Появление гения - это не всегда хорошо, гений может затормозить развитие чего-бы то ни было. Гений легко может превратиться в непререкаемый авторитет и все кинутся подражать ему, вместо того, чтобы искать альтернативные пути развития. Возможно, в живописи 17 века мы видим как раз такой пример. Во Фландрии в начале столетия властвовал Рубенс и почти равный ему Ван Дейк и фламандская живопись 17 века для нас это прежде всего школа Рубенса. Альтернативные варианты были, но выглядят они бледно. А в Голландии равного Рубенсу по авторитету художника на тот момент не было, сам же Питер Пауль не пользовался на севере слишком большой популярностью из-за политических, религиозных и эстетических противоречий.
Так, или иначе, повторю: фламандская живопись 17 века находится в тени рубенсовской школы. Там же пребывает и тот, о ком речь пойдет сейчас: Якоб ван Оост Старший (1603-1671). Он родился в Брюгге и учился у своего брата Франса ван Ооста. Уже в 18 лет вступил гильдию Св. Луки и следующие пять лет провел в Италии, обучаясь, возможно, у самого Аннибале Карраччи. Но большее влияние на ван Ооста оказал Караваджо и его последователи, в частности Бартоломео Манфреди. Стиль ранних работ художника можно охарактеризовать как караваджизм, близкий к утрехтской школе, позднее в его творчестве обнаруживается заметное влияние Ван Дейка. Якоб ван Оост писал религиозные картины и бытовые сцены, но наибольшие его успехи связаны с жанром портрета.
Поклонение пастухов со Св. Антонием Падуанским на заднем плане, 1645
Призвание апостола Матфея, 1641
Меркурий и Юпитер у Филемона и Бавкиды
На примере этих картин явно видно, как караваджистское влияние сменяется рубесовско-ван-дейковским
Мадонна со святыми, 1648
Жуткая репродукция, но картина хорошая, потому и помещаю
Коронование терновым венцом, 1661
Возможно, лучшая религиозная картина художника.
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем
Мастерская художника, 1666
Сейчас бы этого художника привлекли за несоответствие условий санитарно-гигиеническим требованиям.
Левая часть картины по колориту и манере письма напоминает венецианцев первой пол. 16 столетия. Якоб ван Оост изучал наследие не только своих старших современников, но и многих мастеров прошлого. Среди его заслуг - реставрация "Мадонны каноника ван дер Пале" Яна Ван Эйка. Заслуга, быть может, сомнительная, но обращение к фламандским "примитивам" обогатило творчество художника:
Портреты Эверарда и Вильгельмины Тристрам, 1646
Замечательный пример архаизации без примитивизации.
Давид с головой Голиафа, 1643
Самая известная работа художника в России, и действительно, выдающаяся картина, несмотря на несоответствие грубоватой руки и юного лица
Старик и мальчик. (Аллегория возрастов)
Портрет семьи из Брюгге, 1645
Один из самых знаменитых, но далеко не самый выдающийся портрет Ооста
Портрет мальчика 11 лет, 1650
А вот это - действительно шедевр (довольно известный).
Портрет двух мужчин
(Сразу вспоминается "Автопортрет с Эндимионом Портером" Ван Дейка)
Два мальчика у мольберта, 1645
Мальчики, надувающие мыльные пузыри
Голова девушки
Оцените живопись!
Молодой человек в окне, играющий на лютне, 1646
Портрет мальчика в виде Иоанна Крестителя
Портрет молодого человека со статуэткой, 1629
Пожилая женщина перед распятием
Он же крупно:
Богоматерь с четой донаторов, 1660
Сын и ученик Якоба ван Ооста Старшего, Якоб ван Оост Младший (1639-1713) талантом не уступал своему отцу, но ему не посчастливилось жить в эпоху, когда величайшие достижения живописи оставались уже позади. Так что известно о нем очень немногое и число дошедших до нас работ очень невелико.
Святой Макарий Гентский, помогающий больным чумой, 1673
Жених, представляющий свою невесту матери, 1680
Мужской портрет
(Одет вроде бы архаично для второй половины 17 в.)
Лейтенант Назер Жозеф д'Анжевиль, 1693
Теги: Искусствоведение, История искусств Категории: Библиотека, Искусство