История искусств - во многом "фоменкизм наоборот" вот в каком смысле: если Фоменко говорит, что многие реальные личности были "размножены" на бумаге и их дубликаты перенесены в другие эпохи и страны, то в истории искусств нередки случаи, когда два и более художников с похожим именем и близкие по времени историками искусства объединяются в одного. (Наверняка есть и чисто "фоменкистские" случаи, было бы странно, если бы их не было, но я вот так сразу не могу вспомнить ни одного, разве что с анонимами).
Как правило, путаницу создавали историки искусства, жившие в 16-18 вв. (начиная с Вазари), которых от художников отделяли несколько десятилетий, или одно-два столетия. Художник и историк искусства Бернардо де Доминичи упоминал в своей книге о неаполитанских художниках, вышедшей в 1742-1743 гг., некого Энрико Фьямминго (Фламандца), ученика Риберы. Этот Энрико был впоследствии отождествлен с Хендриком ван Сомереном (1615-1685) и последнему были приписаны все работы первого. Совсем недавно был открыт документ, из которого следовало, что Хендрик де Сомер родился в другом году (1607), очевидно, в другом городе и его отца звали по другому (Жиль, или Гиллис, а отца Хендрика ван Сомерена - Баренд). До сих пор на многих ресурсах работы и/или биография одного художника приписываются другому. Но достаточно взглянуть на полотна Хендрика де Сомерает, чтобы понять, что в них нет ничего фламандского, или голландского (прошу прощения за категоричность).
Когда я увидел его картину "Кающаяся Магдалина", был удивлен качеством работы и подумал: вот, очередной художник которому не повезло. Потом пришла мысль, что это неаполитанская школа. К концу первой секунды взглянул на имя и год создания (Хендрик ван Сомер, до 1684) - что-то здесь не то. Полез гуглить художника (нет бы пойти в Википедию - мы легких путей не ищем:): жил в Неаполе, ученик Риберы - более-менее всё проясняется.
На самом деле, Хендрик ван Сомер (родившийся в г. Локерене, или деревне Лохристи, ныне в Бельгии) попал в Неаполь в 17 лет. Неизвестно, каким образом, неизвестно также, получал ли он художественное образование во Фландрии. Но он стал учеником одного из величайших художников 17 века - Хосе де Риберы и это незамедлило сказаться. Вообще, неаполитанская живопись 17 века - явление необычайно мощное, хотя и несколько однообразное - сильнейший импульс создал Караваджо. Но Рибера лишь один из многих: Массимо Станционе, Хуан До, или Бернардо Каваллино ненамного слабее (Каваллино так и вовсе не слабее, ИМХО), хотя их имена не слишком широко известны. Хендрика де Сомера (ван Сомера, Энрико Фьямминго) мы смело можем причислить к этой же когорте.
Для начала - эталонные работы, в авторстве которых нет сомнений:
Отцелюбие римлянки. 1635
К сожалению, цветной репродукции не нашел. Есть цветные репродукции с копии, едва ли авторской, уступающей по качеству:
Отцелюбие римлянки. Копия с Хендрика Сомера
Крещение Христа. 1641 (Алтарь в ц. Санта Мария делла Сапиенца)
Пара Иеронимов, принадлежность которых Сомеру сомнительна:
Св. Иероним (приписывается Хендрику де Сомеру)
Св. Иероним - сюжет любимый караваджистами 17 века, и не только караваджистами (Ван Дейк, например). Казалось бы, что может быть привлекательного в дряблом старческом теле? Однако, художники демонстрируют такое качество живописи, что глаз не оторвать. Близок к "Иеронимам" и этот курильщик, в нем действительно есть что-то нидерландское, по крйней мере, в самом сюжете.
Курильщик (аллегория бренности)
Давид с головой Голиафа
(Можно предположить, что это довольно ранняя работа, если она действительно принадлежит Сомеру)
Св. Себастьян
(Здесь видят прямое влияние "Бичевания Христа" Караваджо)
После 1655 г. нет никаких упоминаний о Хендрике де Сомере. Предполагают, что он умер от чумы в 1656 г.
Его почти тезка Хендрик ван Сомерен родился и умер в Амстердаме. Его отец, Баренд ван Сомерен бывал в Италии, а дед по матери - Арт Мийтенс проработал там значительную часть жизни. Дядя, Пауль ван Сомер Старший, также был известным художником портретистом. Сам Хендрик писал аллегорические композиции, пейзажи и натюрморты, но ни одной его достоверной работы не сохранилось, нет и никаких сведений о том, что он был в Италии. По инерции ему продолжают приписывать караваджистских "Иеронимов", которых никак нельзя отнести к работам Хендрика де Сомера:
Где-то очень глубоко сидит все же сомнение, что это два разных художника, а не один))
Категории: Библиотека, Искусство, История, Основные разделы