Возникновение города
Живописные долины итальянской Тосканы облюбовали еще этруски в 1 тыс. до н.э. Но город, который прославил эти места на весь мир, был основан только спустя тысячу лет.
В 59 году до н. э., готовясь к завоеванию Галлии, Юлий Цезарь основал на берегу Арно военную колонию, названную Кастра Флоренция (Процветающий лагерь). Ее застройка повторяла план римских военных лагерей: укрепленный квадрат со сторонами около полукилометра длиной, разбитый на прямоугольные кварталы. Со временем колония, оправдывая свое название, превратилась в цветущий город, и в III веке император Диоклетиан сделал Флоренцию столицей провинции Туския — будущей Тосканы.
Во второй половине этого столетия небесным покровителем города становится Иоанн Креститель, пришедший на смену богу войны Марсу. Тогда же Флоренция обрела и своего единственного святого — великомученика Миньято (армянина по происхождению).
Церковь св. Миньято
После падения Западной Римской империи Флоренция надолго пришла в упадок. Новый рост города начался в составе Франкской империи Карла Великого и стал особенно заметным в XI–XIII веках, когда в Италии разгорелась борьба римских пап с императорской властью. Во Флоренции это противоборство привело к разделению городской общины на враждующие группировки — пропапски настроенных гвельфов и гибеллинов, сторонников германского императора. Город разбился на кварталы, в которых жили товарищи по борьбе. Строения возводились безо всякого плана, а узкие улочки между ними сплетались в запутанный лабиринт.
Штаб-квартира гвельфов на протяжении многих веков. Отсюда
В ходе этого конфликта во Флоренции родилась новая форма социально-политической организации — коммуна. Ее характерными чертами были демократическое участие граждан в управлении городскими делами, а также преобладание в городской экономике торгово-ремесленной деятельности. Один только цех шерстяников объединял почти 20 тысяч работников, четверть всего населения города.
Флоренция тех лет уже была бесспорным центром культурной жизни Италии. Бессмертные произведения Бокаччо, Петрарки и великого Данте, написанные на флорентийском диалекте, возвели его в ранг национального языка.
Золотой флорин 1252 г.
В 1252 году Флоренция начала чеканить первую в Европе золотую монету — флорин. К этому времени относится и образование финансового учреждения, характерного для экономики всех современных стран — банка. Структура флорентийских банков со множеством европейских филиалов была настолько развитой, что напрашивается ее сравнение с нынешней холдинговой системой. Средневековые векселя и правила банковской отчетности дошли почти в неизменном виде до наших дней.
Медичи
Флоренция представляет единственный случай в мировой истории, когда банкир основал правящую династию.
В современной Флоренции повсюду можно увидеть эмблему — щит с изображенными на нем шестью шарами. Но это не герб города, как может подумать неосведомленный турист, а родовой герб семейства Медичи, чьи судьбы неразрывно связаны с историей Флоренции. Фамильная легенда гласит, что шары символизируют капли крови ужасного великана, который некогда угрожал Флоренции и с которым прародитель рода Медичи сражался, подобно библейскому Давиду. На самом деле происхождение Медичи не столь романтично. Сама эта фамилия переводится как «медик». Во времена Средневековья эмблемой аптекаря или врача был не крест, а выставленный в витрине шар (возможно, символизирующий пилюли). Так что, судя по всему, предки самых знаменитых правителей Флоренции принадлежали к почтенному сословию лекарей.
Флоренция, 1472 г.
Основателя династии Медичи, которая правила Флоренцией в течение почти трехсот лет, звали Козимо Старший. Он возглавлял процветающий банкирский дом и был самым богатым человеком в Европе. В должниках у него ходили римские папы, короли Англии и Франции и даже целые государства, как, например, Венеция. Конечно, жизнь такого человека не была безоблачной. Когда Козимо обнаружил свое стремление встать у государственного кормила, политические противники схватили его и хотели казнить, но он выкупил свою голову, бежал из города, а в 1434 году вернулся и подчинил Флоренцию своей власти. Причем формально он оставался частным лицом, однако в правительстве находились угодные ему люди.
Отец Отечества Козимо Старший
За те три десятилетия, которые Козимо правил Флоренцией, его состояние увеличилось в полтора раза. Но благоразумный олигарх не выставлял напоказ свое богатство, полагая, что «зависть — трава опаснейшая, которую следует иссушать, а не орошать». Дабы не вызывать пересудов, он отверг проект роскошного дворца, предложенный ему архитектором Филиппо Брунеллески, и удовольствовался более скромным зданием, где, по отзывам современников, вел аскетическую жизнь. А вот главный противник Медичи — Лука Питти, ухватившийся за проект Брунеллески, благополучно разорился на строительстве этого здания.
Дворец Питти, XVIII в.
Несмотря на личную прижимистость, Козимо являл собой образец правителя эпохи Ренессанса. При нем во Флоренции была учреждена Платоновская академия — уникальное явление в истории европейской культуры. К этой эпохе относятся бронзовый Давид скульптора Донателло, купол Кафедрального собора Бруннелески и фрески фра Беато Анжелико в монастыре Сан Марко. И это было только началом расцвета флорентийского искусства.
Лоренцо Великолепный
Торговля родиной не всегда была главным занятием олигархов.
В 1469 году правителем Флоренции стал внук Козимо Старшего — Лоренцо, прозванный Великолепным. Как и его дед, Лоренцо не занимал никаких официальных должностей. Его власть покоилась на популярности, которую он приобрел широкими тратами на роскошные постройки, произведения искусства и блестящие празднества.
По семейной традиции, Лоренцо пополнял библиотеку (позже названную его именем), приобретая для нее раритеты по всей Европе. Сам не чуждый занятиям словесностью, он поддерживал Флорентийскую академию, с удовольствием участвуя в ее заседаниях. Кроме того, у него был подлинный художественный вкус. Приглашенный во дворец Медичи Леонардо да Винчи, — в ту пору молодой красавец, прозябавший без работы, — пришел с лютней собственного изобретения в форме лошадиной головы и получил первые серьезные заказы. В кругу правителя Флоренции появляется и юный Микеланджело, принятый в семью Лоренцо как сын. По сути для него одного в Садах Медичи была открыта школа скульпторов.
А как не приветить 22-летнего стервеца, который показывает тебе такую свою работу?
Микеланджело. Вакх. 1497.
Однако во Флоренции нашлись и те, кто не одобрял правление Медичи. В 1478 году члены знатного семейства Пацци решили убить Лоренцо и его брата Джулиано. Заговорщики набросились на братьев во время пасхальной мессы в кафедральном соборе. Джулиано пал под ударами кинжалов, но Лоренцо со своими сторонниками выгнал убийц из церкви на площадь, где их растерзала толпа.
Между тем римский папа со своим союзником неаполитанским королем вторглись во владения Флоренции, заявив, что ведут войну лишь против дома Медичи. В этих условиях Лоренцо решился на крайне опасный шаг: он отправился в Неаполь, дабы убедить короля в необходимости всеобщего примирения.
Неаполитанский король держал Лоренцо у себя при дворе три месяца, по сути, как пленника. Папа очень надеялся, что в это время во Флоренции случится переворот. Но флорентийцы не предали Лоренцо, несмотря на тяготы войны и бедствия чумы. В конце концов Лоренцо, к величайшей досаде папы, заключил союз с королем Неаполя, вернув Флоренции утраченные земли и политическое значение.
Впрочем, и папа пошел на мировую, когда Лоренцо отправил в Рим лучших флорентийских художников для росписи Сикстинской капеллы.
Но любовь народа – вещь недолговечная.
Савонарола
Незадолго до смерти Лоренцо Великолепного Флоренция нашла себе кумира совсем другого рода. Им стал настоятель монастыря Святого Марка — Джироламо Савонарола.
Этот незаурядный человек родился в 1452 году в семье богатого купца и в юности готовился стать врачом. Но безответная любовь к девушке из богатой флорентийской семьи, привела к отречению Савонаролы от мира и уходу в монахи доминиканского ордена.
Келья и рабочий стол Савонаролы в монастыре Св. Марка
Время было беспокойное. Лоренцо Медичи был неизлечимо болен. Флоренция жадно прислушалась к проповедям брата Джироламо, обличавшим неправедное богатство светских и церковных князей, языческие увеселения и фривольное искусство. Его речи были просты и грубы, но тем и нравились простонародью.
Друзья Лоренцо посоветовали ему призвать Савонаролу и исповедаться перед ним — в надежде на замирение во благо Флоренции. Лоренцо уступил, но Савонарола, явившись у его постели, вместо отпущения грехов проклял умирающего сибарита.
В 1495 году Флоренция была захвачена французскими войсками, семья Медичи скрылась в изгнании.
И тогда брат Джироламо, выйдя из своего уединения в монастыре Сан-Марко, обратился к народу с такой проповедью: грехи флорентийцев безмерны, но Всевышний милостив, Он простил их и дает Флоренции в короли Своего Сына — Иисуса Христа. И теперь флорентийцы будут строить Царство Божие на земле.
Проповедь Савонаролы
Жизнь в городе круто переменилась: богатые обязаны были делиться с бедными, пение, танцы и прочие увеселения были запрещены, сквернословие каралось прижиганием языка. На площади Синьории в кострах сгорали книги, роскошная мебель, парики, духи, наряды, и даже великий Боттичелли сам принес свои картины, чтобы бросить их в огонь. Торговля почти замерла. Вскоре в савонароловском «раю» начался голод, войска французов и немцев совершали разорительные набеги на Флоренцию, войной грозил и римский папа. Отлучение Савонаролы от Церкви окончательно отрезвило флорентийцев, но не брата Джироламо. Он дерзнул произнести на Папу анафему, и тут же был схвачен горожанами.
Конец этого строителя Царства Божия на земле был печален: его обвинили в ереси и сожгли на костре, а пепел бросили в реку Арно.
Казнь Савонаролы.
Смерть Савоноролы позволила вернуться во Флоренцию Леонардо да Винчи, и пока он писал Мону Лизу, Микеланджело закончил «Давида», поднявшего дух флорентийцев после эпохи смуты и бедствий. Итальянский Ренессанс вступил в пору своего зенита.
Конец правления Медичи
После смерти Савонаролы в 1498 году Флоренция пережила множество бедствий — войны, эпидемии, пожары. На протяжении многих лет Медичи пытались вернуть себе власть, и, наконец, город почувствовал твердую руку. В 1537 году правителем Флоренции стал Великий герцог Тосканский Козимо I Медичи (его не следует путать с основателем династии Козимо, которого называют не Первым, а Старшим именно потому, что его власть была неофициальной).
Герцог Козимо не отличался скромностью своего тезки и предшественника. Поначалу он перебрался из дворца Медичи в палаццо Синьории, а потом купил себе новые великолепные чертоги. Но поскольку герцогу часто приходилось посещать палаццо Синьории, он выстроил себе отдельный переход, чтобы не смешиваться с простонародьем. Эта галерея идет над мостом Понте-Веккьо, который именно из-за Козимо I Понте-Веккьо до сих пор заставлен ювелирными лавками. Прежде здесь торговали мясники. Но запах тухлого мяса и назойливые мухи так раздражали властителя Флоренции, что он велел изгнать мясников и передать их лавки золотых дел мастерам. С тех пор они уже не покидали этого места.
Ж.Калло. Мост Понте-Веккьо. 1617
Понте-Веккьо с гравюры XIX в.
С Козимо I начался новый период счастливой жизни для Флоренции, которая украсилась такими архитектурными шедеврами, как форт Бельведер (произведение Бернардо Буонателли) и канцелярия Уффици (создание Джорджо Вазари).
Форт Бельведер
Герцог Козимо разделался со всеми врагами своего семейства. Однако он стал последним из великих Медичи, и после его смерти Флоренция постепенно превратилась во второстепенное государство. Наследники Козимо I унаследовали лишь культурные и художественные интересы семьи. На рубеже XVI–XVII веков во Флоренции родилась новая музыкальная форма представления – опера, ставшая популярной в последующие столетия. Под покровительством Медичи во Флоренции жил астроном из Пизы Галилео Галилей.
Род Медичи пресекся в 1743 году. Титул Великих герцогов Тосканских перешел к австрийскому семейству Лорена, что привело к подчинению Тосканы австрийской короне. Лорена правили Флоренцией до 1859 года, когда Великий герцог Тосканский Леопольд II добровольно покинул город, предоставив ему возможность объединиться с другими итальянскими землями.
Тоскана вошла в состав Объединенного королевства Италии в 1861 году и несколько лет играла в нем первую скрипку. С 1865 года во Флоренции заседал первый парламент страны, но шесть лет спустя столицу итальянского государства перенесли в Рим и великому городу Италии пришлось удовольствоваться ролью музея под открытым небом.
Площадь Синьории
Пьяцца делла Синьория вот уже более семи веков выполняет роль сердца города.
Площадь Синьории в XVIII в.
Площадь Синьории была образована в 1268 году, когда партия гвельфов в очередной раз победила своих соперников из партии Гибеллинов и решила сравнять с землей их дома. Всего было разрушено 36 зданий, в результате чего площадь приобрела необычную форму в виде латинской буквы L.
Свое название площадь получила от Дворца Синьории, построенного в 1302 году по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио. В этом здании почти два с половиной столетия заседало правительство Республики. Но в 1565 году герцог Козимо I Медичи перебрался в новый дворец Питти, и Палаццо Синьории стало называться Палаццо Веккьо (Старый дворец). Сегодня здесь размещается городской муниципалитет.
Площадь Сеньории — это еще и великолепный музей под открытым небом. Ее окружают здания, построенные в XIV–XVI веках. Фасад Палаццо Угуччони, как считается, спроектирован самим Рафаэлем.
Палаццо Угуччони
Особого внимания заслуживают статуи на площади.
В 1495 году, после изгнания семейства Медичи, флорентийцы водрузили перед дворцом Синьории бронзовую скульптуру «Юдифь с головой Олоферна» работы Донателло. Обезглавленный Олоферн символизировал свергнутых Медичи, а Юдифь олицетворяла освобожденную Флоренцию, вновь перешедшую к республиканскому правлению.
Другим символом стремления Флоренции к свободе стал знаменитый «Давид» Микеланджело, изваянный в 1504 году. Гигантская 4-хметровая статуя, несмотря на неподвижную позу героя, исполнена энергией и мощью. «Давид» был тожественно установлен перед дворцом Синьории, сменив на этом месте «Юдифь», которую перенесли в Лоджию Ланци. В XVIII веке оригинал «Давида» переехал в Галерею Академии, а на площади поставили копию. «Юдифь» вернули на прежнее место в 1919 году.
В центре площади возвышаются Фонтан Нептуна работы Амманнати и конная статуя Козимо I работы Джанболоньи. Рядом круглая мраморная плитка на земле отмечает то место, где 23 мая 1498 года был сожжен несчастный фанатик Савонарола.
Место казни Савонаролы
С южной стороны к площади Синьории примыкает Лоджия Ланци (постройка XIV века), под крышей которой находится еще 15 скульптур, и среди них изумительный «Персей» Бенвенуто Челлини — шедевр, чуть было не погубивший своего создателя.
«Персей с отрубленной головой Медузы» — главное произведение Бенвенуто Челлини, от которого его долгие годы отвлекали заказы государей и разные жизненные обстоятельства. В своей автобиографии он описал все подробности своего титанического труда.
Чтобы понять трудность задачи, стоящей перед Челлини, надо представлять себе технологию изготовления из бронзы полой, как у античных греков, скульптуры. Сначала делается фигура из обожженной глины. На нее накладывается слой воска, который снова покрывается глиной. После этого всю конструкцию отправляют в печь. Воск плавится, вытекая через специальные трубочки, а на его место заливается бронза. Заставить жидкий металл плавно и равномерно растечься по всем частям формы чрезвычайно сложно. Герцог Козимо I Медичи, узнав о замысле Челлини, посчитал, что великий скульптор хочет прыгнуть выше головы. «Бенвенуто, — сказал он, — эта фигура не может у тебя выйти в бронзе, потому что искусство тебе этого не позволит».
И точно, отливка Персея превратилась для Челлини в настоящую битву с судьбой.
Три месяца он тщательно обмазывал скульптуру глиной и воском, а затем еще двое суток непрерывно жег отборные сосновые бревна, чтобы раскалить печь до нужной температуры.
Работа вызвала у него лихорадку, и Челлини слег в постель, уже не чая встать живым. Но спустя несколько часов ученики доложили ему, что в его отсутствие печь остыла, и металл сгустился. Услышав это, Челлини, по его собственным словам, испустил крик «такой безмерный, что его было слышно на небе». «С недоброй душой» он бежит в мастерскую и видит там ошеломленных и растерянных подмастерьев. С помощью дубовых поленьев удается справиться с этой бедой. Челлини приступает к наполнению формы, но тут не выдерживает горн: он лопается, и бронза начинает вытекать через трещину. Тогда Челлини велит кидать в горн все оловянные блюда, чашки, тарелки, которые можно найти в доме, — их оказалось около двухсот, — и все-таки добивается наполнения формы.
Нет худа без добра: испытанное мастером нервное потрясение победило болезнь, и он вернулся к работе здоровее прежнего.
Современники Челлини посчитали, что создание «Персея» не обошлось без вмешательства нечистой силы. А некоторые прямо заявляли, что Челлини — это сам черт. Правда, сам мастер был противоположного мнения о своей особе, и с подкупающими подробностями описал в своей книге появившийся у него над головой сияющий нимб.
Дуомо
Кафедральный собор — самый затяжной долгострой в истории Флоренции.
В 1293 году власти Флоренции решили воздвигнуть новый собор. Это был вопрос престижа: у соседей-пизанцев уже 200 лет как стоял кафедральный собор Дуомо, и чтоб не лопнуть от зависти к ним, необходимо было создать нечто такое, чтобы лопнула от зависти ненавистная Пиза. Строительство собора во Флоренции велось под девизом: «Воздвигнуть церковь такой по величине и великолепию, чтобы нельзя было потребовать от человеческих сил и рвения ни большей по размерам, ни более прекрасной постройки».
Эта грандиозная цель и объясняет, почему собор строился невероятно долго. Для начала расчистили место под строительство, разрушив старый собор V века, который назывался Санта Репарата — в честь особо почитаемой в городе святой. Новый собор посвятили Богородице, и он получил название Санта-Мария-дель-Фьоре (собор Святой Девы Марии с цветком лилии в руках).
Выполнить проект собора поручили лучшему архитектору своего времени — Арнольфо ди Камбио, который спроектировал его так, чтобы в нем могло поместиться всё взрослое население города (на тот момент — 50-60 тысяч человек). То есть новый собор должен был стать чем-то вроде огромной крытой площади. Поэтому он имел и соответствующие размеры: длина — 153 метра, ширина — 90 метров.
Арнольфо скончался в 1302 году, успев построить только фасад и частично боковые стены. После его смерти строительство прервалось на долгие годы. Работы возобновились лишь в XV столетии. Купол собора, который стал символом всей Тосканы, был спроектирован гениальным архитектором Возрождения Филиппо Брунеллески. Вся Флоренция видна оттуда как на ладони.
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре был освящен Папой Евгением IV 25 марта 1436 года, когда со дня закладки прошло 140 лет. Впрочем облицовка фасада мрамором продолжалась до 1886 года и была закончена благодаря богатым пожертвованиям нашего соотечественника промышленника Демидова, чей герб теперь красуется справа от главного входа. До сих пор флорентийцы, когда хотят указать на что-то, тянущееся на их взгляд невыносимо долго, говорят: «это длится так долго, как строительство собора».
А затмить своим собором всех на свете у флорентийцев так и не получилось: по величине собор Санта-Мария-дель-Фьоре является всего лишь четвёртым в Европе, после римского собора Святого Петра, лондонского собора Святого Павла и кафедрального собора в Милане.
Галерея Уффици
Во Флоренции насчитывается 87 музеев. Самый известный из них — галерея Уффици.
Галерея Уффици (буквально — галерея канцелярий) — не только один из старейших музеев Италии. Это еще и самое значительное в мире собрание итальянской живописи. Бесполезно даже пытаться осмотреть за один раз это грандиозное собрание, которого вполне достаточно, чтобы детально изучить по нему историю искусства Италии.
История Уффици берет начало в июле 1559 года, когда правитель Флоренции герцог Козимо I Медичи замыслил объединить все административные службы города в общем просторном дворце. Для реализации проекта был приглашен архитектор и художник Джорджо Вазари. Однако в 1574 году он умер, и заканчивал строительство уже его преемник, Бернардо Буонталенти. С 1575 года в здании Уффици началось формирование музея, основу которого составила семейная коллекции Медичи. После заката династии Медичи собрание продолжало пополняться.
Среди жемчужин, составляющих собрание Уффици, трудно указать наиболее драгоценные. Джотто, фра Беато Анджелико, Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Филиппо Липпи, Караваджо, Тициан — все прославленные титаны кисти итальянского Ренессанса представлены в этом уникальном музее целым рядом шедевров. Но некоторые картины уже давно стали визитной карточкой знаменитой галереи, подобно «Джоконде» или Венере Милосской парижского Лувра. Это прежде всего две картины великого флорентийского художника Сандро Боттичелли «Аллегория весны» и «Рождение Венеры». Написанные между 1477 и 1485 годами на вилле Медичи в Кастелло, они остаются олицетворением «золотого века» итальянского искусства — эпохи Высокого Возрождения.
Уффици хранит и знаменитый картон Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов», который произвел огромное впечатление на Андрея Тарковского. Если помните, то в его автобиографическом фильме «Зеркало» тяжеловесный фолиант Леонардо, несколько раз появляющийся в кадре, открыт именно на этой репродукции.
Уффици обладает единственной значительной картиной Микеланджело (ибо большая часть живописных работ великого мастера, как известно, — это фрески в Сикстинской капелле). В одной из залов Уффици можно полюбоваться его «тондо» (то есть картиной круглой формы), изображающей Святое семейство.
Итальянское собрание составляет львиную долю экспозиции галереи Уффици, но не исчерпывает ее. Здесь также немало образцов античного, французского, испанского, голландского и немецкого искусства, в том числе целых шесть полотен Альбрехта Дюрера.
Музей Ангельского брата
Музей Святого Марка, или иначе, музей Беато Анжелико — один из уникальных музеев Флоренции.
Само здание музея — это бывший доминиканский монастырь Святого Марка. В 1427 году Козимо Медичи Старший приказал архитектору Микелоццо реконструировать его, приспособив для нужд монастырской общины. Но прославил монастырь не архитектор, а монах-доминиканец, переселившийся сюда лет через десять после завершения перестройки.
Его мирское имя — Гвидо ди Пьетро — немного скажет сегодняшнему туристу, как, впрочем, и церковное — фра (то есть брат) Джованни. Впоследствии фра Джованни, причисленного Католической церковью к лику святых, стали именовать фра Беато Анджелико — блаженный ангельский брат. Под этим именем фра Джованни и вошел в историю искусства как один из величайших художников итальянского Кватроченто.
Посмертный портрет Фра Беато Анджелико кисти Лука Синьорелли,
фрагмент фрески "Деяния Антихриста" (1501 г.) в Соборе Орвието, Флоренция
Фра Беато Анджелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, средневековое простодушие и чистота восприятия сразу обнаруживают кисть великого доминиканца.
Фра Беато Анджелико. Благовещение
Среди произведений, созданных «ангельским братом» специально для Сан Марко, наиболее известен цикл, посвященный жизни Христа. Картины последовательно иллюстрируют евангельские события. Внизу картины выписан соответствующий новозаветный стих, а наверху — стих из Ветхого Завета, в котором содержится пророчество об описываемом событии.
Распятие
Вазари, прилежный биограф художников Возрождения, не устает удивляться тому духу простоты и благочестия, которым дышат работы фра Беато Анджелико. В своей книге он постоянно призывает монахов умерять свою алчность и непомерное честолюбие по примеру брата Джованни. «Ведь поистине, — пишет он, — такого рода высокий и исключительный талант, каким обладал брат Джованни, не мог и не должен был снизойти ни на кого другого, как на человека святейшей жизни». Папа Николай V даже прочил фра Беато на архиепископскую кафедру, зная его «как человека святой, спокойной и скромной жизни», но тот, как пишет Вазари, «по своей великой и поистине редчайшей доброте, уступил столь великие предложенные ему первосвященником сан, почесть и должность тому, кого он искренне почитал достойнее себя».
В 1866 году монастырь Сан Марко перешел в государственную собственность, а спустя три года там открылся для публики музей Сан-Марко или музей Беато Анджелико — крупнейший в мире монографический музей художника XV века.
Категории: История, Основные разделы