Соловьевым, Мейстером Экхартом, Якобом Бёме. Но наиболее равновеликой, равно-масштабной ему фигурой представляется, на мой взгляд, шведский ученый и визионер 18 века Эммануэль Сведенборг.
Андреев выстраивал свое видение мироздания независимо от великого предшественника и скорее всего не был подробно знаком с его трудами.
Тем интереснее отмечать сущностные моменты сходства в их учениях: если два непохожих во всем человека в разное время и независимо друг от друга одинаково прозревают глубинные аспекты мироустройства, то, следовательно, именно эти аспекты наиболее истинны, именно они подверглись наименьшей субъективизации и аберрации, неизбежной при восприятии, осмыслении и интерпретации вечных истин конечным человеческим рассудком.
Каковы же это аспекты? Во-первых, мысль о равноценности в глазах Господа всех светлых религиозных учений. Эта идея — одна из стержневых для Андреева — выражена в названии его труда: "Роза Мира". Новую мировую религиозность, провозвестником которой он был, интеррелигиозную, всечеловеческую Церковь новых времен Андреев метафорически представил в виде цветка, каждый лепесток которого — одна из старых религий светлой направленности, а сердцевина, чашечка цветка, связующая лепестки воедино — новое универсальное учение. Андреев предлагает такой угол зрения на религии, при котором все они оказываются отражениями различных пластов духовной реальности, разных сегментов планетарного космоса.
В учении Сведенборга мы находим удивительную перекличку с этими идеями – а ведь в 18 столетии в Европе мысль о равнозначности всех светлых религий, выраженная открыто, звучала непривычно и даже еретически. Жизнь человека должна заключаться в религии, считает Сведенборг, но конкретная форма религии не важна. Все, прожившие благую жизнь, попадают на небо независимо от их религиозной принадлежности. Язычники спасаются точно так же, как и христиане, более того — язычники даже чаще и легче попадают на небеса, ибо сохранили столь редкое среди нынешних христиан качество, как простодушие.
Мечта-метафора Даниила Андреева — прекрасный цветок, каждый лепесток которого неповторим и в то же время тесно связан с другими лепестками и с общим, питающим их духовным корнем. Мечта-образ Сведенборга — единый организм, все органы которого, выполняя свои функции, зависят от сердца и подчинены ему.
Следующий существенный момент, общий для обоих учений - иерархичность мироздания. По мнению Андреева, в нашей планетарной системе 242 разноматериальных слоя: миры восходящего и нисходящего рядов, обиталища светлых духовных сил нашей планеты и демонические цитадели, миры стихиалей и прообразов и т.д. Сведенборг точной цифры не называет. Он пишет, что есть три мира: небесный, адский и находящийся между ними мир духов. Небеса разделяются на два царства — небесное и духовное (где трое небес — внутренние, средние и последние) и на бесчисленное количество обществ. Согласно вселенскому закону равновесия, у каждого общества на небесах есть противоположное ему в аду. Относительно описаний жизни в духовном, небесном и адских мирах мы находим очень много общего у обоих мистиков. Это и активная, деятельная жизнь светлых духов, жизнь-служение, заключающаяся в совершении дел милосердия, воспитании вновь прибывших, обуздании сил зла, вдохновлении живущих в физическом теле людей на добрые дела, проповедях, богослужении, творчестве. Это и наслаждение супружеской любовью, радость общения с друзьями, познание, любование природой и произведениями искусства. В вечной жизни мы не заботимся ни о пище, ни о жилье, ни об одежде — все это появляется само собой. Все пребывают в одном возрасте — возрасте расцвета человеческих сил: умершие в старости молодеют, умершие в детстве взрослеют, пока не достигнут расцвета. Появляются новые органы восприятия, которых мы не имели в жизни телесной. Лицо становится поистине зеркалом души: наше внутреннее содержание проступает на нем и невозможно становится скрыть истинные чувства и мысли.
Согласно Сведенборгу, на небесах нет понятия о времени. Время существует только для природного человека. В духовном же мире то, что для нас является течением времени, подразделяющегося на минуты, часы, годы, есть изменение в состояниях. Пространства в земном смысле тоже нет. Не существует расстояний, которые нужно было бы преодолевать. Приближение происходит от сходства внутренних начал, а удаление — от несходства. Духовное существо видит своего друга, как только пожелает его видеть, и отдаляется от недруга по мере своего отвращения от него.
Даниил Андреев об этом же самом пишет несколько по-другому. Отличие миров восходящего ряда от физического слоя земли в том, что там больше временных и пространственных координат. И наоборот: в мирах нисходящего ряда число координат уменьшается.
Еще одно существенное совпадение — мысль, которая столь дорога Сведенборгу, что он варьирует ее в своих трудах множество раз: рай и ад находятся внутри человека, ад — внутри злых людей, рай — внутри добрых. Небеса ни для кого не закрыты, точно так же, как и в адские обители никого не заключают насильно. Душа попадает в то или иное общество согласно своему внутреннему состоянию, она словно бы уравновешивается, приходит в гармонию с окружающей средой. Души могут подолгу бродить в поисках сообщества, которое во всех отношениях соответствует их наклонностям, и, найдя его, обретают вечное пристанище. И рай, и ад представляют бесконечное число разновидностей; рай — все разнообразие любви к благу, ад — все оттенки любви ко злу.
О том же самом пишет и Даниил Андреев. Каким образом происходит после физической смерти погружение человека в один из миров возмездия, соответствующих тяжести его грехов? Нарушение нравственных законов влечет за собой утяжеление эфирного тела человека. Пока он жив, утяжеленное эфирное тело остается на поверхности трехмерного мира, физическое тело при этом играет роль как бы спасательного круга. Когда человек умирает, связь между физическим и эфирным телами разрывается и душа начинает погружаться все глубже и глубже из одного слоя возмездия в другой, пока не достигнет равновесия с окружающей средой. Подобным же образом происходит и противоположное движение — восхождение души вверх по ступеням миров просветления по мере ее очищения, возрастания в ней сил мудрости и любви.
Даниил Андреев в своем труде отвечает на многие философские и теологические вопросы, разрешая в том числе знаменитую теодицею: если Господь всемогущ и всеблаг, то отчего Он допускает существование зла в мире? Такие законы нашего планетарного космоса, как взаимопожирание, смерть и возмездие (в индийской терминологии — карма), есть результат "творчества" демонических сил, точнее, результат искажения ими светлых законов. «Ложно и кощунственно приписывать Божеству законы взаимопожирания, возмездия и смерти. "Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы". От Бога только спасение. От Него только благодать».
Сходная мысль присутствует и у Сведенборга: "Злые духи наказываются с той целью, чтобы они, страшась наказаний, воздерживались от зла. При этом кажется, будто наказываются они Господом, но, тем не менее, ни одно наказание не идет от Господа, а все они происходят от самого зла, потому что зло до того соединено со своей карой, что одно с другим не может быть разлучено. Адское сонмище ничего больше не желает и не любит, как делать зло, и в особенности налагать наказания и мучить, а потому и делает зло, и подвергает наказаниям каждого, кто не находится под охраной Господа... Господь никому не делает зла".
Два великих мистика сходятся и в таком важнейшем вопросе, как конечный замысел Творца. «Замысел Провидения – спасение всех жертв», - утверждает Андреев. «Рай для человека — такова предельная цель в процессе сотворения вселенной, – пишет шведский вестник. – Божий промысел направлен на спасение рода людского».
Теги: Роза Мира Категории: Библиотека, Нью-эйдж, Основные разделы, Тексты