Среди "художников, которым не повезло" много караваджистов и это не случайно: подобно вирусу караваджизм распространился в 17 веке в "продвинутых" странах, и очень многие художники им переболели. Кажется, ещё при жизни Караваджо порожденное им направление начало дробиться на множество школ и манер. Спустя несколько десятилетий всё изменилось. Отца-основателя объявили маньяком, пришедшим, "чтобы уничтожить живопись", а его бесчисленных последователей стали забывать. Многих из них заново открыли в 19-20 веках: некоторых раскрутили, как де Латура, другие остались известными лишь неширокому кругу специалистов и любителей. К последним принадлежит и Адам де Костер (ок. 1586-1643) из Южных Нидерландов. Его манеру можно определить как нечто среднее между Жоржем де Латуром и Утрехтской школой: не такой "деревянный" как первый и не такой барочный, как вторые. В общем, художник он не хуже, чем де Латур (которого я тоже высоко ценю), да и женские образы у него более трогательные, но он гораздо менее известен. Возможно это потому, что все многообразие фламандской живописи первой половины 17 века затмила школа Рубенса. При жизни, кстати, де Костер был известен: Ван Дейк включил его портрет в галерею знаменитых земляков (изданная в гравюрах "Иконография"; справа).
Игроки в карты.
Тематика картин де Костера типична для караваджизма. Считается, что все эти "Игроки в карты", "Шулеры" и "Гадалки" иллюстрируют притчу о блудном сыне.
Отречение Св. Петра.
Тенебросо де Костера заставляет вспомнить Джозефа Райта из Дерби, но без экзальтации последнего.
Девушка (?) в восточной одежде со свечой.
Молитва Св. Франциска и монаха Лео. Ок. 1626
Вот он, "райтизм-дербизм"! Кстати. у Св. Франциска - печтаные книги.
Два скульптора. (Предположительно Франсуа Дюкенуа и Георг Петель). 1622
Молодая женщина со свечой и прялкой
Девушка, кажется, та же, что в первом "Отречении Св. Петра"
Певец со свечой. Между 1625 и 1635
Юдифь с головой Олоферна.
Ещё одна любимая караваджистами тема.
Красивые картины.
С удовольствием посмотрел произведения.