С тех пор, как художники-модернисты «взбунтовались» против перспективы прошло уже более ста лет, и миф об «обратной перспективе» прочно впечатался в головы художников, искусствоведов, да и простых обывателей, неравнодушных к искусству.
Ван Гог был перспективистом. Ярко выраженное схождение параллелей присутствует во множестве его рисунков и картин, от самых ранних до самых поздних.
Зачастую перспектива в его работах даже утрирована, но есть такие картины, где она выражена слабо.
То есть, Ван Гог, как и всякий крупный мастер, видел в перспективе лишь выразительное средство, и применял его в зависимости от поставленных задач. Не обожествлял её, как мастера Кватроченто, но и не отвергал возмущенно, как его преемники-модернисты.
Ван Гог даже смастерил перспективную рамку, и писал с её помощью картины, и надеялся, что другие художники переймут у него этот метод.
Но иным искусствоведам почему-то кажется, что перспектива – это плохо, и потому в творчестве каждого крупного художника они ищут элементы «обратной перспективы». Ну а если хорошо искать, то всегда найдешь, тем более, если ищешь «то, не знаю что».
Вот, известный искусствовед Н.А. Дмитриева в своей книге про Ван Гога признает, что «традиционной прямой перспективе Ван Гог открыто не изменял». Отчаявшись уличить художника в «измене», Дмитриева тут же пишет, что он допускал всякие «сдвиги, вольности, утрировки» и далее на нескольких страницах повествует об этих «сдвигах и вольностях». Но никаких признаков «обратной перспективы» у Ван Гога она всё равно не находит, и потому выдает такой абзац:
«Следуя законам прямой перспективы художник вносит в неё и некоторые элементы «обратности», характеризуя удалённые предметы яснее, чем приближенные. Не редкость у него и обратная цветовая перспектива, то есть преобладание холодных тонов вблизи и теплых, «желтеющих» - в глубине, что приближает к нам далекие планы, выводит их на плоскость холста».
В принципе, конечно всё правильно – картины, построенные по такому принципу у Ван Гога встречаются, но всё же их меньшинство. А в большинстве цветовое построение идёт по классическому принципу: вдали всё размытое и холодное, вблизи – чёткое и тёплое.( Хотя, надо сказать – голубой у Ван Года порой почти столь же интенсивен, как и жёлтый). Плоскостность полотнам художника придает фактурный мазок, но это уже совсем другая история.
Категории: Библиотека, Искусство, Тексты