Валентина Феофилактова
Декор фасадов
О православный греческом монастыре Осиос Лукас написано очень много, но мало кто обращает внимание на богатый декор фасадов его церквей. Кроме традиционных узоров из кирпича здесь широко используются мраморные плиты с рельефом, очень похожие на плутео алтарных преград. Правда большинство из них подозрительно новые и белые, но нет сомнения, что копировались они с точно таких же прототипов.
Я для себя разделила здешний декор на три группы - кирпичные узоры, оконные переплеты и мраморные рельефы.
На южном фасаде можно увидеть сразу все эти декоративные приемы.
Западный фасад. Таких огромных окон я, кажется, не встречала в византийских церквях. Все рельефы в нижней части окон стандартного размера и одного рисунка, а значит это не сполии, а, скорее всего, сделаны специально для этого храма. Что касается рисунка - еще одна версия - реставраторы нашли фрагменты старых плит только с таким рисунком. 🙂
Судя по двери в центре фасада второго этажа, там был балкон.
Еще один фрагмент южного фасада.
Юго-западный угол. Чередование разных по размеру блоков камня с плинфой создает живописную игру на поверхности.
Апсида церкви Богородицы. Декор кафоликона и церкви близок по стилю, хотя церковь построена раньше.
Кирпичный декор на обоих храмах довольно традиционный.
Ряды поребрика и перегородчатой кладки чередуются с псевдо-куфическими надписями, выложенными из плинфы.
Оконные решетки очень нарядные, украшенные плетенками и растительными мотивами. Из чего они сделаны - затрудняюсь сказать. Для каменных они, по-моему, слишком тонкие, издали больше похожи на терракотовые.
Кстати, цвет освещенных поверхностей немного искажен вечерним солнцем.
В одной из церквей в другом месте можно было разглядеть поближе такую старую решетку, и она была очень похожа на каменную.
На архивольте окна - фигурки животных, напоминающие итальянскую романику, но более натуралистичные.
Мраморные резные декоративные элементы - самая интересная часть декора.
Кусок подлинной древней плиты.
Над ней - интересный узор, напоминающий куфическую надпись.
Рельеф, похожий на предыдущий, но не тот.
Кронштейны и капители украшены процветшими крестами.
По сторонам окна - карниз с орнаментом из кринов.
Окна с витражами меня смущают своей современностью.
Плутео с подобными орнаментами встречаются очень часто в самых разных местах. Центральная композиция, правда, более редкая.
Большинство плит под окнами с таким узором.
Тоже довольно типичная "хищная" сцена на южной стороне кафоликона.
Барабан церкви Богородицы поразил меня еще несколько лет назад на фотографиях. Нигде больше не встречала ничего подобного.
Львиные маски, видимо, играют роль гаргулей.
И на "десерт" - красивая притолока с павлинами.
Она уж точно от эпистилия, так как правая чать отрезана и крест не в центре.
Мозаики
Мозаик этого монастыря в сети много, поэтому больше внимания здесь уделяется расположению.
Общий вид с мозаиками алтаря в центре
Сошествие Св.Духа на апостолов - над вимой
Сретение и Крещение - в тромпах
Далее нартекс
Уверение Фомы
Омовение ног
Сошествие во ад
Своды нартекса
Алтарная преграда кафоликона
Алтарная преграда храма в прекрасном состоянии, сохранился резной эпистилий с изображением грифонов и орнаментом. Отчетливо видны следы раскраски - вероятно раньше он был очень ярким.
По сторонам боковых столбов - еще две небольшие преграды в том же стиле, и тоже с резьбой и раскраской.
Икон на темплоне первоначально не было.
Очень типичный, можно сказать стандартный, орнамент на плутео. Скорее всего он имел какое-то символичное значение.
Грифон левой стороны, со вспышкой и без вспышки
Аналогично, снимок со вспышкой и без вспышки
Нижняя сторона эпистилия тоже с орнаментом
Капители в едином стиле с орнаментом
Небольшая преграда слева от алтаря
На ней тоже изображения животных
Капители похожи на центральную часть
Характерный орнамент из пальметок
Преграда справ от алтаря
К сожалению она хуже сохранилась
Капители попроще, на них изображены рыбы
Последние два снимка - слева от алтаря, перед ракой Св.Луки
Кафоликон
Этим хрестоматийным памятником я завершаю обзор греческой византийской архитектуры. Собственно принцип такого храма был описан уже не раз, поэтому я буду показывать его особенности по сравнению с Дафни и Софией из Монемвасии.
Итак, купол на восьми опорах вписан а крестообразное пространство. Переходом от столбов к куполу служат тромпы. В монастыре Луки эта схема читается гораздо труднее из-за мозаик и другого декора.
Первозданная чистота Софии в Монемвасии поможет восстановить её в своем воображении. С четырех сторон к куполу примыкают ветви креста. В Осиос Лукас их торцевая поверхность сплошь заполнена окнами.
Монемвасия.
Основным конструктивным отличием кафоликона от остальных подобных церквей является его двухъярусность, или двухэтажность. Галереи второго этажа, украшенные изящными аркадами, усложняют и обогащают пространство, вместе с огромными окнами и облицованными мрамором гладкими стенами, придавая храму светский вид.
Рукава креста перекрыты крестовыми сводами.
Общая черта рассматриваемых зданий - столбы попарно соединены арками, которые образуют отдельные угловые помещения или проходы. Церковь Луки больше остальных по размеру, и соответственно эти угловые помещения имеют здесь бОльшее значение.
Монемвасия.
Алтарная часть, при общей конструкции, выглядит значительно сложнее, богаче и светлее опять же за счет огромных окон.
Официальное искуствоведение главными достоинствами этого храма считает вертикализм и центричность внутреннего пространства.
Монемвасия.
Юго-восточный угол.
Между центральным куполом и конхой в Монемвасии - невысокий свод...
...в Осиос Лукас - полноценный купол.
Тот же юго-восточный угол в церкви Дафни.
Планы монастыря Осиас Лукас и церкви Св.Софии в Монемвасии.
Очень наглядно видны все отличия на северной стене. Столбы в Осиас Лукас совершенно теряются среди арок, окон, мозаик и орнаментов.
Монемвасия.
Архитектура прекрасна, но меня, как вы сами понимаете, больше всего восхищает здесь декор. Столько плутео в одной церкви я еще не разу не видела. 🙂
Облицовка цветным мрамором просто восхитительна! Вот откуда эта привычная нам тосканская полосатость романских храмов. )
На светское здание похож не только интерьер, но и фасад церкви.
Юго-западный угол.
Посудите сами - двухэтажный дворец с огромными окнами и обильным декором. Крестово-купольная структура совершенно не читается на фасаде.
Западный фасад.
Фрагмент южного фасада.
Северный фасад.
И только апсида и купол недвусмысленно намекают на назначение здания.
Снимки Валентины Феофилактовой (Обсуждение в ЖЖ)
Восхитительно! Спасибо!