Мозаики и фрески Хоры. Церковь Христа Спасителя в Полях. Константинополь.

Владимир д'Ар

Часть 1.
Христос Вседержитель. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс.Этим материалом я начну рассказ о знаменитых византийских мозаиках Хоры. Я слышал о них, интересовался, просматривал целый ряд материалов в ЖЖ по теме, но реальность превзошла все мои мыслимые ожидания. Назвать их иначе, чем Чудо и Откровение уже не могу. Мозаики и фрески Хоры поразили, восхитили и подобные эпитеты можно еще долго повторять не испытывая трудности с их многообразием. Мы приступим к подробному их осмотру мозаик и фресок начиная со второй части. А сейчас я постараюсь поведать об истории монастыря Хора, церкви Христа Спасителя в Полях, его архитектуре, откуда и каким образом были созданы эти мозаики и фрески, как они уцелели, кто явился инициатором их появления и много чего еще. Этот монастырь, а точнее церковь Хора являют собой уникальный пример чудесного спасения этих шедевров миновавших жестокое горнило человеческой Истории в котором безвозвратно исчесли бесчисленные и удивительные произведения византийской духовной культуры.

Эта церковь в настоящее время вообще не доступна для фотографирования вовне. Более того в центральный объем (наос) попасть невозможно и всё потому, что сейчас турецкой стороной осуществляется масштабные восстановительные работы фасадов церкви и также реставрационные в центральном объеме. Именно поэтому я использую в первой части моего рассказа некоторые сторонние фото и планы. Первая часть моего репортажа является некоей вводной частью, исходной позицией, стартом моего повествования о Хоре. Сейчас мы направляемся с вами к Музею Джами-Карие (Хоры) по узкой улочке, что так и называется Kariye Cami Sk...

На дальнем плане в зелени и находится монастырь Хора (фото ниже).
02.
Kariye Cami Sk.

Представляете мое разочарование! - церковь полностью и со всех сторон закрыта лесами, строительными полотнищами, да еще и накрыта сверху огромной капитальной металлической крышей. Однако именно по этой квадратной крыше и можно легко найти Музей Карие на карте Стамбула недалеко от древних стен Константинополя.

03.
Церковь Христа Спасителя в Полях. Стамбул.

Ну, поскольку первого эффектного лицезрения церкви Христа Спасителя в Полях у нас не вышло - приступим сразу к рассказу о его непростой, но затейливой истории, судьбе, а также и человеческих судьбах тесно связанных с этим чудесным византийским храмом.

Вход в церковь сейчас с запада - именно оттуда мы добрались наконец до храма. Напротив входа находится большое кебаб-кафе, где я буду потом обедать, и где было очень сытно и вкусно...и, кстати, недорого).

04.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

История

На этом месте когда-то находился монастырь Хора построенный очень давно. По крайней мере упоминания о нем относятся уже к IV веку. Монастырь находился тогда за пределами старых стен Константина, фактически в пригороде Константинополя. Хора и переводится с греческого как “обитель за пределами города” или "в полях". Монастырь основал то ли дядя императрицы Феодоры (правда имелся ли у нее дядя, неизвестно), то ли, что более вероятно - генерал Крисп, зять тирана Фоки, произведенный им в эпархи Города. Он перешел на сторону восставшего против Фоки Ираклия и помог тому свергнуть тестя, однако вместо благодарности был заточен Ираклием в Хору.

В 557 г. в результате землетрясения Хора была практически полностью разрушена и восстановлена повелением императора Юстиниана (построившим кстати непревзойденную Айя-Софию), пожертвовавшего большие средства на ее восстановление. В результате монастырь расширил свои границы, при нем были открыты больница и богадельня. Главную церковь монастыря украсили тогда фресками и мозаикой.

05.
Церковь Христа Спасителя в Полях. Стамбул.
Фото к сожалению не мое как и некоторые другие

Монастырь получил уже третью жизнь в XI веке, когда произошло переселение императорского двора во Влахернский дворец, который находился как мы знаем совсем не далеко от этого места. Многое было перестроено, в т.ч. и главная церковь. Внутри ее украсили камнем, многочисленными превосходными мозаиками и фресками, созданными в XIV веке. Это время нас и интересут поскольку основные, а главное редчайшие шедевры византийского искусства мозаики что мы будем осматривать созданы именно в этот период времени.

Для того чтобы представлять где мы находимся, что рассматриваем и исследуем необходимо представлять все это на плане. Скажу пару слов об особенностях византийской архитектуры, некоторых терминах которые будут постоянно встречаться в тексте всех этих материалов о мозаиках и фресках Хоры. Заимствовав формы от античной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало, преимущественно для храмоздательства, тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Византийцы первыми удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов.

Подобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах - открывающиеся в это среднее пространство ниши; квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной — притвор - нартекс (от греч. шкатулка) - пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма).

06.
Планировка церкви Христа Спасителя в Полях в Хоре
Нартекс может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. В "нашем случае" нартекс с двумя характерными стрельчатыми куполами находится с западной стороны (над выделенным на плане церкви зеленым цветом экзонартексом).

07.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс.
Нартекс. Южная сторона.

Экзонартекс же (выделен на плане зеленым) (от греч. вне и шкатулка) - внешняя открытая паперть, нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» использовавшиеся в раннее время архитектуры византийских христианских церквей. Основное отличие от собственно нартекса в том, что экзонартекс является внешним «вестибюлем»-притвором, тогда как нартекс - внутренним. Основная функция экзонартекса - связь улицы и атриума храма. В экзонартексах при богослужении стояли оглашенные (готовящиеся к крещению, но не крещёные), воссоединяемые с церковью, кающиеся и бесноватые. В византийских и древнерусских храмах экзонартекс, наряду с нартексом, служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития, крещение, а также некоторые другие богослужения, в том числе и заупокойные молитвы.

08.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях Нартекс.
Экзонартекс

Нао́с (от греч. храм, святилище) - центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся. Что касается других архитектурных терминов - поясню детали уже по ходу повествования.

Итак, тех, кто входил в храм с запада...

09.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

... встречал образ Христа Пантократора (Вседержителя) над центральным проходом из экзонартекса в нартекс.

10.
Христос Пантократор. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Напротив него (над входом в экзонартекс с улицы) - мозаика Богоматерь "Воплощение" с образом Младенца Христа во чреве. Обе фигуры снабжены надписями, обыгрывающими слово “Хора”: “Прибежище живых” (у Христа) и “Вместилище невместимого” (у Богоматери).

11.
Богоматерь Воплощение. Мозаики и фрески монастыря Хора.

Вообще же, экзонартекс Хоры посвящен Христу, а нартекс - Богородице. Причем изображения расположены так, что образ Христа всегда встречает входящего в храм, а образ Богоматери его провожает, ибо во внешнем физическом мире именно она считалась главной заступницей.

По центральной оси нартекса, перед проходом в основное помещение храма (наос), находится еще один мозаичный образ Христа (на фото ниже), снабженный тем же эпитетом “Хора”. Спаситель изображен здесь с коленопреклоненным Феодором Метохитом (в восточном полосатом головном уборе слева и ниже на мозаике), препoдносящим ему маленькую модель церкви Хоры Фигура подписана: “Ктитор, логофет геникона Феодор Метохит”. Об этом человеке стоит рассказать подробнее, что мы и сделаем вскоре.

Вход в наос из нартекса, как вход в Царствие Небесное, охраняют апостолы Петр и Павел - один с ключами, другой с книгой.

12.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Вход в наос.

И соответственно напротив (над входом из экзонартекса в нартекс) - "Путешествие Марии в Вифлеем".

13.
Сон Иосифа. Мария в окружении двух спутников. Путешествие в Вифлеем. Мозаики и фрески монастыря Хора.

Кстати охрана неоднократно и жестко всех предупреждает о запрете фотосъемки со вспышкой. Поэтому все фото сделаны без ее применения. Таким образом там где освещения было скудным, а таких участков достаточно много, фотосъемка осуществлялась с высокими показателями ISO.

Монастырь резко вырос в своем значении, когда по соседству обосновалась императорская резиденция - высокопоставленные лица часто дожидались тут приема во Влахернском дворце. Здесь подолгу бывали Иоанн Векк, Афанасий и другие патриархи. Сюда же они собирали епископов для совещаний. Иногда император не принимал подолгу, и они пребывали в Хоре неделями. Именно из-за такого соседства около 1315 года за восстановление храма взялся Феодор Метохит.

14.
Феодор Метохит перед Христом. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Феодор был сыном опального вельможи, сосланного в Никею, и рисковал остаться провинциальным эрудитом, не попадись он на глаза императору Андронику II в 1290 году кто, совершая поездку по империи, заметил этого красноречивого и талантливого юношу. Потом у счастливчика была дипломатическая карьера, за которой последовал пост великого логофета - аналога поста премьер-министра. Метохит стал несметно богат, выдал дочь замуж за императорского племянника и сделался самым влиятельным человеком в Империи. Под руководством Метохита подвергся переделке центральный купол Хоры, а в остальном главное здание осталось прежним, получив лишь мозаики, мраморную отделку и новые полы. Зато оба нартекса и все остальные пристройки были возведены с нуля. Реконструкция завершилась весной 1321 года. В начале 1302-1320/1321 годах по его заказу и были созданы знаменитые сейчас мозаики и фрески.

15.
Монастырь Хора
Церковь Христа Спасителя в Полях

Время тогда было тревожное, оппозиция всесильному вельможе росла, тем более - его собственные сыновья приняли участие в одном из мятежей против императора. В 1328 году Андроник III захватил Город. Эта смена власти ударила по Метохиту в первую очередь. Как писал современник, - “тот, кто всем казался самым богатым после императора, мгновенно сделался нищим". Оказавшись в ссылке, Феодор очень переживал за судьбу своего самого любимого детища, монастыря Хоры, и в своих письмах увещевал его иноков не расхищать монастырского имущества, но из письма ясно, что разграбление уже шло полным ходом. Детище Метохита - библиотека также была расхищена. Упокоился Феодор Метохит в монастыре Хора. Мы еще впоследствии осмотрим его могилу в крипте церкви.

На восточной стене нартекса, справа от входа в наос, находится Деисус: огромные мозаичные фигуры Христа и предстоящей перед ним в молитве Богоматери.

16.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс. Четвертый компартимент.

На той же композиции в нижней ее части представлены два человека, изображения которых, по средневековой традиции, выполнены в другом масштабе.

17.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Слева, рядом с Богоматерью, - мужчина в императорском облачении и короне (согласно надписи, это “сын высочайшего императора Алексея Комнина, Исаак Багрянородный”), справа, рядом с Христом, - женщина, одетая в черный монашеский клобук (“… Андроника Палеолога, госпожа монголов, инокиня Меланья”).

Если сильно не углубляться в историю - Иисак Комнин (родился 16 января 1093 года - умер после 1152 года) - третий сын византийского императора Алексея I Комнина (пр. 1081-1118 гг.) и Ирины Дукини. После смерти отца, в борьбе за престол поддержал своего брата Иоанна, за что позже получил титул севастократора. Однако позже отношения между ними окончательно испортились, и Исааку пришлось покинуть Византию на несколько лет. После смерти Иоанна в 1143 году, младший брат попытался отнять престол у его сына Мануила.

18.
Комнин. Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Удалившись от политики, севастократор начал отстраивать старый монастырь Хора, в котором собирался обрести вечный покой. Но потом он передумал и решил основать для этих целей новую обитель, в честь Богородицы Космосотиры (Мироспасительницы) - далеко за городом, на пустом месте. Спустя несколько лет, по воле своего племянника Исаак отправился в монастырь Киновия на склоне лет прославившись меценатством и благотворительностью. Останки Исаака оказались в монастыре Хора, которому он также уделял свое большое внимание, но позже были перенесены в монастырь Космосотейра.

Теперь обратимся ко второму историческому персонажу, представленному на мозаике с Христом и молящейся Богоматерью. Меланья - это монашеское имя Марии Палеологини, незаконной дочери Михаила VIII, единокровной сестры императора Андроника II. В 1265 г., в возрасте всего двенадцати лет, она была послана отцом в империю монголов, чтобы выйти замуж за великого хана Хулагу. Однако тот умер до ее приезда, и Мария сделалась женой его сына, Абаки. Условием этого брака было крещение хана, который взял имя Николай. Когда Абака был убит собственным братом Ахметом, Мария Монгольская вернулась в Константинополь. Император Михаил хотел использовать дочь еще для одной брачно-дипломатической комбинации, выдав ее за хана Харабанду, но в 1307 г. этот брак по каким-то причинам расстроился. Тогда Мария приняла постриг под именем Меланьи. Она получила известность в регионе как защитница христиан под именем Деспина-хатун.

19.
Мария Палеологиня. Монахиня Меланья.

Хотя монастырь Хоры был мужским, высокопоставленные дамы имели право здесь молиться в специально отведенных для них местах. В частности, Меланье была выделена как раз южная часть нартекса где и находится мозаика. Здесь она могла слушать литургию и принимать причастие (в Византии женщины делали и то и другое отдельно от мужчин). Не исключено, что там же она и похоронена, хотя раскопок под полом в этом месте никогда не проводили.

Наос
К иным сценам и сюжетам в храме мы вернемся позже - в других частях моего рассказа, а пока скажем пару слов о наосе. Большинство мозаик здесь погибло - уцелели два мозаичных образа, обрамлявшие алтарь - Христа (фото 21) и Богоматери (фото 23). В настоящее время доступа в наос нет, о чем крупными буквами оповещено на табличке размещенной на двери в наос. Своих фото наоса у меня по понятным причинам нет, но поскольку надо немного рассказать о центральном объеме церкви - используем дружественный источник.

20.
Наос церкви Христа Спасителя в Полях. Хора.

Большинство мозаик наоса как я уже упоминал к несчастью погибло - уцелели два мозаичных образа, обрамлявшие алтарь - Христа и Богоматери.

21.
Наос церкви Христа Спасителя в Полях. Хора.

Христос держит Евангелие, открытое на словах: “Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас” (Мф. 11: 28).

22.
Наос церкви Христа Спасителя в Полях. Хора.

23.
Наос церкви Христа Спасителя в Полях. Хора.

На западной стене наоса над проходом в нартекс - традиционное Успение Богоматери.

24.
Наос церкви Христа Спасителя в Полях. Хора.

Усопшая покоится на ложе, над которым стоит Христос во славе, в окружении ангелов. В руках он держит спеленатую детскую фигурку - символическое изображение души Богоматери. К ложу со всех сторон склоняются апостолы, святители и скорбящие жены. Кроме того, в наосе сохранился рельефный фриз, идущий по верху стены, и другие остатки рельефного декора, а в оконных проемах читаются кое-какие надписи, например, “логофет геникона” (Метохит и здесь не забыл упомянуть самого себя).
25.

Наос церкви Христа Спасителя в Полях. Хора.
Успение Пресвятой Богородицы

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города - икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-Джами. Таким образом бесценные мозаики во многом впоследствии уцелели. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

В заключение еще буквально несколько фото внутреннего объема Церкви Христа Спасителя в Полях для инициирования интереса. Более подробно мы с вами рассмотрим их в других последующих частях моего рассказа о мозаиках Хоры.

26.
Христос Вседержитель. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Христос Вседержитель

27.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

28.
Богоматерь с Младенцем.  Мозаики и фрески монастыря Хора.
Богоматерь с младенцем

Фрески крипты церкви Христа Спасителя в Полях.

29.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

30.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

31.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Еще несколько фото Церкви Христа Спасителя в Полях на свету, правда не совсем в приглядном виде, но все равно это будет информативно в любом случае.

32.
Мозаики и фрески Хоры. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Вид церкви с севера

33.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Вид с запада

34.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Кебаб-кафе у музея Джами-Карие

35.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Вид с юга

36.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Часть 2.

Христос Вседержитель. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.Это по сути будет все же первая часть моего рассказа о мозаиках Хоры. В начальной части мы разобрались с архитектурным устройством церкви Христа Спасителя в Полях, узнали его историю, сориентировались в архитектурных объемах, осмотрели основные значимые мозаики и фрески, а также увидели наос - центральный объем храма и его уцелевшие мозаики. В этом материале начинается подробный осмотр всех этих шедевров духовной культуры Византии. Осматривать мозаики и фрески Хоры лучше всего придерживаясь хоть какой-то системы, иначе у нас в результате будет в голове "визуальная каша" от полученных ярких впечатлений. Поскольку экзонартекс Хоры посвящен Христу, а нартекс - в основном Богородице, мы после того как вошли в экзонартекс - сразу направляемся в нартекс. Нартекс Хоры, сдвинутый к северу по отношению к центральному входу в храм (см. план церкви Христа Спасителя в Полях), делится поперечными арками на четыре части (компартименты), причем две центральные перекрыты сомкнутыми сводами, а две крайние, северная и южная, куполами - именно в них и находятся самые значительные впечатляющие изображения Богоматери с Младенцем и Христа Вседержителя.

Купол с сюжетами посвященный Христу Вседержителю находится в самом южном компартименте (на фото ниже - в самой дальней части нартекса).

02.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс.

Экзонартекс выделен зеленым (см. рис. ниже), мы же находимся сейчас над ним - в нартексе - с помещении с двумя ребристыми куполами. Будем для начала рассматривать тот купол в нартексе, что справа от входа в него.
02-а.
Планировка церкви Христа Спасителя в Полях в Хоре

Выступающие ребра зонтичных куполов делят их на узкие сегменты, в которых двумя ярусами размещаются фигуры, исторически и символически раскрывающие тему родословия Христа и Богоматери. Для начала мы осмотрим мозаики этих двух куполов - Христа Вседержителя и Богоматери с Младенцем в нартексе и тех что непосредственно находятся рядом. Затем уже во второй части приступим к осмотру мозаик о Богородице. Таким образом мы осмотрим мозаики нартекса в этой последовательности.

03.
Христос Вседержитель. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс.

Под Христом изображены двадцать четыре праотца, от Адама до Иакова (в верхнем ярусе), и двенадцать сыновей и трое других потомков Иакова (в нижнем ярусе). Часть простенков нижнего яруса занята окнами).

04.
Христос Вседержитель. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

05.
Христос Вседержитель. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Христос Вседержитель

Рассмотрим подробно эти мозаики... и по возможности всех праотцов и потомков Иакова...
06.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Для этого приходится постоянно задирать голову "сектороно" поворачиваясь на 360 градусов).

07.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

08.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Вообще же хочется передать свои личные ощущения от пребывания и лицезрения этих мозаик. Ты как будто находишься в золотистом поле любви и невыразимой гармонии. Такое чувство очень редко проявляется в подобной концентрации и объеме. Это как раз тот самый редкий случай когда простого рассматривания фотографий совершенно недостаточно. Необходимо здесь побывать обязательно потому что обрабатывая эти фотографии и пытаясь довести их до того уровня ощущений что испытывал сам, понял что это невозможно. Эти самые ощущения непрерывно присутствовали как в каждой отдельной мозаике или фреске, так и всецело в одном большом незабываемом впечатлении. Другого слова как благодать я подобрать просто не могу.

09.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

10.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

11.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

12.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Двенадцать сыновей и трое других потомков Иакова в нижнем ярусе купола.

13.
Христос Вседержитель. Потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора.

Византийские мозаики всегда поражают своей удивительной внутренней одухотворенностью и живыми эмоциями.
Образ Иисуса внимательно смотрящий на тебя инициирует заглянуть в самого себя и вопросить, - так Кто ты!?

14.
Христос Вседержитель. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

15.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Мозаичные орнаменты.

16.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

В верхнем ярусе компартимента и парусах - множество сюжетов совершенных чудес Иисуса Христа.

Мозаика "Исцеление Иисусом множества разных больных".

17.
Исцеление множества разных больных. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление Иисусом множества разных больных

18.
Исцеление множества разных больных. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление Иисусом множества разных больных

19.
Исцеление множества разных больных. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление Иисусом множества разных больных

Исцеление слепого и немого

«…привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть».

20.
Исцеление слепого и немого. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление слепого и немого

21.
Исцеление слепого и немого. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление слепого и немого

Исцеление двух слепых

«…за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас,  Иисус , сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и  Иисус  строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.»

22.
Исцеление двух слепых. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление двух слепых

Исцеление тещи Петра

Данное чудо Марк и Лука описывают в непосредственной связи с предыдущим. Выйдя из синагоги, Иисус  вошёл в дом Симона (Петра). Тёща Петрова оказалась тяжко  больной  (Лука, как врач, поясняет что это была «сильная горячка». По слову  Иисуса, горячка оставила её и «она встала и служила им».  Исцеление  в синагоге бесноватого, а затем тёщи Симона произвели сильное впечатление на народ, и к дверям дома Симона, по захождении солнца, стали приносить  больных  и бесноватых, так что «весь город собрался к дверям». Христос исцелял людей и изгонял духов. При описании данного чуда Матфей поясняет, что в этом массовом  исцелении   больных  сбылось пророчество Исайи, сказавшего: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».

23.
Исцеление тещи Петра. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление тещи Петра

Исцеление  кровоточивой женщины

Это чудо было совершено Иисусом по дороге в дом Иаира. Женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, верившая, что ей достаточно коснуться одежд Христа, чтобы выздороветь, подошла к нему и дотронулась до края его одежды. «И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни». Иисус  почувствовал, что в этот момент «вышла из Него сила», спросил, кто коснулся его. Женщина «пала пред Ним и сказала Ему всю истину». Иисус  же обратился к ней со словами: «вера твоя спасла тебя».

24.
Исцеление кровоточнивой жены. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление  кровоточивой жены

Исцеление  прокажённого

Прокажённый, исполненный веры, «увидев  Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить». Вера его была так сильна, что он нарушил закон, запрещающий ему подходить к здоровым людям. В ответ на эту смиренную просьбу Иисус коснулся его, показав, что он не связан запретом прикасаться к нечистому, и сказал: «Хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него. Исполняя закон Моисея, Христос велит исцелённому пойти показаться священнику и просит никому не разглашать о совершившемся чуде.

25.
Исцеление прокаженного. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление  прокажённого

Исцеление  сухорукого (Иудея)

Чудо было совершено Иисусом в субботу при фарисеях, которые упрекнули его в нарушении закона Моисея, на что Христос им ответил: «…кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмет её и не вытащит? Насколько же человек лучше овцы! И так можно в субботы делать добро».

26.
Исцеление сухорукого. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление  сухорукого

27.
Исцеление сухорукого. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление  сухорукого

28.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

29.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

В центре арок нартекса размещены удивительные мозаичные медальоны с растительными мотивами. Мы в дальнейшем увидим еще и другие.

30.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

На восточной стене компартимента "с куполом" находится Деисус. В первой части мы его осматривали, но теперь рассмотрим в деталях.

31.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

32.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

33.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

34.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

35.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

36.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

37.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Слева, рядом с Богоматерью, - мужчина в императорском облачении и короне (согласно надписи, это “сын высочайшего императора Алексея Комнина, Исаак Багрянородный”),...

38.
Комнин. Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

...справа, рядом с Христом, - женщина, одетая в черный монашеский клобук (“… Андроника Палеолога, госпожа монголов, инокиня Меланья”). Если хочется напомнить себе кто это такие - вам к первой части моего рассказа.

39.
Мария Палеологиня. Монахиня Меланья.

40.
Мария в Святая Святых и при Храме. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

41.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Левее, к северу в смежном компартименте в верхней части свода уже знакомая нам мозаика "Феодор Метохит перед Христом". Достаточно сказать, что именно стараниями этого человека мы и лицезреем эти удивительные мозаики. Феодор Метохит был ктитором монастыря Хоры, правой рукой императора и одним из самых богатых людей того времени. О нем также подробно мзложено в первой части моего рассказа.

42.
Феодор Метохит перед Христом. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

43.
Феодор Метохит прподносит Христу церковь в Хоре. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

44.
Феодор Метохит перед Христом. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Феодор Метохит преподносит Христу модель церкви Христа Спасителя в Полях...

45.
Феодор Метохит перед Христом. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

46.
Феодор Метохит перед Христом. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Вход из нартекса в наос.

47.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Вход в наос.

Вход в наос под патронажем Апостола Петра с ключами...

48.
Апостол Петр. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

49.
Апостол Петр. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

...и Апостола Павла... с книгой.

50.
Апостол Павел. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

51.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

52.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс.

Часть 3.
Богородица с Младенцем. Мозаики Хоры.

Сейчас мы перейдем в протвоположную сторону купола в северной части нартекса и начнем осмотр мозаик Богоматери с Младенцем. Напомню, что мы осматриваем эти мозаики таким замысловатым путем потому как пытаемся соблюсти хронологию евангельских событий и упорядочить впечатления зрителя дабы удовольствие от лицезрения не смазывалось сторонними вопросами, - а где эти мозаики находятся вообще пространственно. Именно поэтому мы будем подробно в этой третьей части рассматривать три компартмента с сюжетами истории жизни Богоматери. Ну, а затем уже в четвертой части перейдем к экзонартекс и увидим все, что связано с новозаветными сюжетами о Святым Семействе и Иисусе Христе.

Выступающие ребра зонтичных куполов делят их на узкие сегменты, в которых двумя ярусами размещаются фигуры, исторически и символически раскрывающие тему родословия Христа и Богоматери.
02.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс.
03.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
04.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Такое ощущение, что зодчий продумывая визуальный эффект от мозаик нартекса стремился сконцентрировать впечатление зрителя именно на высях горних, на Царствии Небесном, на тех краеугольных новозаветных сюжетах на которых зиждется христианство. Поэтому внимание зрителя концентрируется вертикальными порядками.
05.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Под центральной мозаикой Богоматери в медальоне купола изображены шестнадцать царей из дома Давидова и одиннадцать пророков...
06.
Богоматерь с Младенцем. Шестнадцать царей из дома Давидова и одиннадцать пророков. Мозаики и фрески монастыря Хора.
По традиции начатой во второй части - начнем осмотр с северного купола и изображенных в его объеме персонажей. Осмотрим подробно все сектора этого купола.
07.
Богоматерь с Младенцем. Шестнадцать царей из дома Давидова и одиннадцать пророков. Мозаики и фрески монастыря Хора.
Как и упоминалось - в первом верхнем ярусе изображены шестнадцать царей из дома Давидова, а во втором, нижнем - одиннадцать ветхозаветных пророков изображения которых правда не очень хорошо видны...
08.
Богоматерь с Младенцем. Шестнадцать царей из дома Давидова и одиннадцать пророков. Мозаики и фрески монастыря Хора.
09.
Богоматерь с Младенцем. Шестнадцать царей из дома Давидова и одиннадцать пророков. Мозаики и фрески монастыря Хора.
10.
Богоматерь с Младенцем. Шестнадцать царей из дома Давидова и одиннадцать пророков. Мозаики и фрески монастыря Хора.
Ну и теперь, крупным планом в центре купола - Богоматерь с Младенцем.
11.
Богоматерь с Младенцем. Мозаики Хоры.
12.
Богоматерь с Младенцем. Шестнадцать царей из дома Давидова и одиннадцать пророков. Мозаики и фрески монастыря Хора.
Сюжетам из жизни Богоматери посвящены три из четырех компартиментов (пространственных групп в объеме здания, каким-либо образом выделенных внутри объема) нартекса Хоры (кроме самого южного который мы осмотрели во второй части).
13.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Отвержение даров Иоакима
Иаков и Анна (родители Богородицы) были бездетной благочестивой зажиточной супружеской парой. В один из иудейских праздников Иаков хотел принести дары для жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим Иакову, что он не может приносить дары первым, т. к. «не произвел потомства Израилю» (Protev. Jac.1.3).
Мы видим верховного жреца перед алтарем, воздымающего руки в знак отказа принять дары, принесенные в храм бездетными прихожанами. В Протоевангелии (которое в дальнейшем будет цитироваться без ссылок) сказано: “Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства”.
14.
Отвержение даров Иоакима. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
15.
Отвержение даров Иоакима. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Двигаясь дальше по часовой стрелке, мы оказываемся перед почти полностью утраченной сценой, от которой осталась одна выглядывающая из-за двери служанка (см. фото 14).

Иаким удаляется в пустыню
Затем, в юго-восточном парусе, мы видим Иоакима, который “не хотел в огорчении показаться перед женой своею и удалился в пустыню, и поставив там палатку свою и постился сорок дней и ночей”.
16.
Иаким удаляется в пустыню. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Пророчество ангела Анне.
В люнете восточной стены осталась лишь часть изображения Анны, к которой слетает ангел с известием: “Ты зачнешь и родишь, и будет славен во всем мире род твой”.
17.
Пророчество ангела Анне. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
18.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
19.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
В арке северной стороны первого компартимента фрагменты мозаики иконы "Богородица Живоносный Источник" из монастыря Зоодохос Пиги.
20.
Богородица. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
21.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
22.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
23.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Встреча Иоакима и Анны
В восточном софите арки, разделяющей первый (самый дальний от входа) и второй компартименты представлена Встреча Иоакима и Анны, подписанная: “Зачатие Богородицы”.
24.
Иоаким и Анна. Зачатие Богородицы. Мозаики и фрески монастыря Хора.
25.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс. Второй компартимент.

Рождество Богородицы
История появления на свет Марии завершается в восточном люнете второго компартимента, где можно видеть сцену ее Рождества, которая иллюстрирует следующий простой евангельский текст: “Анна спросила ходившую за ней женщину: Кого я родила? И та ответила: Дочь. И сказала Анна: Возвеселилась душа моя в день сей. И Анна кормила дитя свое и дала ей имя Мария”.
26.
Рождество Богородицы. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Рождество Богородицы
27.
Рождество Богородицы. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Рождество Богородицы
На склонах свода второго компартимента размещены две сцены - восточная невероятно трогательно подписана: “Ласкание Богородицы”.
28.
Ласкание Богородицы. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Там Иоаким и Анна лелеют свою дочь, радуются ей. У этого мотива нет никакой опоры в тексте - он ориентируется на общечеловеческий чувственный опыт отцовства и материнства. Удивительно нежная и проникновенная сцена...
29.
Ласкание Богородицы. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Благословление Марии первосвященниками
На западном склоне показано, как Марию благословляют первосвященники...
30.
Благословление Марии первосвященниками. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Благословление Марии первосвященниками
31.
Благословление Марии первосвященниками. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Благословление Марии первосвященниками
32.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Не забыв полюбоваться двумя роскошными павлинами в парусах, перейдем из второго компартимента в третий.
Павлины кстати "обитают" в саду дома Иакима и Анны.
33.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
34.
Ласкание Богородицы. Павлин. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
35.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
36.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Первые шаги Марии
В восточном софите разделяющей их арки можно увидеть первые шаги Марии, о которых Протоевангелие повествует достаточно подробно и красочно: “И укреплялся младенец ее с каждым днем. Когда исполнилось ей шесть месяцев, мать поставила ее на землю, чтобы видеть, может ли стоять. И сделала она семь шагов и возвратилась в объятия матери своей”.
37.
Воспитание Марии при Храме. Мозаики и фрески монастыря Хора.

В такую, как будто из семейного альбома, картину автором неожиданно введена фигура, не имеющая к сюжету как будто бы прямого отношения (фото выше). Это женщина под покрывалом, по-античному вздувшимся под порывом ветра у нее над головой. Подобное изображение нетрудно представить на какой-нибудь позднеантичной иллюстрации. В византийской же мозаике оно явно напоминает древнюю цитату в сложносоставном тексте самого Феодора Метохита. И, да, стоит приглядываться к тому, что составляет фон живописных композиций: на мозаиках Хоры часто появляются архитектурные сооружения (вольные и конструктивно невозможные фантазии), драпировки, наброшенные на здания, занавеси на оконных и дверных проемах.

Отдельные фрагменты мозаичных узоров могут надолго остановить земное скорое внимание и уже внимать не сознанием, но глубоким душевным чувством... В такие моменты время тебя оставляет побыть наедине с самим собой.
38.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.В своде центрального, третьего компартимента нартекса разворачивается сцена Введения Богоматери во храм.
39.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс. Третий компартимент.

Введение Богоматери во храм
Создатель иконографической мозаичной программы Хоры не случайно расположил эту сцену над головой всякого входящего в наос, подписав ее: “Святая святых”.
40.
Введение Марии во Храм.  Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Введение Богоматери во храм

Именно со Святая святых ветхозаветного храма должно было ассоциироваться у прихожан то пространство, в которое они вступали, подобно маленькой Марии: “И первосвященник принял дитя и поцеловал ее, и она дрожала от радости и плясала на ногах своих. И пошли родители ее, дивясь что дитя не обернулось к ним”.
41.
Введение Марии во Храм. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Введение Богоматери во храм. Мария, стоящая перед первосвященником Захарией. Богородица, восседающая под киворием в Святая святых.
Богоматерь изображена в этой композиции дважды: стоящей перед первосвященником Захарией и восседающей под киворием в Святая святых, куда слетает ангел, приносивший ей пищу: “Мария воспитывалась, как голубица, и получала она пищу из рук ангелов”.
42.
Введение Марии во Храм.  Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Введение Богоматери во храм
Этот мотив повторен еще раз в качестве самостоятельной сцены в восточном софите арки, разделяющей третий и четвертый компартименты.
43.
Апостол Павел. Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс. Четвертый компартимент.

Мария в Святая Святых
44.
Воспитание Марии при Храме. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
45.
Феодор Метохит перед Христом. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
46.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс.
С этого места наше повествование переходит на западную стену и начинает движение назад, на север. Следующая сцена в западном софите той же арки частично утрачена, однако нетрудно понять, что на ней изображалось воспитание Марии при Храме.
47.
Мария в Святая Святых. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Воспитание Марии при Храме

Мария по жребию получает пурпур
В люнете над дверью в экзонартекс показано, как Мария по жребию получает пурпур, чтобы из него прясть завесу для Храма.
48.
Мария по жребию получает пурпур, чтобы из него прясть завесу для Храма. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Мария по жребию получает пурпур
Согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова, Иосиф Обручник стал мужем Марии и отцом Христа по жребию Первосвященника Захарии, которому явился ангел и велел найти мужа и покровителя для Марии среди вдовцов из простого народа. Кому из них Господь явит знамение, тому Дева Мария станет женою, сохраняя девичество.
49.
Мария по жребию получает пурпур, чтобы из него прясть завесу для Храма. Мозаики и фрески монастыря Хора.
Мария по жребию получает пурпур
50.
Мария по жребию получает пурпур, чтобы из него прясть завесу для Храма. Мозаики и фрески монастыря Хора.
Орнаменты Хоры не менее завораживающи нежели сюжетные линии... В этом смысле Хора несчерпаема! Перед тобой целый Мир, Божественный мир.
51.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
52.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Нартекс. Третий компартимент.

Первосвященник Захария, выбирает для Марии мужа по жребию.
53.
Первосвященник Захария, выбирает для Марии мужа по жребию. Мозаики и фрески монастыря Хора.
Процветший посох Иосифа.
В западном софите следующей поперечной арки изображен первосвященник Захария, выбирающий для Марии мужа по жребию, для чего он возлагает на алтарь посохи претендентов.
54.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

А дальше, в западном люнете второго компартимента, мы видим процветший посох Иосифа и его самого, явно смущенного произошедшим событием: “…и Иосиф возражал, говоря: У меня дети и я стар, тогда как она очень молода; я боюсь быть предметом насмешек”.
55.
Процветший посох Иосифа. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
56.
Процветший посох Иосифа. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
57.
Процветший посох Иосифа. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Иосиф, выходящий из Храма вместе с Марией и ведущий ее в свой дом.
Тем не менее в западном софите самой северной поперечной арки Иосиф представлен выходящим из Храма вместе с Марией и ведущим ее в свой дом. Рядом - один из сыновей Иосифа от первого брака.
58.
Иосиф, выходящий из Храма вместе с Марией и ведущий ее в свой дом. Мозаики и фрески монастыря Хора.

Благовещение.
В юго-западном парусе купола первого компартимента помещено Благовещение, но не то, о котором нам известно из канонического новозаветного текста, а чуть более раннее Благовещение у колодца, о котором рассказывает Протоевангелие Иакова: “И взяв кувшин, она пошла

зачерпнуть воды, и вот она услышала голос. Мария смотрела направо и налево, чтобы узнать, откуда был этот голос”.
59.
Благовещение. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Благовещение

Уход Иосифа на заработки.
Наконец, в западном люнете первого компартимента располагаются последние две сцены этого цикла: в первой Иосиф уходит на заработки. “И сказал Иосиф: Я оставлю тебя в доме и пойду делать работу мою плотничью, и я возвращусь к тебе”,...

60.
Уход Иосифа на заработки.Упрек Иосифа нашедшего Марию беременной возвратившегося через шесть месяцев. Мозаики и фрески монастыря Хора. Западный люнет первого компартимента.

...а во второй - возвращается домой через шесть месяцев и, найдя Марию беременной, упрекает ее...

Описав полный круг на стенах и сводах нартекса, повествование новозаветных сюжетов плавно перемещается в экзонартекс, куда последуем и мы.

(продолжение следует)

© Vladimir d’Ar, 2017

Снимки Владимира д'Ара (Обсуждение в ЖЖ)

Категории: Библиотека, Искусство, История, Основные разделы, Религии мира
Короткая ссылка на этот пост: http://vectork.org/?p=8995

Добавить комментарий