Эрик Сати. Гноссиенны.

Наталья Колесникова

adsf615asfsfdКомпозитор Эрик Сати завоевал себе громкое имя и очень заметное место в истории французской музыки не только творчеством, отмеченным печатью подлинной оригинальности и таланта, но еще больше — вызывающей, независимой позицией по отношению к академическому искусству, к официальным музыкальным учреждениям, к признанным авторитетам, к буржуазной респектабельности. В своих сочинениях и высказываниях он едко высмеивал и пародировал художественные идеалы искусства символиобразузма и импрессионизма. Его собственные творческие устремления отчасти смыкались с новыми модернистскими веяниями во французской поэзии и живописи.

В ранних фортепианных произведениях Сати чаще всего говорит простым и ясным языком мелодии, напевной и по-своему выразительной. Тематический рисунок этих сочинений нередко покоится на диатонике, на ладовых последовательностях, родственных средневековой монодии и григорианскому хоралу. Фактура пьес очень скромна, композитор избегает пышности изложения, не признает виртуозных эффектов. Обычно мысли его излагаются по принципу — мелодия в правой руке, гармония-сопровождение — в левой руке. Композитор чувствует себя абсолютно свободным в построении гармонической ткани, руководствуясь лишь собственным вкусом, фантазией, стремлением придать острую выразительность мелодическому образу.

Характерным образцом раннего фортепианного стиля Сати может служить цикл из небольших пьес «Гноссиены» («Гноссиена» — слово, придуманное Сати). Пьесы выдержаны в настроении элегического раздумья: в них нет никаких особых нарушений «общепринятого», кроме того, что в нотах отсутствуют указание метра и тактовые деления.

Gnossienne № 1



Gnossienne № 2



Gnossienne № 3



Gnossienne № 4



Gnossienne № 5



Gnossienne № 6



Фортепианную музыку Сати можно характеризовать как своего рода вызов сложностям современного ему пианистического искусства. Никакой оркестральности, полное пренебрежение к виртуозному блеску импрессионистской звукописи. Его пьесы характеризуют лаконизм высказывания, суровая простота, но при этом тонкая образность, нередко светлый лиризм и живой юмор.

(обсуждение в ЖЖ)

Категории: История, Музыка, Основные разделы
Короткая ссылка на этот пост: https://vectork.org/?p=8176

2 комментариев

  1. Всегда нравились люди, не боящиеся бросить вызов общественному мнению, но с его творчеством почти не знаком. Надо будет изучить.
    Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.