Рыба, наряду с крестом, была одним из
древнейших символов христиан. Объясняют
это тем, что греческое слово Ίχθύς (Ихтис, рыба)
рассматривалось как акроним выражения
Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ,
«Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».
Речь пойдет о названии последователей Иисуса Христа его именем.
Первое время после Распятия последователи нового учения называли себя «верующими», «верными», «святыми», «братьями», «учениками», но официального и общепринятого названия для них не существовало. Иудеи называли их «назареями», вероятно потому, что Иисуса они обыкновенно называли «Han-nasri» или «Han-nosri» — «Назорей» (название «галилеяне» еще более позднего происхождения; его пустил в свет император Юлиан Отступник, придав ему официальный характер и вместе с тем насмешливый и презрительный оттенок).
Так обстояли дела, когда в самом начале 40-х гг. н.э. в Антиохию прибыл апостол Павел.
Антиохия, «столица Востока», была третьим по величине городом тогдашнего мира и центром христианства Северной Сирии. В ней насчитывалось, по разным оценкам, от 200 до 500 тысяч жителей (последняя цифра сближает ее с Парижем первой половины XIX в.). Здесь же находилась и резиденция римского наместника Сирии.
Антиохийская церковь была обязана своим возникновением нескольким верующим, родом из Кипра и Киринеи, которые много проповедовали в Антиохии как евреям, так и грекам (Деян.11:19 и сл.). Распространению новых идей способствовало, быть может, землетрясение 23 марта 37 года, причинившее крупные повреждения городу. Всех так или иначе тянуло к сверхъестественному (весь город говорил о некоем шарлатане по имени Деворий, который уверял, что может не допустить повторения такого несчастья при помощи талисманов). Благодаря всему этому, проповедь христианства имела в Антиохии громадный успех.
По свидетельству «Деяний апостолов», именно в Антиохии народился термин: christianus — «христианин»: «Целый год собирались они (апостолы Павел и Варнава. — С.Ц.) в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:26).
Согласно Э.Ренану («Апостолы», гл. XIII), латинское, а не греческое окончание этого слова, по-видимому, указывает на то, что название «христиане» было дано сектантам римскими властями как полицейская кличка, вроде того, как говорили тогда: herodiani, pompeioni, caesariani (геродиане, помпеяне, цезариане — названия политических партий и групп). Во всяком случае, несомненно, что это название было придумано язычниками. Своим происхождением оно обязано недоразумению: давшие его предполагали, что Христос, Christus, — перевод еврейского слова Мессия, Maschiah, — имя собственное. Люди, мало осведомленные с ходом еврейских и христианских идей, полагали даже, что Christus или Chrestus (Христос), глава секты, еще жив (об этом пишет Светоний). Простонародное произношение этого слова было: chrestiani (ср. историю слова «кретин»).
Сами последователи Иисуса приняли данное им название и стали считать его почетным:
«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». (1 Петр. 4:16);
«Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» (Иак. 2:7).