Раннехристианские апологеты ничего не знали об Успении Богородицы, а соответствующий праздник возник не ранее V века. Наиболее древними дошедшими до нас апокрифическими текстами об Успении считаются тексты группы «пальмовой ветви». Самый ранний из них – сирийские Obsequies (конец V века). Полный вариант этого произведения сохранился только в эфиопском переводе, озаглавленном Liber Requiei, по которому можно составить себе представление о первоисточнике традиции.
В Liber Requiei Марии перед её Успением явился Великий Ангел, сообщив, что на третий день её тело умрет, он дал ей книгу тайн, которые она должна передать апостолам. Ангел пообещал Марии сказать своё имя и открыть ей таинства на горе Олив. Когда Мария взошла на гору, он открыл ей, что он есть Спаситель. Таинства, которые доверил Марии Спаситель, связаны со смертью и посмертным вознесением на седьмое небо через разные миры и зверя с головой льва и хвостом змеи. Эту молитву необходимо держать втайне от «возлюбивших мир». Объясняя необходимость знания молитвы, Спаситель обращается к истории творения, которая в дошедших до нас эфиопских манускриптах сильно испорчена православными редакторами. Однако, судя по всему оригинальная версия была в чем-то похожа на сходные отрывки из Апокрифа Иоанна и других гностических текстов: указание на создание тела Адама Архонтом и на то, что оно находилось без движения, пока не было водвигнуто.
Далее сказано, что таинства, полученные Марией, были сокрыты от мудрых и даже не записаны в Писаниях. Таким образом, она первый человек, получающий возможность совершить посмертное вознесение, этому таинству она должна научить апостолов, т.е. Успение Марии и её вознесение рассматривается как модель для восстановления человечества.
Далее идёт рассказ о разных родах людей о тех, кто существовал до творения и может говорить «Мы - Боги» и о тех, кто очарован вещами мира и возвращается в мир, и Бог не слышит их, поскольку воля Божья не пребывает с ними.
В греческой версии, переданной Марии встречаются характерные гностические термины «Плерома», «скрытый род», «Брачный чертог».
Стивен Шумейкер, автор монографии, посвященной традиции Успения Божьей Матери, делает осторожный вывод, что хотя нет однозначных доказательств того, что гностические элементы в текстах традиции «пальмовой ветви» являются оригинальными, «кажется несомненным, что эти легенды происходят из преданной забвению раннехристианской истории, из группы, возможно гностического толка, о которой не сохранилось информации в исторических записях….определенная форма контакта с гностическими идеями кажется неоспоримой». На этом основании автор относит появление текстов об Успении Божье Матери к более раннему периоду – до 350 года.
Категории: Библиотека, Не для всех, Основные разделы, Религии мира, Тексты