Возвращаясь к теме о поверхностных суждениях, которые мы часто выносим относительно того, что считаем "благом" и что "злом" для себя... а также о том, почему суфии иногда совершают действия, которые кажутся внешнему наблюдателю неоправданно жесткими для духовного человека, противоречащими понятиям о "любви", позволю себе привести одну историю о Джалаледдине Руми из книги Омара Али-Шаха «Курс искателя» (The Course of the Seeker):
Летом в Мазар-и-Шарифе бывает очень жарко, и жители его спят на крышах под открытым небом. Руми пишет: «Однажды ночью я лежал с открытыми глазами на крыше своего дома, глядя на купол звезд и замирая от восхищения», — далее он перечисляет различные созвездия, которыми любовался — и в конце говорит: «Мои мечтания, однако, были прерваны посторонним звуком — кто-то скребся о стену. Прислушавшись, я понял, что это грабитель. Я поднялся со своего ложа, и, как только голова грабителя появилась над перилами, пнул его прямо в рыло». (стр.158)
Да, Руми так и сказал. Буквальный перевод фразы на дари — одном из афганских наречий, архаичном варианте персидского: «Я пнул его прямо в рыло». Почему? Потому что это был грабитель, пытающийся проникнуть в дом. Вступать с ним в моралистические дискуссии бесполезно. Поэтому Руми просто сделал то, что грабитель заслуживал. Вопрос закрыт. А далее Руми продолжает свои комментарии по поводу красоты и гармонии небесных светил, наблюдаемых им с крыши в звездную ночь…
Когда я как-то раз привела эту историю на одном из суфийских форумов, меня упрекнули за отсутствие в ней "любви". Однако сознательная любовь иногда заключается в жёстких, или даже с виду жестоких, действиях. Их можно сравнить с тем, как если бы ослепленному чем-то человеку, бегущему во все тяжкие прямо к зияющей пропасти, которую он не видит и о которой не подозревает, видящий пропасть человек подставил бы подножку. От резкого удара и полученного шока бедолага, возможно, прозреет. Как минимум, оглядится вокруг и поймет, куда направлялся в своей слепоте. И поэтому, хотя для него это чрезвычайно болезненный инцидент, он стонет и всех проклинает, в целом опыт несет ему спасение.
Именно так действовал Руми. Он не испытывал ярости, гнева, страха — просто делал то, что должно, не выходя из состояния общения с высшим.
В состоянии, когда человек, на всех парах, ослепленный, несется к погибели, другого способа может не быть. Нет времени объяснять ему, что он не прав, нужно остановить его быстро и эффективно. Руми мог поднять шум, привлечь соседей, вызвать стражу. Тогда бы грабителя наверняка поймали и, как полагалось тогда в Центральной Азии — он отправился бы на виселицу. А то и ещё чего похуже… А так, грабитель, в худшем случае, лишился пары зубов. Может быть, заодно и желание заниматься подобным промыслом отшибло.
Возвращаясь к образу ослепленного человека, несущегося к пропасти…У нас в жизни бывают подобные ситуации. Ставит подножку, как нам кажется, человек, но на самом деле через него это делает Бог, и в этом и есть его любовь к нам.
Снимок Андрея Саликова (Обсуждение в ЖЖ)
Категории: Основные разделы, Суфизм