В искусстве Израильского царства IX-VIII вв. до н.э. и Иудейского царства VIII в. до н.э. широчайшее распространение имела египетская религиозная символика. На произведениях искусства из израильской столицы Самарии из человекообразных египетских божеств чаще всего встречается изображение египетского Солнечного бога в виде сидящего в цветке лотоса ребёнка. На резной слоновой кости он представляется подносящим одну руку к губам, а другою держащим символ власти – плеть.
Резная слоновая кость из Самарии с изображением египетского Солнечного бога (VIII в. до н.э.).
На печатях это божество изображается с одной или двумя руками, поднятыми в благословении, иногда с рогами и солнечным диском на голове. На некоторых подобных печатях указаны яхвистские имена их владельцев, такие как ‘šyw bn ywqm или ’byw ‘bd ‘zyw («Авия, раб Озии»). Вторая, по всей видимости, принадлежала высокопоставленному чиновнику иудейского царя Озии (VIII в. до н.э.), который в Книге пророка Исайи именуется ‘zyhw (Ис. 6, 1).
Израильские печати с изображением египетского Солнечного бога (VIII в. до н.э.).
Средняя принадлежала «Авии, рабу Озии».
Из других египетских божеств на резной кости из Самарии встречаются изображения бога вечности Хеха в виде стоящего на колене человека с солнечным диском на голове, держащего в руках пальмовые ветви (егип. rnpt «год»), а также Изиды и Нефтиды, сидящих по сторонам от столпа джед – символа Осириса.
Бог Хех
Богини Изида и Нефтида.
Наиболее популярным амулетом у иудеев IX-VI вв. до н.э. было изображение египетского бога Беса в виде уродливого карлика с короной из перьев на голове. На территории Израильского и Иудейского царств подобных амулетов найдено много десятков. В Гезере была обнаружена матрица с изображением лица Беса, свидетельствующая, что подобные амулеты производились самими иудеями.
Амулеты в виде бога Беса из Лахиша, Тель-эс-Сафи, Тель-эль-Фара и Гезера и матрица для производства таких амулетов из Гезера.
Наряду с изображениями Беса у жителей Израильского и Иудейского царств большой популярностью пользовались амулеты в виде ока Гора. Одна из найденных в Самарии резных пластин из слоновой кости сочетает изображения ока Гора, урея с солнечным диском и когтей сокола.
Резная пластина из Самарии, амулеты в виде ока Гора из Мегиддо и амулет в виде четырёх очей Гора из Лахиша.
Помимо изображений самого египетского Солнечного бога, в Израильском царстве IX-VIII вв. до н.э. были широко распространены изображения его символов – двух- или четырёхкрылого скарабея и крылатого солнечного диска. В Самарии чаще всего встречается четырёхкрылый скарабей с солнечным диском в лапах. На территории царского дворца в ней было найдено 9 булл, имеющих отпечатки одной и той же печати с подобным рисунком, который, возможно, был гербом израильских царей.
Израильские печати с изображениями крылатых скарабеев, найденные в Самарии и Гезере (VIII в. до н.э.).
Израильские печати из Самарии и Сихема с изображением крылатого солнечного диска (VIII в. до н.э.).
В Иудею египетские религиозные символы начинают проникать из Израиля с середины VIII в. до н.э. Сначала они появляются на личных печатях, потом распространяются на царские штампы. К числу самых ранних египетских символов на иудейских печатях относятся изображения царских картушей с поклоняющимися им людьми. Серединой VIII в. до н.э. датируется двухсторонняя печать šbnyw ‘bd ‘zyw («Шевнии, раба Озии»), придворного иудейского царя Озии, который упоминается в Книге пророка Исайи (Ис. 22, 15-25). На одной её стороне изображён сам Шевния, на другой – два крылатых солнечных диска. Судя по израильскому написанию имени Яхве (yw), эта печать, как и упоминавшаяся выше печать другого придворного Озии Авии, была сделана израильским резчиком. Несколько более поздним временем датируется печать ’šn’ ‘bd ’ḥz («Ашны, раба Ахаза»), придворного внука Озии Ахаза, на которой изображён солнечный диск в короне с уреями (сарафами) по сторонам от него.
Израильские печати с изображениями египетских царских картушей из Телль-эль-Фара и Гезера.
Печать «Шевнии, раба Озии».
Печать «Ашны, раба Ахаза».
На землях Иудеи найдены остатки примерно двух тысяч кувшинов конца VIII в. до н.э. с отпечатками штампов на ручках. Сверху на отпечатках имеется надпись lmlk («Принадлежит царю»), снизу – название одного из четырёх городов Иудеи (Хеврон, Сохо, Зиф и mmšt, т.е. Рамат-Рахель?), а между ними – изображение четырёхкрылого скарабея или крылатого солнечного диска. Эти кувшины датируются временем царя Езекии и связываются с подготовкой им обороны от ассирийского вторжения. Судя по изображениям на штампах, египетские религиозные символы стали в Иудее, как и в Израиле, символами местной царской власти. Отпечаток собственной печати Езекии, обнаруженный археологами на южном склоне Храмовой горы в Иерусалиме, также несёт изображения крылатого солнечного диска и крестов «анх».
Штампы на кувшинах Езекии с изображением четырёхкрылого скарабея.
Штампы на кувшинах Езекии с изображением крылатого солнечного диска.
С 701 г. до н.э. Иудея на несколько десятилетий попадает под власть Ассирии. С этим связано вытеснение на иудейских печатях египетских религиозных образов ассирийскими. Наиболее популярные из них связаны с культом Лунного бога Харана, который в VII в. до н.э. широко распространился в западных областях Ассирийской империи. Лунный бог Харана представлен на иудейских печатях либо своим символом – полумесяцем с двумя лентами, либо в облике сидящего на престоле человека с поднятыми в благословении руками, зачастую на лодке и в окружении стилизованных крестов «анх» и священных деревьев. Владельцы с яхвистскими именами, которыми надписаны некоторые из таких печатей, по всей видимости, воспринимали подобные рисунки как изображения Яхве.
Иудейские буллы VII в. до н.э. с символом Лунного бога Харана.
Первая была обнаружена в составе архива в иерусалимском Городе Давида, вторая происходит из Хорват-Уза в Негеве
Иудейские печати VII в. до н.э. с изображением Лунного бога Харана в человеческом облике.
Найденная в Иерусалиме печать, принадлежавшая ’lšm‘ bn gdlyhw («Элишаме, сыну Гедалии»).
В Араде и Вифлееме были найдены раковины тридакны с выгравированными на них изображениями в традиции ассиризированной сиро-палестинской иконографии, представляющими восседающего в лотосе бородатого бога с поднятой в благословении рукой. По всей видимости, в Иудеи подобные изображения воспринимались как образы Яхве.
Гравированные раковины VII в. до н.э. из Арада и Вифлеема
Несмотря на широкое распространение ассирийской религиозной символики в Иудеи VII в. до н.э. египетские религиозные символы сохранялись в её иконографии вплоть до вавилонского завоевания. В составе так называемого «сгоревшего архива» из Иерусалима, который датируется примерно 600 г. до н.э., были обнаружены буллы с изображениями крылатых скарабеев и уреев (сарафов).
Изображения двукрылого скарабея и четырёхкрылого сарафа на буллах из «сгоревшего архива».
Категории: История, Основные разделы, Религии мира