"В гостях в "Белой студии" Дипак Чопра - ... автор множества книг по духовному развитию, которые были переведены на 35 языков, общим тиражом более 20 миллионов книг по всему миру. Автор программ, которые помогают достичь гармоничного здоровья и благополучия. Врач-эндокринолог, приверженец многовековой традиции индийской медицины - аюрведы" (из анонса к передаче)
"То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно говорить, о том следует молчать" (Людвиг Витгенштейн "Логико-философский трактат")
То, что говорит Дипак Чопра, очень интересно и полезно не только адептам восточных практик. Правда, в его словах вы не найдёте прямых ответов, истин. В отличие от пытающихся всё называть своими именами западных Учителей (школа греческой философии), восточные Учителя не дают конкретный ответ, а как бы подводят ученика к тому состоянию, когда тот сам поймёт "Невыразимое Словами". Некоторые особо сложные для понимания истины поэтому выглядят хорошо "запутанными". Там же, где вполне можно было бы сказать: "вам ещё рано", или "вы не поймёте", - восточный Учитель говорит о начальных практических шагах к пониманию, как бы не отвечая на прямо поставленный вопрос.
Думаю, что по этой же причине ответ на вопрос о любви Дипак Чопра свёл к этапам земной любви (вероятно по принципу "разберитесь сначала с этим"). Впрочем, стадии, о которых он говорил, не столько стадии, сколько различные типы проявления любви у людей с различными уровнями духовного развития. При этом надо иметь в виду, что этот и другие вопросы Дипак Чопра осветил с высоты своего духовного развития. Кстати говоря, в этом, на мой взгляд, проявилась распространённая ошибка высокодуховных людей (и восточных, и западных): они принимают процесс проявления в ходе жизни их собственной души за духовное развитие и по аналогии пытаются духовно развивать своих учеников. С другой стороны, ничего плохого в таком подходе нет, и, возможно, восточные Учителя вполне даже понимают, что делают: проявится в ходе духовной практики высокая душа - замечательно, не проявится - тоже неплохо, ведь у человека останется уважение к высокодуховным людям и прояснится стремление к развитию (пусть и в результате массы перерождений).
Другая ошибка (возможно умышленная) - Дипак Чопра говорит о том, как подойти к контакту с духовным миром, но не говорит о том, как он устанавливается, и что с ним делать потом. Я написал "возможно умышленная" потому, что ученикам нельзя овладение ключом к Небу ставить целью так называемого "духовного развития", нельзя быть потребителем. Душа должна хотеть этого исподволь, проявляя это желание в их сознании. У разных людей различны желания души, а значит и различны их миссии на Земле.
Вообще, так называемые духовные практики, как мне кажется, в основном призваны выявлять единомышленников. Без них тяжело осуществлять свою миссию. В принципе, этой задаче служат любые серьёзные занятия (в том числе и материалистические), удаляя "чужих" по принципу "не нравится - уходи".
Много лет назад я сказал некоему русскоговорящему учителю восточных практик, что чакр не существует: они - "учебный костыль", и тому, кто прошёл уровень "раскрытия чакр" (или от рождения понимает, в чём дело), обращение к чакрам в принципе не требуется (так человек может петь без нот, но учиться петь проще по нотам). Неожиданно для меня он согласился. После этого я подумал, что всё не так уж и плохо: Восток и Запад могут найти точки согласия в своих мировоззрениях.
Категории: Буддизм, Нью-эйдж, Основные разделы