Не просто шахматы

Нина Ассалам

Как утверждают многие исследователи, шахматы генетически связаны с сакральными и магическими ритуалами, известными древним. Само шахматное поле и ходы фигур имели прямое отношение к тем числам, что правят мирозданием, движением небесных тел, устройством пространства и времени, внутренним миром человека и, как мы далее увидим, даже его генетическим кодом.

Известный английский китаевед Джозеф Нидэм (Joseph Needham) высказал идею о происхождении шахмат из существовавших в древности астрологических и гадательных инструментов. Китайское слово «шахматы», сян-ци, состоит из двух иероглифов, второй из которых означает шахматные фигуры, а первый – «образ», «подобие» или «прототип». Фигуры, похожие на шахматы, в таких древних инструментах «представляли» или были подобием небесных тел – созвездий, солнца и планет.

Нидэм ссылается на китайские источники 6-го века, в которых описана своеобразная гадательная игра, где на специально подготовленную доску бросались фигуры, символизирующие небесные тела, которые потом особым образом передвигались по броску игральной кости. В некоторых вариантах этой игры использовались две доски – нижняя в виде квадрата, над которой укреплялась вращающаяся круглая доска, представляющая небесный свод. На досках наносились различные символы, включая 64 гексаграммы Книги Перемен – Ицзин (из чего можно заключить, что уже тогда использовалось поле из 64 клеток). Нидэм предполагает, что эти игры уходят корнями во времена как минимум в 3-4 вв. до н.э., и не исключает, что именно они были предшественниками шахмат как в Индии, так и в Китае.

Возможно, именно об одной из таких сакральных «игр» ведёт речь и арабский историк Абул-Хасан Аль-Масуди (ум. в 956 г.), излагая легенду об изобретении шахмат мифическим индийским царем Балхитом из рода Бараманов (видимо, из касты брахманов):

«...Затем воцарился Балхит. В его дни были изготовлены шахматы.[…] Балхит тщательно продумал то, как играть в шахматы, и составил об этом книгу. […] Царь любил играть в шахматы со своими мудрецами. Он изготовил шахматные фигуры в виде изображений людей и животных, разделил эти фигуры на степени и ранги, поставил шаха главным устроителем игры и определил, какие фигуры ему подчинены. Балхит сделал шахматные фигуры символами небесных тел — из числа Семи и Двенадцати, так, чтобы каждая фигура соответствовала какой-либо планете и оберегала его царство. И если какой-либо враг царя устраивал во время войны хитрость, то рано или поздно суть её становилась известной…»

Аль-Масуди также пишет, что индийцы могли объяснить «при помощи расчётов, для которых использовалась шахматная доска, шествие времени и его циклы, а также влияния, оказываемые на этот мир высшими силами, и связи, соединяющие их с человеческой душой».

Можно ли из рассказа Аль-Масуди заключить, что царь Балхит использовал свою шахматную доску вовсе не для развлечения, а для получения информации о передвижениях реального противника? Или для того, чтобы при помощи инструмента симпатической магии, построенного по принципу подобия, влиять на исход ситуации или битвы, как это делали король Артур и его рыцарь Оуэн? Игры, подобные шахматам, могут быть идеальным магическим орудием.

Маг изготавливает модель мира в строгом соответствии со своими представлениями о том, как функционирует мироздание.

В своей модели он помещает четыре стихии и другие элементы на подобающие им позиции.

Затем, при помощи созданного им маленького мира, маг влияет на события в большом мире.

Так были ли шахматы Балхита магическим инструментом?

Возможно, ответ на этот вопрос помог бы разобраться и с самой старинной легендой об изобретении шахмат, которую вам расскажет любой индус, потому что эпос Рамаяна, описывающий события 4-5 тысячелетней давности, в Индии известен всем. А в Рамаяне говорится, что царь Ланки, десятиголовый демон Равана, придумал шахматную игру, когда войско Рамы осадило его столицу.

...Разве не странная картина: владения Раваны окружены неприятельским войском, а царь вдруг садится играть в шахматы? По-моему, куда более вероятно, что, расположив фигуры на доске в определенной позиции и придав каждой фигуре ассоциативную роль, Равана осуществлял магический ритуал. Он ведь был не просто царем, а «десятиголовым демоном» - что говорит о его сверхразуме и широких познаниях.

Кстати, «демоном» Равана был только в фольклоре завоевателей, пришедших с севера. Коренные жители Шри-Ланки до сих пор почитают его как просвещенного правителя, которому приписывают семь книг Аюрведы, изобретение астрологии, геомантии и других наук. Связь его имени с изобретением шахмат представляется, как минимум, логичной.

Большой интерес, на мой взгляд, представляет и само место, откуда, по Рамаяне, появилась шахматная игра. Под Ланкой обычно понимают остров Шри-Ланка, однако в самой Рамаяне четко указывается, что Ланка находилась на расстоянии более тысячи километров от континента. Ряд исследователей считают, что царство Раваны было одним из населенных островов в западной части Индийского океана, ушедших под воду в доисторические времена. Может быть, конечно, описанное в Рамаяне – просто легенда, как и Атлантида Платона. Может быть... Но ведь нашли же археологи ушедший под воду 50-километровый мост, соединявший, как утверждает Рамаяна, остров Шри-Ланка с материком, хотя тоже считалось, что это лишь сказка. Найдут ли Ланку Рамаяны, вероятную прародину шахматной игры? Будущее покажет...

О том, какой именно была игра, придуманная Раваной, сведений не сохранилось. Самая ранняя известная нам версия индийских шахмат называлась чатуранга, что на санскрите означает «четырехчастная». В неё играло четыре игрока (двое против двоих) фигурами разных цветов, представляющих четыре алхимические стихии – огонь, воздух, воду и землю.

Фигуры были теми же, что и сейчас – король, слон, конь, ладья и пешки, за исключением ферзя, правда, ходы слона и ладьи отличались от известных нам. Доска 8х8 в то время была одноцветной. То, какой фигурой будет ходить игрок, определялось броском четырехгранной игральной кости с числами от 1 до 4. Таким образом, в прото-шахматах сохранялся момент вмешательства высших сил, присущий гадательным инструментам.

В Персию 6-7 вв. шахматная игра попала из Индии, и, судя по всему, уже в версии для двух игроков с 16-ю фигурами на каждого, чёрными и белыми, где появился везирь (ферзь), поскольку король мог быть только один у каждого, и разграфление доски на чёрные и белые клетки. Игра тогда называлась чатранг или шатранж, и её правила отличались от современных, хотя уже было матование короля, отсутствующее в индийской чатуранге. Из Персии происходит и русское название шахмат (шах – по-персидски «король», мат – на арабском «мертв»).

От персов шахматы попали к арабам, среди которых стали чрезвычайно популярной игрой, и далее через мавританскую Андалузию проникли в Западную Европу, где ферзь стал королевой, слон – епископом, ладья – турой (замком), а конь – рыцарем.

В Европе одновременно существовали разные формы шахматной игры, включая похожие и на современный вариант, и на древние её формы. Представляет особый интерес эзотерическая версия шахмат на четырех игроков, называемая «игрой четырёх сезонов», правила которой описал в «Книге шахмат» король Кастилии Альфонс Мудрый, покровитель ордена странствующих трубадуров.

По словам исследователя суфизма Титуса Буркхардта, игра кастильских трубадуров имела источник на Востоке. В игре участвовали четыре человека, а фигуры, расположенные в четырех углах доски, передвигались по кругу, в направлении движения Солнца. Фигуры были зеленого, красного, черного и белого цветов, соответствующих четырем временам года, четырем стихиям, а также четырем темпераментам (сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический). Движение четырёх наборов фигур символизировало циклическую трансформацию.


Иллюстрация из рукописи «Книги шахмат» Альфонса Мудрого, 1283 г. 

Для этой игры использовалась обычная шахматная доска, но через центральные 16 квадратов проходили две главные диагонали. Они разделяли игроков и показывали, куда следует двигаться пешкам. Из фигур у каждого игрока были король, колесница (ладья), рыцарь (конь) и слон, а также 4 пешки, как и в чатуранге, но они располагались по краям доски и, по достижению противоположной стороны доски, становились королевами (ферзями).

 

Шахматный этюд № 1: «Код 64».

"Эта игра выдержала испытание временем лучше, чем все книги и творения людей. Этo единственная игра, принадлежащая всем народам и всем эпохам, и никому не известно имя божества, принесшего ее на землю, чтобы рассеивать скуку, изощрять ум, ободрять душу. Где начало ее, и где конец?"(С.Цвейг, «Шахматная новелла»)

Если бы НЕКТО – назовем его Сверхразумом Традиции - пытался передать человечеству универсальный Инструмент познания...
...и в нем запечатлеть, в особых символах и знаках, модель октавы Вселенной, доступной нашему восприятию...
...а также оставить шифр к Ключам Творения и генетическому коду органических существ, включая человека...
что бы сделал НЕКТО?

Зная, что обычным сознанием людей Единство мира невоспринимаемо, НЕКТО, скорее всего, ввел бы в обращение ряд параллельных моделей, систем или кодов, позволяющих приблизиться к этому Знанию с различных углов восприятия, в том числе через интерактивное взаимодействие. Постижение Истины в одном варианте системы открывало бы ключ к пониманию других, дабы ищущий мог увидеть, что все они – грани Истины, неохватной для одного языка, системы или кода.

...Хотя в вышеприведенной цитате Стефан Цвейг утверждает, что имя божества, познакомившего человечество с шахматной игрой, неизвестно, эзотерическая Традиция связывает появление шахмат, наряду с картами Таро и другими арифмосемиотическими системами, с сущностью Тота/Гермеса/Идриса/Еноха. Этот великий Дух время от времени внедряет в сознание той или иной ветви человечества средства подлинного Знания, которые могут быть усвоены на текущем этапе развития. Таким же образом, согласно древним легендам, Тотом/Гермесом были переданы письменность, сакральная геометрия, алхимия, математика и другие науки. Поскольку все, что связано с именем Тота/Гермеса, представляет для меня персональный интерес, я никак не могла обойти тему шахмат...

...Итак, как бы НЕКТО устроил, чтобы разновидности Инструмента не затерялись, обеспечив устойчивость системы к искажениям, дабы истинный смысл Инструмента смог сохраняться во внутреннем круге человечества?

Возможно, НЕКТО рассеял бы Знание в нескольких культурных традициях и в разных формах, сравнив которые, можно было бы найти общее зерно.

Кроме того, НЕКТО встроил бы в средство передачи Знания элемент, делающий его пригодным не только для обучающей, но также для прикладных целей – астрологической, геомантической, архитектурной, гадательной и даже игровой. Тогда Инструмент точно остался бы в активном обращении, неся послание для тех, кто смог бы его прочитать.

Именно так и случилось со всеми разновидностями Инструмента: с Ицзин – Книгой Перемен; с Васту-Мандалой, которую использовали древние архитекторы для строительства городов и храмов, с колодой карт Таро...
Так случилось и с древней игрой, известной нам как шахматы.

В этой заметке мы сосредоточимся лишь на одном из ее элементов - «поле действия» из 64-х клеток, где разворачиваются события Космической Игры в знакомом нам пространстве мира двойственности.

64 клетки Васту-Мандалы – ЗАКОН ЧЕТВЕРИЦ

У тех, кто утверждает, что прародиной шахмат была Индия, есть веский аргумент – «код 64» действительно упомянут в Ведах. В Агни-Пуране говорится о плане из 64-х клеток как о мистической диаграмме Вед, модели мира.

В основе использования модели лежал простой (но безошибочный) расчет: часть, которая надеется на обмен энергией с целым, должна находиться с ним в слаженности, гармонии. Самый простой способ достичь гармонии – стать маленьким, но точным подобием целого, его мини-версией, фракталом.

Фрактал содержит в себе ровно то же, что и целое, только в меньшем масштабе. Если спроектировать объект (например, город, храм или дом) таким образом, чтобы его внутреннее устройство повторяло внешнее устройство мироздания, можно контролировать силы Вселенной, действующие внутри этого объекта.

Каста священников-брахманов использовала в качестве такого фрактала диаграмму 8х8 клеток, называемую Васту-Мандалой (от васту – «место» и мандала – «диаграмма»), ее брали за основу при строительстве поселений и храмов.

Например, в столице Айодье, где правил Рама, герой Рамаяны, как и в легендарном городе Кришны, Двараке, восемь улиц пересекались с другими восемью под прямым углом. Да и вполне реальные, не мифические индийские города, построенные уже в средневековье - Джайпур, Нишапур, Каджурахо – включая их знаменитые храмы - воплощенные Васту-Мандалы.

Однако зачем им нужны были города в виде шахматной доски? Ответ прост: чтобы играть в Джуманджи 🙂

Согласно космологии Вед, вселенная математична. Господь проявленного мира Брама (Брахма), создал Вселенную в четверицах, состоящих из двух комплементарных - дополняющих друг друга и, одновременно, противоположных - пар-бинеров. Скульптурные изображения Брамы передают идею четвериц в виде символа, доступного для восприятия эмоциональным центром – у Брамы всегда четыре головы с четырьмя лицами, повернутыми в четырех кардинальных направлениях, и четыре руки.

Мифология, религия и философия индийцев были основаны на четверке: чатур-веда (4 Веды), чатур-юга (4 Юги-эпохи), чатур-варна (4 касты) и т.д. Удивительно ли, что и ранние шахматы – чатуранга - состояли из четырех частей, и играли в них четыре игрока, набор фигур для каждого содержал четыре пешки и четыре ролевых фигуры? Фигуры расставлялись на севере, юге, востоке и западе.

Четверки правят всем, чего бы мы ни коснулись. (Даже стол или палатка стоят устойчиво только при четырех точках опоры: три - мало, пять – излишне). Четверки управляют структурой материи и пространства, временными циклами, физическими, химическими и любыми другими отношениями. Квадраты, поделенные на меньшие квадраты – наилучшее графическое представление идеи фракталов-четвериц для восприятия человеческим умом. Как мы увидим далее, сама природа человеческого организма настроена на работу с системами, строящимися четверками - двумя парами противоположных признаков.

Древняя Индия обожала квадраты, так что даже карты звездного неба у их астрологов были квадратными. Но почему клеток должно было быть именно 64 – а не 32 или не 16? Дело в том, что пока вы не дойдете до третьей степени четверицы, у вас не будет ОКТАВЫ, полного цикла. Мы вернемся к этому чуть позже.

Диаграмма из 64-х клеток оказалась не только идеальной космологической моделью, но и астрологической картой. Судите сами – в нее идеально вписаны 4 стороны света и 4 времени года, 12 знаков Зодиака, через которые проходит Солнце за солнечный год, а также 28 лунных стоянок или положений, через которые проходит Луна за лунный месяц. Ну чем не микрокосмос?

Так что, если задумаете заняться астрологией – смело используйте свою шахматную доску для разметки. Собственно, в Индии так и делали, только вместо доски у них был пол храма или улицы города. Сакральный объект был не просто местом, посвященным Творцу, он и был телом Творца, или максимальным приближением к нему в трех измерениях. Исходя из разметки на 64 клетки брахманы знали, какой из элементов кода активен в данном секторе пространства. Для каждого элемента было свое божество. Весь пантеон божеств индуизма – не что иное, как символизация системы матричного «кода 64», находчиво адаптированная единственной грамотной кастой для всего остального неграмотного, но образно-мыслящего населения.

Конечно, связь Васту-Мандалы с четырьмя алхимическими стихиями древних (огонь, воздух, вода и земля) и четырьмя кардинальными направлениями (север, юг, запад, восток) также очевидна. Как мы увидим в дальнейшем, такое же распределение было задано среди четырех игроков чатуранги, что подчеркивалось цветами фигур.

Если кто-то разберется с этой схемой, считайте, что с алхимией вы "на ты". В каждой четверице есть двойное деление по двум признакам. Первый признак - главный, другой – второстепенный. Например, в классической алхимической четверице элементов первый признак - теплота/холод, второй – влажность/сухость. Элементы, разделяющие главное качество (например, оба теплые), считаются взаимодополняющими и усиливающими друг друга. В природе они легко смешиваются и сочетаются. Это пары «огонь-воздух» и «земля-вода».

Элементы, разделяющие второстепенное качество (например, сухость/влажность), считаются нейтральными по отношению друг к другу. Они смешиваются не так легко. Это пары «огонь-земля» и «воздух-вода».

Элементы, не разделяющие никаких общих качеств, считаются противостоящими. Они не смешиваются. Это пары «огонь-вода» и «воздух-земля». (По такому же принципу сочетаются или не сочетаются астрологические типы).

В самом центре, между четырьмя первичными квадратами, находится невидимая точка, которую индусы называли Брама-бинду. Это место обитания самого Брамы, сотворившего мир, но не присутствующего в проявлении. Брама-бинду - место пятой алхимической стихии, эфира, из которого произошли все четыре другие стихии... то есть вообще все и вся.

Это очень важная для нас точка. Да, и для шахматной доски тоже, хотя ее там нет. О том, как эта важная точка всегда ускользает из поля зрения нашего ума, рассказывает дервишеская история о Ходже Насреддине:

Как-то мулле Насреддину поручили перегнать девять ослов в другой город. Сев на одного из ослов, Насреддин по пути вдруг решил их пересчитать. Однако, как ни считал ослов Насреддин, их выходило лишь восемь. Пораженный, мулла слез с своего осла и, вновь пересчитав, с облегчением вздохнул – теперь ослов было девять. Чтобы, не дай Бог, снова не потерять осла, Насреддин так и плелся всю дорогу пешком вслед за ослами.

Но ведь наш ум, разумеется, не похож на муллу Насреддина, не правда ли?..
Скоро у нас будет возможность проверить это, а теперь вернемся к тому, что оставили, и посмотрим, почему клеток в мандале именно 64, а не 16 или 32.

64 гексаграммы Книги Перемен – ЗАКОН ДВОЙСТВЕННОСТИ И ОКТАВНОСТЬ

Для этого на время забудем о четверках и взглянем на другой аспект «кода 64» - двоичный (бинарный), и заодно на то, как в «коде 64» двойственность сочетается с октавностью.

Священная книга даосов Дао-Дэ Цзин говорит, что в начале было Единое, которое затем разделилось на Двоицу, две противоположности. Иначе говоря, первый акт творения был такой: 20 - 21. Каждая из двух частей разделилась еще на две противоположности, и так далее, пока не получился такой ряд:

20 21 22 23 24 25 26

На этом шаге был завершен полный диапазон в семь октав (или космосов). С каждым делением «оживленность вибрации» понижалась вдвое, то есть ровно на октаву 1:2:4:8:16:32:64. (Если кто-то хочет спросить, как из шести получилось семь, перечитайте историю про Насреддина и ослов).

Кстати, октавная прогрессия 1-2-4-8-16-32-64, как будто специально, была отражена в структуре протошахмат: на 1-ой доске 2 партии игроков, с 4-мя наборами фигур, по 8 фигур на каждого, или 16 на каждой половине, что составляет всего 32, на поле из 64-х клеток. Октава октав!

Пробуя схематически изобразить процесс творения двойками, получим вот что:

Это Ицзин, древнекитайская Книга Перемен.

Хотя она существует во множестве разных видов, данный вариант, сохраненный в неприковенности даосской традицией, наиболее близок к изначальному.

Когда-то эта схема поразила меня тем, как она проста, и как исчерпывающа. Если пройти по линиям, проведенным от черты к черте, можно обнаружить все двоицы... и все 64 гексаграммы Ицзин – схемы из 6 черт. Белые линии соответствуют непрерывным чертам гексаграмм и представляют положительные части двоиц (Ян), черные – прерывистым, представляют отрицательные части двоиц (Инь).

Как сказал востоковед Ю.К.Щуцкий, назвавший Книгу Перемен всеобщим природным архетипом, «гексаграммы ... образуют универсальную иерархию классификационных схем, ... охватывающую любые аспекты действительности – части пространства, отрезки времени, природные стихии, числа, цвета, органы тела, социальные и семейные положения и т.д.»

Проще говоря, все, что представляет из себя «полный набор» (октаву из октав), можно описать гексаграммами Ицзина. Если вместить суть Ицзина, можно познать любое явление и объект проявленного мира. Дело в том, что Ицзин – логическая схема нашей Вселенной. (Не физическая схема, только логическая).

Любую целостность, используя принцип противоположностей, можно разложить на 64 элемента, каждый из которых будет обладать уникальным сочетанием свойств. В том месте, где мы живем, кроме этих 64-х вариантов, других нет, и быть не может.

Эти 64 варианта можно изобразить не только в виде логической схемы. Можно составить инвентарный список вариантов в виде таблицы. Например, вот такой (это классический порядок гексаграмм Ицзин, данный, по легенде, самим первопредком китайцев Фу-Си):

Прерывистую (Инь) и непрерывную (Ян) черты можно заменить бинарными символами 0 и 1 соответственно, и тогда гексаграммы вместо непонятных черточек станут уже более понятными нам, компьютерному поколению, записями, сделанными двоичным кодом.

Обнаружил это не какой-нибудь наш современник, а знаменитый математик 18-го века Лейбниц, отец матанализа. Каждую гексаграмму он переписал как шестиразрядное двоичное число, заменив прерывистую черту на «0», а непрерывную – на «1». Затем Лейбниц сконвертировал полученные двоичные числа в привычную нам десятичную систему счисления (так же, как это делает сейчас любой компьютер), и последовательность гексаграмм, данная Фу-си, в точности совпала с рядом обычных чисел от 63 до 0. Из таблицы все это отлично видно.

Лейбниц был потрясен Ицзином, так как в своем открытии узрел Единство Божьего промысла для всех народов.

Нас с вами ждет не меньшее потрясение, когда в следующем этюде мы раскроем код шахматной доски. Могу сказать, что он будет НЕ похож на логическую схему Ицзина, и НЕ похож на таблицу Фу-Си/Лейбница, хотя элементы в нем будут те же самые.

Но не будем забегать вперед, а выясним еще кое-что о том, почему «код 64» так важен для нас, органических существ планеты Земля, и заодно то, как в «коде 64» Троица взаимодействует с Четверицей.

64 триплета генетического кода – ЗАКОН ТРЕХ И ЗАКОН ЧЕТВЕРИЦ

Как говорят генетики, вся книга органической жизни написана четырьмя буквами. Эти «буквы» нуклеиновых кодов, из которых, как мы помним со школы, строятся «слова» белков, называются так: урацил (обозначается U), цитозин (С), гуанин (G) и аденин (А). Весь «текст» РНК написан этими четырьмя нуклеиновыми буквами в разных сочетаниях по три, которые называются триплетами: например, ААС, GUA, CUG и т.д. Таким образом, потенциально возможно 43 или 64 триплета - уже знакомые нам по Васту-Мандале три степени четверицы.

Дальше – еще интереснее. Оказалось, что четверица нуклеиновых кодов тоже делится на две бинарные противоположности - как и квадраты стихий (помните: сухость-влажность, теплота-холод?). Основания урацил (U) и цитозин (С) по химическому классу принадлежат к одному виду - пиримидинам, и по этому признаку они противостоят двум пуринам – гуанину (G) и аденину (A). Кроме того, внутри пары U и C, а также пары G и A по признаку закономерной мутации РНК тоже есть противопоставление «изменяющегося» и «неизменяющегося»:

Только дважды противопоставленные (как огонь и вода в четверице стихий), нуклеиновые коды оказываются совместимыми в цепи молекулы ДНК/РНК: против основания А в одной цепи всегда стоит U в другой, а против основания G всегда стоит С. Таким образом для двух цепей биополимера выполняется так называемое условие комплементарности. Зачем это нужно? Затем же, зачем и четыре ножки у стола...

Что все это значит? Во-первых, это значит, что четверичная матрица генетического кода в точности соответствует древней матрице двойного бинера стихий. Алхимики не зря считали ее универсальной, корнем всего Знания.

Во-вторых, благодаря наличию двух бинарных противоположностей, триплеты ДНК/РНК вместо трех букв тоже могут быть записаны при помощи шести цифр двоичного кода - того же самого, какой был использован в Книге Перемен:

При возведении этой математической матрицы в третью степень получается полный аналог порядка гексаграмм, данный первопредком китайцев Фу-Си. Так, исследуя структуру генетического кода, совершенно неожиданно ученые обнаружили соответствие генетической матрицы таблице 64-х гексаграмм Ицзин. Если затем перевести этот код в обычную десятичную систему, получатся числа от 0 до 63.


Автор диаграммы соответствия генетического кода и гексаграмм Ицзин д.ф-м.н. С.В.Петухов

В этом месте читатель, по-моему, просто обязан задать вопрос: но причем здесь шахматы? Очень даже притом. Во всех рассмотренных случаях «кода 64» - Васту-Мандалы, Ицзина, генетического кода органической жизни - мы имеем дело с одной и той же системой, только в разных описаниях. Все элементы этой системы присутствуют и на шахматной доске, только в другом порядке...

...А посему вызовом данного этюда будет размышление о том, каким мог бы быть порядок расположения чисел от 1 до 64 на шахматной доске? Я повторюсь, он НЕ такой, как в вышеприведенных схемах.

 

Шахматный этюд № 2: «65-я клетка».

Всё является частью дуальности, и все обладает полярностью. Каждая вещь имеет противоположную ей пару. Противоположности являются равными по природе, но обладают различными знаками. Крайности притягивают друг друга, поэтому всякая истина является лишь одной стороной истины, и все парадоксы имеют примиряющее их решение. (Герметическая книга «Кибалион»)

Однажды ко двору иранского царя Нуширвана прибыли гости из Индии со странным посланием. Они показали царю диковинную игру с доской из 64-х клеток и 32-мя фигурами, и заявили, что если персидские мудрецы без подсказок и описаний разгадают правила этой игры, индийский император навсегда освободит народ Нуширвана от тяжелой дани

Так начинается история о Бозоргмире, человеке Знания, расшифровавшем «генетический код» шахмат. Ее изложил в эпосе Шахнаме, «Книге царей», персидский историк и поэт Фирдоуси (935–1020), живший спустя четыреста лет позже описываемых событий, но полагавшийся на сведения предшественников.

«О царь, отдай же приказание тем из мужей, кто силен в науках, расположить пред собою шахматную доску и рассудить меж ними, как раскрыть правила сей благородной игры; как распознать каждую фигуру по имени, установить их движения на доске и те клетки, по которым они ходят; изучить ход пешек, слонов и других частей сей армии, ладей и коней, равно как визиря (ферзя) и короля», - так излагает Фирдоуси речь индийских посланников.

Как говорится далее в легенде, среди ученых людей Персии нашелся один мудрец по имени Бозоргмир, сумевший раскрыть секрет шахмат, потратив на это всего один день и одну ночь. Фирдоуси не описывает ходы фигур, найденные Бозоргмиром, но упоминает все их названия и начальные расположения на доске: на центральных позициях король и ферзь, далее слоны, кони и ладьи, и впереди ряд пешек.


На этой иллюстрации из манускрипта «Шахнаме» Фирдоуси, Бозоргмир сидит напротив индийского посланника (последний традиционно изображался в виде нищего факира, независимо от ранга и рода занятий), демонстрируя игру восседающему на троне царю Нуширвану. Иран (предположительно Исфахан), ок. 1330–40.

История из Шахнаме указывает на замечательный факт: ни один человек, даже легендарный мудрец, не смог бы без предварительной информации раскрыть правила игры, если бы правила эти были произвольными, если бы они не подчинялись строгому математическому принципу, единому нумерологическому коду. А такой код в шахматах есть, и имея его, можно восстановить игру в первозданном виде – возможно, именно такой, какой она была передана Гермесом-Енохом-Идрисом (в суфийских трактатах эта сущность указывается как прародитель шахматной игры). Те из уважаемых Собеседников, кто принимал участие в обсуждении предыдущего этюда, имели возможность убедиться в этом на собственном опыте, пытаясь повторить ход рассуждений Бозоргмира.

Подробное исследование «разгадки Бозоргмира» провел историк шахмат, испанский шахматист Рикардо Кальво (Ricardo Calvo), придя к весьма интересным выводам. Он полагает (и мы сами в этом уже убедились), что доска 8х8 изначально была не чем иным, как магическим квадратом с числами от 1 до 64.

Почему люди Знания считали магический квадрат таким важным символом? Возможно, в нем они видели принцип мироустройства, а также принцип любой устойчивой системы (включая человека), выраженный через числовые отношения. Кроме того, магический квадрат - диаграмма Закона Полярностей в действии. Для всех противоположных чисел магического квадрата всегда есть примиряющее их решение, о котором говорит герметическая книга «Кибалион». Это и есть неуловимая середина парадокса - никогда не видимая, всегда присутствующая...

Бозоргмир выяснил, что для магического квадрата шахматной доски таким незримым, все примиряющим числом является 65. Все числа из ряда от 1 до 64 можно разбить на 32 пары, которые в сумме будут давать 65 (1+64 = 65, 2+63 = 65, 3+62 = 65 и т.д). Вот эти пары. Для наглядности между двумя числами из каждой пары проведены линии:

Линии, как мы видим, сходятся в точке, объединяющей все числа шахматной доски. Поэтому подлинное число шахмат не 64, но 65. Хотя оно не присутствует явно, все числа на доске имеют к нему прямое отношение.

Поскольку предметом нашего изучения являются не только (и не столько) шахматы, в этом месте невозможно не сделать небольшого отступления. Обратившись к скрытому числу шахматной диаграммы, Бозоргмир использовал латеральное мышление, которое развивают в ученике практики Школы. Примером латерального мышления, когда для решения нетривиальной задачи необходимо найти дополнительный фактор, не присутствующий в ее условии, является история о дележе верблюдов из сборника «Мыслители Востока» Идриса Шаха:

Живший некогда суфий хотел сделать так, чтобы ученики после его смерти нашли подходящего им учителя Пути. Поэтому в завещании, после обязательного по закону раздела имущества, он оставил своим ученикам 17 верблюдов с указанием разделить их следующим образом: старшему половина, среднему - треть, а младшему - одна девятая.

Когда суфий умер, и завещание было прочитано, ученики вначале удивились такому неумелому распределению наследства Мастера. Они делали разные предположения, но спустя некоторое время пришли к мысли, что в завещании Мастера мог быть какой-то скрытый смысл, и стали повсюду справляться о человеке, который мог бы одолеть такую неразрешимую задачу. К кому бы они не обращались, никто не мог помочь им, пока они не постучали в дверь Хазрата Али, зятя Пророка. Он сказал:

«Вот вам решение. Я добавлю одного верблюда к этим семнадцати. Из восемнадцати верблюдов вы возьмете половину - 9 верблюдов - для старшего ученика. Второй ученик возьмет треть - то есть 6 верблюдов. Третий получит одну девятую - двух верблюдов. Это как раз семнадцать. Остался один - мой верблюд, он вернется ко мне».

Так ученики нашли своего Учителя...

Так Бозоргмир смог обнаружить число 65, послужившее основой для построения им магического квадрата из 64-х клеток. Он использовал 65, чтобы соединить числа в 32 пары, после чего оставил это число за пределами доски.

Все, что теперь оставалось сделать – это поменять местами некоторые числа в полярной схеме, так, чтобы сумма чисел по вертикали, горизонтали и диагонали была одинакова и равна константе 260:

Судя по всему, с магическими квадратами Бозоргмир был хорошо знаком – владение диаграммами такого рода было частью знания, хранимого Школами мудрости Индии, Китая и Центральной Азии, начиная с 4-3 тысячелетия до н.э. Не исключением была и зороастрийская традиция, представителем которой, скорее всего, и был Бозоргмир.

В своей работе доктор Кальво приводит иллюстрацию из арабского манускрипта Ас-Сафади, где магический квадрат 8х8 представлен в виде шахматной доски. Это единственная пока обнаруженная диаграмма такого рода, прямо указывающая на связь шахмат с магическим квадратом:


«Доска Ас-Сафади» из 64-х клеток, представляющая из себя магический квадрат 8х8

Числа на «доске Ас-Сафади» расположены именно в том порядке, к которому неизбежно должен был прийти Бозоргмир. Почему? Потому что, лишь используя эту диаграмму и зная свойства магического квадрата, он мог правильно восстановить ходы фигур.

Здесь, для кристальной ясности, я пойду немного дальше, чем Бозоргмир, и произведу с магическим квадратом Сафади одно дополнительное действие. Оно поможет нам лучше понять суть Узора, стоявшего за движением каждой из фигур. Такое преобразование было невозможно во времена Бозоргмира: тогда еще практически не использовали отрицательные числа. Ну, а мы используем... поэтому сделаем вот что: от всех чисел квадрата Ас-Сафади мы отнимем 32,5 (32,5 – центр симметрии, половина от 65, скрытого числа шахматной доски), а затем округлим полученный результат до целого числа.

У нас получится тот же магический квадрат, но в гораздо более интересном виде:

Нашим маленьким преобразованием мы выявили крайне интересное свойство магических квадратов, а именно их идеальную симметрию, зеркальность.

Сумма положительных чисел в них всегда равна сумме отрицательных, т.е. общая сумма магического квадрата равна нулю.

Сумма всех чисел по вертикали, горизонтали и диагонали равна нулю.

Сумма чисел в «квадратах внутри квадрата» - центральных 4,16,36 клетках также равна нулю.

...Помню, как в детстве меня необъяснимо завораживали образы из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Теперь я понимаю, что причиной было переплетение в сюжете книги двух связанных тем: шахмат и зеркальной симметрии. Интуитивно мы чувствуем эту связь.

Почему теми, кто изобрел шахматную игру, был выбран магический квадрат с четным числом клеток, где отсутствовал единый центр? Почему в шахматы нельзя играть втроем? Потому что шахматы - инструмент, предназначенный для работы с идеей неразрешимой двойственности. Неразрешимой – поскольку оба начала являются главными.

Начиная с пифагорейцев, не любивших двоицу, считается, что двойственность - нечто отрицательное, служащее завесой Единства. Но посмотрите на мир вокруг - вся материя строится из пар противоположностей - ядро атома, молекулa, кристаллическая решетка, ДНК или живая клетка. Неразрешимость двойственности - залог существования материи и нас с вами.
Как сказано в Коране, «Мы создали все вещи попарно».

Если бы противоположностям дали возможность слиться, они нейтрализовали бы друг друга, и материя исчезла бы. Природа держит противоположные заряды отделенными друг от друга, и все же бок-о-бок, обеспечивая динамическое напряжение. Это динамическое напряжение называется «жизнь».

Это динамическое напряжение мы изучаем, играя в шахматы...

Но вернемся к разгадке Бозоргмира и попробуем вместе с ним разобраться с движением фигур.
Посмотрим на начальную расстановку на шахматной доске, до начала сражения, в варианте для двух игроков, как в шатранже (именно его исследовал Бозоргмир):

Как мы видим, сумма чисел на полях, занимаемых как белыми, так и черными фигурами,одинакова и равна нулю. На уровне более глубоком, чем шахматы, это выражает идею паритета сил внутри сбалансированной системы до момента, пока внешний импульс не сдвинет равновесия.

Как сказал русский гроссмейстер Александр Алехин после сеанса одновременной игры одному из участников, проигравшему партию: «Зачем вы начали двигать фигуры? Они же так хорошо стояли».

Действительно, положение фигур до первого хода математически совершенно, а Ноль шахматной доски остается Нолем.

Аналогичный принцип соблюдался и в изначальном, древнеиндийском варианте игры, чатуранге, где участвовало четыре игрока, и двое играли против двоих. Глядя на схему, можно легко сказать, почему:

Между двумя парами соперников – красно-зеленой и желто-фиолетовой - в начальной позиции паритет сил даже чисто математический. Сумма чисел на полях, занимаемых всеми четырьмя игроками, равна нулю. Кроме того, и каждая из пар - тоже ноль, а внутри пары - строгая симметрия, зеркальность: -64 и 64 у красно-зеленой пары (огонь-вода), -8 и 8 – у желто-фиолетовой (воздух-земля).

Если бы черные и белые фитуры в шатранже (или четыре участника чатуранги) делали симметричные ходы, сохранялся бы и Ноль шахматной доски. Интересно, что средневековые мастера шахмат, понимавшие их суть как магического квадрата, отразили это свойство в шахматных задачах (последние назывались табии). Например, в известной табии, называемой Аль-Муджаннах, начальное положение фигур полностью симметрично:


Одним из первых на связь этой табии с магическим квадратом обратил внимание советский историк шахмат Н.М.Рудин, в 50-х годах прошлого века исследовавший идею происхождения шахматного поля 8х8 из магического квадрата

Итак, понимая свойства симметричности и зеркальности, присущие магическому квадрату, Бозоргмир смог восстановить ходы фигур на доске.

Например, если рассмотреть движение коня (который, как и ход короля и пешки, дошел до наших времен неизменным со времен чатуранги), мы увидим, что при одновременном движении всех четырех коней общий баланс снова будет равен нулю:

И так с любой фигурой. Нулю будет равна сумма, получающаяся при симметричном движении любых фигур одного вида. (На доске, которой пользовался Бозоргмир, общий баланс был, конечно, равен постоянному числу 260, но суть это не меняет).

Исключениями являются лишь король и ферзь. Дело в том, что в самом древнем, корневом варианте игры – чатуранге - ферзей не было, а было четыре короля – на одного по каждому игроку. Ходы четырех королей были так же математически симметричны, как и остальных фигур. Но в варианте игры для двух соперников два короля были заменены двумя ферзями, и симметрия нарушилась. Ферзь в персидском шатранже, в отличие от современных шахмат, был слабой фигурой и ходил лишь на одну клетку по диагонали в любом направлении.

Как только Бозоргмир разгадал ходы фигур, определить их расположение было уже гораздо легче. Ближе к центру доски должны были стоять те из них, что имели более широкий диапазон действия. Король был наиболее важен и мог ходить на все 64 клетки. Диапазон коня – тоже 64 клетки. В центре также стоял ферзь, диапазон которого был 32 клетки – только одного цвета.

В качестве вызова этого этюда предлагается вычислить, какие ходы были у слона и ладьи, и где им логичнее было бы располагаться перед началом игры? Второе зависит от того, каков был их диапазон.
(Следует заметить, что в чатуранге и в шатранже ладья и слон ходили не так, как сейчас, и могли перескакивать через другие фигуры).

 

Шахматный этюд № 3: секрет фигуры.

"По богатству символического смысла, содержащегося в шахматах, они являются наиболее важными из всех игр. Их называют «царской игрой» - занятием, достойным королей. Подобно картам Таро, шахматные фигуры представляют собой нe что иное, как элементы жизни и философии." (Мэнли Холл)

Неожиданный факт: хотя шахматы считаются интеллектуальной игрой, искусство шахматиста во многом заключается в способности активизировать свойство сознания, действующее в обход рассудка и оперирующее при помощи многомерных образов.


Иллюстрация к книге «Алиса в Зазеркалье», автор Ральф Стидмен (Ralph Steadman)

Как утверждают современные исследователи, мастера шахмат, тренирующиеся в течение многих лет, совершенствуют схемы коммуникации между двумя областями мозга. В отличие от любителей и обычных людей, опытные шахматисты активнее используют интуицию. Концепция следующего хода генерируется в их сознании очень быстро, без сознательного поиска. Это подтверждают и другие эксперименты: вопреки ожиданиям ученых, области мозга, которые считаются ответственными за общий интеллект, во время шахматной игры оказались незадействованными.

Как говорил советский гроссмейстер Михаил Таль: «Для многих моих коллег красота игры заключается в торжестве логики. ... Я тоже нередко добиваюсь цели с помощью здравого смысла, но все же больше ценю в шахматах триумф алогичности, иррациональности, абсурда».

Стоит отметить, что аналогичное свойство активизируют в сознании ученика обучающие истории и анекдоты дервишей.

Интересно также, что, по свидетельствам арабского историка Абул-Хасана Аль-Масуди, присказки и анекдоты сопровождали партии средневековых мастеров шахмат:
«Многие из них утверждают, что эти шутки и анекдоты побуждают к шахматной игре и способствуют притоку правильных мыслей. Они подобны рифмованным восклицаниям, которые употребляют воины во время состязания, погонщики, когда устают, шатающиеся от жары люди, которые ищут воду. Шутки и анекдоты — подспорье игрока, подобно тому как стихи — подспорье сражающегося».

...Мой дед по материнской линии, доживший до девяноста семи лет и до последних дней прекрасно игравший в шахматы, буквально сыпал стишками, присказками и поговорками во время игры. Теперь-то я понимаю, что смыслом сего действа было выведение сознания из тех областей, где находится рассудок, в те области, откуда приходит наитие...

Что же происходит в этих таинственных областях? Возможно, сознание игрока связывается с Архетипом шахмат – сущностью обучающего Инструмента, в качестве которого шахматы были подарены человечеству. Сущностью, иногда олицетворяемой в образе Каиссы – шахматной музы. Фигуры на доске – не просто кусочки дерева или металла: в каждую из них был вложен элемент Учения о внутреннем развитии человека. Как писал философ-мистик прошлого века Мэнли Холл в своей работе «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии»:

«Белый король и его свита символизируют Я и его средства. Черный король со свитой символизирует не Я, а ложное Эго и его легион. Игра в шахматы, таким образом, представляет вечную борьбу частей сложной природы человека против собственной тени».

Символизм борьбы темного и светлого начал, идеально воплощаемый в шахматах, особым образом отражен в трактате 15-го века «Нравоучительная шахматная игра Дамы» (Le Jeu des Echecs de la Dame moralisée) неизвестного автора:

Отец Тьмы играет в шахматы с Дамой, пытаясь соблазнить ее возвышенными понятиями о любви, заставить совершить ошибку и програть партию, в которой на кон поставлена душа Дамы. Черные фигуры в распоряжении князя мира сего представляют мирские соблазны и пороки, тогда как белые фигуры, которыми играет Дама, символизируют разного рода добродетели. Так, гордыня противостоит смирению, лживость — искренности, вражда — благосклонности и так далее. Дьявол делает первый ход, передвигая свою пешку (самолюбие), в ответ на что Дама передвигает свою — любовь к Богу. Каждому ходу посвящена отдельная глава трактата. Через 16 ходов Дама объявляет шах черному королю с помощью своей королевы (ферзя), символизирующей смирение.


Фрагмент картины Лукаса ван Лейдена «Партия в шахматы», 1518 г.

Мэнли Холл также пишет о шахматных фигурах как об олицетворении различных составляющих человеческого существа:

«С философской точки зрения король представляет дух, королева (ферзь) – ум, епископы (слоны) – эмоции, рыцари (кони) – жизненную силу и замки (ладьи) – физическое тело. Пешки и фигуры на стороне короля – положительные, а на стороне королевы – отрицательные. Пешки (восемь частей души) являются чувственными импульсами и инструментами восприятия. Природа каждого шахматиста открывается в способе, которым он передвигает фигуры, а геометрия является ключом к его интерпретации. Например, ладья (тело) движется по прямой, а слоны (эмоции) - по диагонали; король, будучи духом, не может быть пленен, но проигрывает игру, окруженный таким образом, что оказывается обездвижен».


Детали шахматной композиции «Единство цели христиан». Автор Е.В.Уралова, 2000 г.

Конечно, можно поспорить с некоторыми деталями интерпретации Холла, тем более, что в наиболее древнем варианте шахмат – индийской чатуранге - не было королевы (ферзя), и пешек было всего по четыре у каждого из четырех игроков, но в целом подход к шахматным фигурами как к элементам Системы, безусловно, имеет основание. Под Системой я имею в виду нечто универсальное, объединяющее знание не только о внутреннем устройстве человека, но и о природных элементах (алхимию), сакральную геометрию, философию и т.д.


Шахматы. Художник Владимир Куш

Главная фигура в игре - конечно же, король. Он незаменим, жизненно важен для всей системы и все же относительно уязвим, так, что остальные фигуры должны его защищать. Аналогом в человеке является его самая глубинная и тонкая часть – дух, сущность или сердце.

В суфийской Традиции соответствующим понятием является калб - сердце, разум, душа; сокровенная мысль; ядро, суть; лучшая часть. Как пишет Идрис Шах в книге «Суфии»: «Это слово является также частью фразы «калб-уль-мукаддас» (буквально «Священное сердце»), которая употребляется для обозначения той части человечества, что познает суть Божественного».

Когда Иоанн Креститель говорил, что сам он крестит лишь водой, но Иисус «будет крестить вас Духом святым и огнем» (Мф, 3:11), он имел в виду именно эту высшую часть в людях, пробуждаемую Христом.

Как упоминалось в первом этюде, древний мир видел все существующее состоящим из пяти базовых элементов или стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира.


Распределение основных элементов в алхимической реторте. Снизу вверх: земля, вода, воздух, огонь и эфир. Иллюстрация из книги розенкрейцера и алхимика Роберта Фладда, 1617 г. (источник)

В символизме самого древнего вида шахмат – индийской чатуранги для четырех игроков, где отсутствовала фигура ферзя, король представлял два высших элемента – эфир и огонь. Когда игра стала парной, и у королей появились помощники, которых в Индии называли мантрин (маг, знающий мантры), а в Персии - ферзь (везирь), последний стал символом огненного начала, а король – ещё более высокого, эфирного.

Ход короля никогда не менялся за всю историю шахмат – геометрически он представляет собой октагон, охватывая восемь ближайших клеток.

Октагон как символ королевской фигуры "неожиданно" появляется также в совершенно другой Системе, где восьмеричными символами были отмечены «столпы» четырех мастей («путей»-турук) в древней колоде карт, ставших прототипом Таро.

Хотя король кажется менее динамичным, чем другие фигуры, ему доступны все направления и все 64 клетки доски – так дух пронизывает все существо человека, он многомерен и существует одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Когда развитие сущности становится невозможным из-за неблагоприятных обстоятельств или из-за подавления ее другими аспектами личности, «игра» человека на поприще Духа заканчивается (даже если при этом его рассудок и тело все еще функциональны).

Земное тело в четверице изначальных фигур, судя по всему, символизировалось ладьей. Как писал югославский шахматист Павле Бидев в очень интересном исследовании о символизме шахмат, в чатуранге ладья называлась колесницей (ратха), что сразу напоминает о восточной метафоре, уподобляющей тело колеснице, чувства - лошади, а разум - вознице.

Физическая оболочка - наиболее инертная и пассивная часть в существе человека, соответствующая стихии земли, и это вполне логично – древняя натурфилософия считала человеческое тело состоящим из земли (праха, глины). Даже звучание слова «земля» на санскрите – притхиви - созвучно названию фигуры ратха.

Колесницы в чатуранге стояли в четырех углах доски, так же, как и нынешние ладьи, формируя квадрат – геометрический символ стихии земли в Древней Индии (как и в Китае, и других древних культурах).


Иллюстрация из статьи Павле Бидева

Более того, и движение колесницы было квадратным – как и нынешняя ладья, она могла двигаться только по прямой, правда, по-видимому, изначально лишь на третью клетку. Таким образом, в распоряжении колесницы было всего 16 клеток доски.

...Сохранилась весьма интересная шахматная история из восточной рукописи 16-го века, проливающая свет на символическую роль ладьи, а также скрыто указывающая на суфийский метод. Она известна как «Мат Диларам»:

Диларам, чье имя на персидском означает «Блаженство Сердца» была любимой наложницей везиря, известного своей страстью к игре в шатранж (средневековая персидская версия шахмат). Однажды везирь, играя против сильного соперника, раз за разом терпел неудачу, так что в конце концов проиграл все свое состояние. Надеясь все отыграть, отчаявшийся поставил на кон единственное, что у него осталось - красавицу Диларам, покорно наблюдавшую за игрой из-за занавески. Игра была напряженной, и вот на доске остались следующие фигуры:


Казалось, что еще одно движение, и белому королю несдобровать. Несчастный игрок готов был проститься со своей Диларам, но вдруг услышал тихий голос возлюбленной: «О господин, пожертвуй ладьями и обретешь Диларам». И тут на везиря низошло озарение! Он отдал обе ладьи и поставил мат черному королю.

1. Лh8+ Кр: h8
2. Аf5+ Крg8
3. Лh8+ Кр: h8
4. g7+ Крg8
5. Кh6×

(В шатранже слон (А) мог двигаться лишь на третье поле по диагонали и, подобно коню, прыгать через другие фигуры).

Суфийская суть истории становится очевидна, если вспомнить значение ладьи как символа земного тела. Тогда фраза Диларам звучит совсем иначе: «пожертвуй усладами тела и обретешь блаженство сердца (Диларам)», а шахматная задача приобретает глубокий обучающий смысл. Персонажи везиря и Диларам, как в сказках дервишей, представляют различные аспекты «я»: первый – внешнюю личность, рассудок, вторая – тонкое качество, скрытое внутри человека, связанное с озарением, наитием, прямым знанием.

...Но вернемся к другим фигурам и взглянем на пешки, которые считаются самыми слабыми участниками шахматной битвы. Мэнли Холл пишет, что в символическом смысле пешки представляют чувственные импульсы и инструменты восприятия. Не отвергая с ходу данное толкование, я все же хотела бы рассмотреть и другой вариант значения пешек как аспектов человеческой природы.

Согласно древнему учению (фрагменты которого были, в частности, изложены в прошлом веке русскоязычным мистиком Г.И.Гурджиевым и его учеником, П.Д.Успенским), различные «центры» человека – интеллектуальный, эмоциональный и двигательно-интуитивный – имеют высшую и низшую части.

Высшие части двигательно-интуитивного центра задействуются в нас вполне полноценно, а вот что касается интеллектуального и эмоционального, то, в обычном состоянии, человек имеет дело лишь с их низшими частями. Высшие же их части, хоть и имеются в нас полностью развитыми, бОльшую часть времени не проявляются из-за отсутствии соответствующего «топлива» - тонких энергий. (Я подробно писала об этом здесь).

Редкими проявлениями высшего эмоционального центра являются духовидение, ясновидение и яснослышание, творческое вдохновение гениев и то, что пророки называли «пребыванием в Духе». Проявлением высшего интеллектуального центра является прямое знание, приходящее без посредства слов или книжного обучения, чаще всего в образной форме, которую гностик не всегда способен выразить средствами обычного языка.

Пешки вполне могут выражать идею низших частей центров человека. Они – одномерны и чрезвычайно медленны по сравнению с высшими центрами, поэтому могут двигаться только вперед на одну клетку и становятся полноценными фигурами лишь на восьмой клетке. Как пишет Павле Бидев, существовали старые правила, по которым пешка превращалась не только в ферзя, но в любую фигуру, на изначальную клетку которой попадала: например, дойдя до b8 или g8, она становилась конем, встав на c8 и f8, превращалась в слона и т.д. На языке шахматных символов это означает, что только в процессе духовного продвижения человека его низшие аспекты способны выйти на уровень, где возможна их связь с высшими центрами и достижение состояния Совершенного Человека.

Помимо короля, ферзя, ладьи и пешек, в протошахматах были еще две фигуры – конь и слон.


Cемь миниатюрных скульптур из слоновой кости - пока древнейший из найденных шахматный набор, включивший все виды фигур. Самарканд, 7 в. (источник)

Ход коня был в древности точно таким же, как сейчас – буквой Г.

Ход слона в чатуранге отличался от известных нам:

Есть также интересный вариант хода слона, упомянутый в рукописи арабского историка Аль-Бируни об Индии:


Источник

Вызовом нашего этюда будет попыться определить, с какими элементами (алхимическими, духовными и т.д.) могли ассоциироваться конь и слон в протошахматах? Мнения разных исследователей на этот предмет сильно разнятся.

При поиске можно руководствоваться следующими пунктами:

почему фигура названа именно так,
какова связь её прототипа с мифологией, натурфилософией древнего мира,
как она изначально двигалась в протошахматах (геометрия, количество клеток в одном ходе, сколько всего доступных ей клеток на доске - эти вопросы мы немного обсуждали в предыдущем этюде),
какова исходная позиция фигуры в протошахматах,
любые другие соображения, которые покажутся существенными.

 

Шахматный этюд № 4: воля, судьба, или третья сила?

"Мир я сравнил бы с шахматной доской,
То день, то ночь. А пешки? Мы с тобой.
Подвигают, притиснут и — побили.
И в темный ящик сунут на покой." (Омар Хайям, перевод И.Тхоржевского)

"Растворение в Боге — это когда человек уподобляется шахматной фигуре в руке Господа и ходит, как изволит Он, Всемогущий; когда человек тонет в море Его единства, лишенный самости и не чувствительный ни к позывам человеческого, ни к своим ответам на них, ввергнутый в истинную близость реальностью Божественного единства, утративший способность ощущать отдельность и действовать своевольно, ибо Бог совершает с ним то, что назначено ему, а именно: чтобы его последнее состояние стало, как первое, и чтобы он стал таким, каким был до прихода в бытие." (Джунайд Багдади, персидский суфий 9-го века)

Безнадежный фатализм четверостишия Омара Хайяма – не что иное, как прием суфийских Мастеров, которые, доводя до гротеска некоторые свойства ограниченного мышления, делают их очевидными, показывая читателю собственное отражение. Почему вслед за рубаи Хайяма (и в контрасте с ним), приведено высказывание Джунайда, мы увидим чуть позже.

...Итак, что же управляет жизнью каждого из нас – случай, судьба, личная воля или что-то еще? Действительно ли мы – лишь пешки, разыгрывающие спланированные партии на шахматной доске мира? Можно ли освободиться от ограничений, накладываемых черно-белым миром двойственности? А если да, то как?


Кадр из фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный», сцена при дворе польского короля, созданная в духе шахматной партии (источник)

Ответ на этот вопрос «более сложный, чем односложный», и когда-то шахматы были инструментом, помогающим вместить его.

В Книге шахмат, автором которой считается Альфонс Мудрый, кастильский король и покровитель трубадуров - суфиев 13-го века, повествуется, как индийский раджа захотел узнать, управляется ли мир сознательной волей или случайностью. Два советника раджи дали ему противоположные ответы, причем для доказательства своей правоты один из них привел в пример шахматы, в которых разумные решения доминируют над случайностью, в то время как другой сослался на азартные игры, где все решает фатум посредством броска игральной кости.

Интересно, что изначальный вариант шахмат был сочетанием сознательных решений и воли случая: как мы уже знаем, в чатуранге древней Индии то, какой фигурой ходить игроку, решал бросок кости, хотя в самих ходах могло быть множество опций.

Игральная кость исчезла из шахмат еще в средние века, где-то между Индией и Персией, однако даже в той интеллектуальной версии, которую представляет из себя эта игра в наше время, с каждым шагом игрок все сильнее чувствует ограничения свободы действия.

Все, как в жизни.

Исследователь суфизма Титус Буркхардт в своей работе «Символизм шахмат» пишет:

«Каждое движение влечет за собой серию неизбежных последствий, так что необходимость все более и более ограничивает свободный выбор, в следствие чего венец игры видится уже не как результат шанса, но как плод действия неумолимых законов.

Именно таким образом мы познаем не только отношения между волей и судьбой, но также между свободой и знанием. Если не расчитывать на промахи оппонента, игрок может сохранить свободу действий лишь в том случае, если его решения соответствуют природе игры, если свобода действия сочетается с предвидением и знанием возможностей. И напротив, слепой импульс, каким бы свободным и спонтанным он ни выглядел с первого взгляда, в конце игры лишь увеличивает не-свободу.

«Королевским искусством» является управлять миром – внутри и вовне себя – в гармонии с его законами. Это искусство предполагает мудрость, которая суть знание возможностей. А все возможности содержатся во вселенском Божественном Духе. Истинная мудрость – более или менее совершенное слияние с Духом, который символизируется геометрией шахматной доски, «печатью» сущностного единства возможностей, рождаемых космосом. Дух есть Истина, через Истину человек обретает свободу, вне Истины он – раб судьбы. Таково учение шахматной игры».

Здесь самое время вспомнить высказывание Джунайда, вынесенное в эпиграф: когда человек, лишенный самости, уподобляется шахматной фигуре в руке Творца, тогда он, растворяясь в Духе, обретает свободу от случайности и судьбы.

****

Развивая тему ограничений свободы, и в жизни, и в шахматах, а также неисчислимых возможностей, содержащихся в Духе, следует упомянуть многоуровневую шахматную игру, о которой рассказывал суфийский Учитель Омар Али-Шах (Ага).

По его словам, в эту игру могли играть лишь четыре человека, которых он знал. Она представляла из себя восемь черно-белых шахматных досок из прозрачного материала, поставленных одна над другой, каждая с обычным набором фигур. Игроки обдумывали следующий ход, глядя сверху вниз на все доски одновременно, и это было очень трудной задачей. Возможность хода на какой-либо из досок сильно ограничена, когда соответствующие клетки уже заняты на других уровнях, и, хотя потенциальных комбинаций - множество, шанс, что удастся двинуть фигуру на клетку, не занятую ни на одном из других уровней, может быть близок к нулю.

Шахматная игра, утверждает Ага, изначально не была простым времяпрепровождением – она обладала аспектами, делающими ее многомерной. Шахматы на нескольких уровнях Ага сравнивал с существом человека:

«Эти уровни – сознательное, подсознательное, физическое, ментальное, духовное и т.д. – все переплетены между собой. Со стороны они кажутся отдельными, но, если смотреть сверху, все аспекты накладываются друг на друга очень точно. ...

Поэтому, к примеру, если вы хотите передвинуть фигуру на верхней доске, но на всех других уровнях эта клетка уже занята, данный ход вы сделать не сможете. Это не значит, что, если данная клетка занята, та фигура, которой вы собирались сделать ход на верхней доске, вовсе бесполезна. Просто в данный момент она нефункциональна. То же самое происходит с мускулами руки, когда последняя не задействована – ее мускульная энергия используется для других целей». (Омар Али-Шах, Курс Искателя (The Course of the Seeker))

Шахматную игру на нескольких уровнях можно уподобить самой жизни – иногда кажется, что «некуда деться»: наследственность, шаблоны мышления, застывшие эмоциональные паттерны держат нас в таких оковах, что даже небольшой шаг в духовном развитии видится нереальным. Наша свобода кажется ограниченной на всех уровнях до такой степени, что сделать ход в желаемом направлении представляется невозможным. Вот что говорит по этому поводу Ага:

«Те из вас, кто играет в шахматы, знают, что если у вас есть 30 шахматных досок с полным набором фигур на каждой, практически невозможно сделать ход на какой-либо из них. Однако если у вас есть одна пустая доска в каком-то слое между ними, вы получаете один шанс из 30-ти, что сделать ход вам все же удастся.

Поэтому, когда обстоятельства кажутся вам складывающимися так, что ничего сделать невозможно, помните, что возможность все же существует, и она работает благодаря этой одной пустой клетке». (там же)

Ага не объяснил, что он имел в виду под «пустой доской», однако для тех, кто знаком с суфийским понятием бараки или благодати, эта метафора не останется непонятой. Кроме того, те из нас, кто еще не забыл наш второй этюд с загадкой Бозоргмира, могут вспомнить о мистической 65-й клетке шахматной доски – никогда не проявляющейся, но всегда незримо присутствующей.

В связи с темой многомерности очень плодотворным может быть рассмотрение суфийских обучающих историй, как разыгрывающихся одновременно на нескольких досках шахматных партий. Например, «Сказание о Мушкиле Гуше», которое считается настолько важным, что дервиши пересказывают его каждый четверг. Я приведу его текст полностью для новых Собеседников, ибо он стоит того... да и старым лишний раз повторить эту историю точно не повредит:

Жил когда-то, и вовсе не за тысячу верст отсюда, старый и бедный дровосек. Жена у него умерла, и он остался один с маленькой дочкой. Каждый утро дровосек уходил в горы, чтобы нарубить дров. Он приносил их домой и делал вязанки. Потом он обычно завтракал и отправлялся в ближайший город, где продавал дрова, покупал кое-что для дома и перед обратной дорогой наведывался в чайхану.


Источник этой и последующих иллюстраций к Сказанию о Мушкиле Гуше

Однажды дровосек задержался в городе и вернулся уже затемно. Когда он вошел в дом, дочка, позабыв про все, сказала ему:

— Папа, мне иногда хочется чего-то вкусненького, совсем не того, что мы обычно едим, ах, если бы его было всяких видов и побольше.

— Ну что ж, доченька, — ответил старый дровосек. — Встану я завтра пораньше и зайду в горы подальше, туда, где леса больше, и нарублю много дров. Рано вернусь домой, навяжу больше вязанок, пойду в город, продам их и выручу много денег. Вот на них-то я и куплю тебе всяких вкусностей.

На следующее утро поднялся дровосек до рассвета и ушел в горы. Изо всех сил старался он нарубить побольше дров, и вышла огромная вязанка.

Было еще довольно рано, когда он вернулся в свою лачугу. Сбросив дрова на землю, дровосек постучал в дверь и позвал дочь:

— Дочка, доченька, отопри дверь, проголодался я и пить хочу. Поесть надо мне перед тем, как на базар идти.

Но крепок был сон у девочки, ничего она не слышала. И дверь как была заперта, так и осталась. Дровосек столь устал, что прилег на траву возле вязанки, да тут же и уснул. А девочка тем временем проснулась, прибрала в доме, наскоро поела, да и убежала гулять. Про давешний ночной разговор она даже и не вспомнила, но, увидев, что отца с утра нет дома, решила запереть дверь, ведь отец, как ей казалось, должен был уже уйти в город.

Когда дровосек, несколько часов спустя, проснулся, солнце стояло уже высоко. Он опять постучал в дверь.

— Дочка, доченька, — позвал он, — хватит спать, отопри поскорее, мне надо хоть немного поесть и скорее отправляться в город, и так-то я уже изрядно припозднился.

Но девочки дома не было, и открыть дверь она не могла.

Постоял-постоял дровосек перед закрытой дверью, да и подумал: «Время уже позднее, чтобы в город идти. Вернусь-ка я лучше в горы да заготовлю еще вязанку, а назавтра все и продам зараз».

Весь день валил он деревья да очищал ветки от сучьев. Когда он вернулся к своей лачуге с новой вязанкой дров за плечами, был уже поздний вечер.

Сбросив свою ношу за домиком на землю, он доплелся до двери и постучал.

— Дочка, доченька, — позвал он, — отопри дверь, устал я, сил нет... За весь день и росинки маковой во рту не держал. Еще одну вязанку дров назавтра для продажи заготовил. Ну, отопри же ты поскорей, выспаться надо, силы восстановить...

Но ответом ему была лишь тишина. Дочка его уже давно сладко спала, за день она так нагулялась, что и есть-то почти ничего не стала, а как пришла домой, так сразу и юркнула в свою кроватку. Она, конечно, забеспокоилась, не случилось ли с отцом чего-нибудь, но потом решила, что наверняка он решил заночевать в городе, как иногда делал.

Постоял дровосек у дверей, покликал дочку немного, но, не дождавшись ответа, улегся спать опять на землю около своих вязанок. Он был испуган, не случилось ли чего с его дочкой, да за весь день так измотался, что, как положил голову на полено, так сразу и уснул.

Проснулся он утром рано, задолго до рассвета, потому что ужасно продрог, устал и хотел есть.

Сел дровосек, огляделся вокруг, но ничего не увидел, такая стояла темень, хоть глаз выколи. И вдруг произошло нечто странное: почудилось ему, будто кто-то говорит:

— Поторапливайся, поторапливайся! Оставь ты свои дрова и иди за мной. Если ты действительно нуждаешься и хочешь немногого, у тебя будет вкусная еда.

Дровосек встал и пошел на голос. Долго он шел, но так ничего и не обнаружил.

Внезапно он почувствовал, что еще больше продрог и проголодался, но, мало того, он заблудился. Надежда-то у него была, да толку от нее, похоже, не было никакого. И такое отчаяние овладело им, что слезы готовы были хлынуть из глаз. «Слезами горю не поможешь», — подумал он, лег на землю и уснул снова.

Не долго удалось ему поспать, да и какой тут сон, когда весь дрожишь от холода, а в животе пусто. И тогда он стал рассказывать себе обо всем, что с ним случилось с тех пор, как дочка пожаловалась, что ей хочется совсем другой еды.

И только закончил он свою печальную повесть, как ему вновь почудилось, будто откуда-то сверху, с уже занимавшегося зарей неба, раздался голос:

— Старик, отчего ты сидишь здесь?

— Да вот, рассказываю себе свою историю.

— Что за история?

Старик повторил все сначала.

— Ну что ж, очень хорошо, — промолвил голос и тут же приказал старому дровосеку закрыть глаза, встать на ступеньку и подниматься по лестнице.

— Но я не вижу никакой ступеньки, — удивился старик.

— Не беспокойся, делай, как тебе велят, — ответил странный голос.

И старик так и поступил. Закрыл глаза, и вдруг оказалось, что он уже стоит и ставит правую ногу на нечто, очень похожее на ступеньку. Осторожно старик стал подниматься по этой чудной лестнице. Внезапно лестница пришла в движение и понесла его с удивительной быстротой, а голос предупредил :

— Не открывай глаза, пока я не скажу!

Прошло еще немного времени, и голос разрешил дровосеку открыть глаза. Старик открыл глаза и увидел, что перед ним простирается какая-то странная равнина, походившая на пустыню с солнцем, безжалостно палящим сверху. Вокруг, насколько хватало глаз, были груды каких-то камешков разных цветов и оттенков, тут и красные, и зеленые, и голубые, и белые. Но больше ничего и никого, он был один. Снова осмотрелся вокруг – никого, и вдруг опять услышал голос:

— Возьми столько камешков, сколько сможешь унести, закрой глаза и ступай вниз тем же путем, каким пришел.

Все исполнил дровосек, что ему велели, и, когда он вновь, по приказу, открыл глаза, то увидел, что стоит перед дверью своей лачуги. Он постучал, и на сей раз девочка отозвалась. Она принялась расспрашивать его, где это он так долго пропадал. Дровосек рассказал свою странную историю, но девочка, похоже, ничего не поняла, уж очень бессвязен был его рассказ.

Вошли они в дом, разделили поровну ту пищу, которая еще оставалась – всего лишь пригоршню сушеных фиников. И когда закончили они свою скудную трапезу, старику почудилось, будто он снова слышит все тот же таинственный голос. Прислушался – и, правда, он. А голос говорил:

— Ты, конечно, не мог этого знать, но отныне знай, что спасен ты был Мушкилом Гушей, и помни — Мушкил Гуша всегда рядом. И еще, прими за правило: каждый четверг вечером поешь немного фиников и дай что-нибудь любому нуждающемуся, и расскажи историю о Мушкиле Гуше. Или же вручи подарок во имя Мушкила Гуши любому, кто окажет помощь нуждающемуся. Старайся, чтобы историю о Мушкиле Гуше никогда, никогда не забывали. Если ты исполнишь это, и если так же будут поступать те, кому ты поведаешь свою историю, тогда все, кто действительно нуждается, всегда найдут выход из положения.

Дровосек сложил камешки в углу своей лачуги. Они так были похожи на обыкновенную щебенку, что он ума не мог приложить, зачем они ему.

На следующий день отнес он обе огромные вязанки дров на базар и без труда продал их за хорошие деньги. И принес, наконец, дочери много изысканных яств, которых прежде она никогда и не пробовала. После того как они насытились, старый дровосек сказал дочери:

— Ну а теперь я расскажу тебе историю о Мушкиле Гуше. Мушкил Гуша — это «избавитель от всех трудностей». Наши беды были преодолены с помощью Мушкила Гуши, и мы всегда должны об этом помнить.

Прошла неделя, все было как обычно: он уходил в горы, возвращался с вязанкой дров, завтракал, отправлялся на базар и продавал дрова. Все было как прежде, только теперь покупателей он находил довольно легко.

Настал следующий четверг. Дровосек, как это водится у людей, забыл повторить рассказ о Мушкиле Гуше.

Поздно вечером у его соседей погас огонь в печи. Им не от чего было разжечь новый огонь и они отправились к соседу-дровосеку.

— Сосед, сосед, — обратились они к нему, — не откажи в милости, позволь нам взять у тебя огня от той чудесной лампы, что так ярко пылает в твоем окне.

— Какая еще лампа? — удивился дровосек.

— Да выйди на улицу и посмотри.

Вышел старик, глянул в окошко своей лачуги, и действительно — из его окна лился ярчайший радужный поток света, в котором смешались все мыслимые и немыслимые тона и полутона.

Он кинулся в свою хижину и — о чудо, этот сказочный свет испускали камешки, сваленные в кучу в углу. Но лучи этого света были столь же холодны, как и зола в давно угасшем очаге, и зажечь от них огонь не было никакой возможности. Поэтому он вышел к соседям и сказал: «Сожалею, но у меня нет огня». И захлопнул дверь перед самым их носом. Это смутило и оскорбило соседей, и они ушли домой ни с чем, что-то рассерженно бормоча. Здесь они покидают нашу историю.

Дровосек с дочерью тем временем бросились укрывать тряпьем, какое они только смогли найти в своей лачуге, эти удивительные, ослепительно сияющие огоньки, испугавшись, что кто-нибудь ненароком прознает об их сокровище. А поутру, когда они решили взглянуть на камешки и открыли их, оказалось, что это самые настоящие, драгоценные самоцветы.

Один за другим они носили самоцветы в близлежащие города и продавали их там по баснословной цене. И вот надумал дровосек выстроить для себя и своей дочери невиданной красоты дворец. Место для него выбрали как раз напротив замка повелителя их страны. Дворец вырос так скоро, что люди даже удивиться не успели.

У шаха была красавица дочь, и однажды утром она, подойдя к окну своего дворца, вдруг увидела великолепнейший, словно из сказки, невиданный дворец. Вид его настолько потряс ее воображение, что она тут же созвала своих слуг и стала расспрашивать, кто выстроил этот сказочный дворец и по какому праву столь близко от их дома.

Слуги тут же бросились выяснять, в чем же дело. Вскоре они вернулись и рассказали принцессе, что к чему.

Принцесса приказала, чтобы к ней немедленно привели дочь дровосека. Сердита была принцесса, но, когда увидела девочку и поговорила с ней, сердце ее оттаяло, и они сделались неразлучными подругами.

Теперь не проходило и дня, чтобы они не гуляли вместе. Больше всего девочки любили купаться и играть в небольшом водоеме, который был сооружен шахом в дворцовом саду для своей дочери. Как-то, спустя несколько дней после их первой встречи, во время игры принцесса сняла с себя очень дорогое ожерелье и повесила его на ветку дерева, что росло рядом с водоемом. А потом, заигравшись, напрочь забыла о нем и хватилась лишь, когда пришла домой, поначалу она подумала, что потеряла его где-нибудь.

Поразмышляв немного, принцесса решила, что ее ожерелье украла дочь дровосека. Об этом она и рассказала отцу. Разгневанный шах приказал арестовать несчастного дровосека, отнял у него все имущество и чудесный дворец. Старика заточили в темницу, а дочь его отправили в приют для сирот.

В соответствии с обычаем той страны, по прошествии некоторого времени старика вывели из темницы и приковали цепями к столбу на базарной площади, а к шее привязали табличку с надписью: «Вот что ожидает тех, кто крадет у шаха».

Поначалу люди собирались у столба большими толпами, издевались над стариком, осыпали насмешками и проклятиями, а то и кидали в него всем, что попадалось под руку. Ему казалось, что на всем белом свете нет никого несчастнее его.

Но вскоре, как это и бывает среди людей, все привыкли к такому зрелищу и почти перестали обращать на дровосека внимание. Иногда кто-нибудь бросал ему крохи еды.

Однажды он услышал от проходивших мимо людей, что наступил четверг. Он внезапно осознал, что близится вечер Мушкила Гуши, избавителя от всех трудностей, а он уж столь много дней не поминал его вовсе. И только он так подумал, как у ног его что-то зазвенело, это была мелкая монета, брошенная каким-то добрым человеком, который в эту минуту проходил мимо. Дровосек тотчас обратился к нему:

— О добрый человек, ты пожертвовал мне деньги, в которых для меня нет пользы, но если ты будешь великодушен до конца и купишь на эти деньги несколько сушеных фиников, а потом придешь и разделишь их со мной, то я вечно буду тебе признателен!

Человек пошел и купил немного фиников, а потом они вместе их съели. Когда они закончили скудную трапезу, дровосек рассказал этому человеку историю Мушкила Гуши.

— Э, приятель, — протянул щедрый прохожий, — да ты, видать, не в своем уме.

Но он был добрым человеком, и у него самого хватало трудностей в жизни. Однако, когда он вернулся домой, то заметил, что все его проблемы разрешились. Вот тогда он и задумался серьезно над историей Мушкила Гуши. Но здесь он покидает наш рассказ.

Буквально на следующее утро принцесса отправилась к своему водоему. И когда она нагнулась над водой, ей показалось, что на дне протоки лежит нечто очень похожее на ее ожерелье. Только девочка собралась нырнуть в воду, чтобы достать его со дна, как что-то защекотало у нее в носу и она чихнула. Голова ее слегка приподнялась, и принцесса увидела — то, что она приняла за ожерелье, было всего лишь его отражением в воде. Само же оно по-прежнему висело на ветке дерева, на которой она его оставила. Принцесса поскорее сорвала ожерелье с ветки и, счастливая, со всех ног кинулась к отцу, чтобы рассказать о своей радости. Шах, которому было свойственно чувство справедливости, приказал отпустить дровосека домой и публично извиниться перед ним от имени шаха. Маленькую дочь дровосека вернули из сиротского дома, и с тех пор они зажили счастливо, как никогда.

Это лишь небольшой отрывок из сказания о Мушкиле Гуше. Оно велико и конца у него нет. У него множество форм. Иногда даже не говорится, что это история о Мушкиле Гуше, и люди не узнают ее. Но в каком бы виде история ни рассказывали, все равно это о Мушкил Гуше, и обязательно, каждую минуту, днем ли, ночью ли, везде, где есть люди, хоть кто-нибудь да рассказывает, ибо об этом печется сам Мушкил Гуша. И поскольку конца у нее нет, то и рассказывать ее будут вечно.

А вы будете вечерами по четвергам рассказывать историю о Мушкил Гуше и помогать тем самым его работе?

***

Кажущаяся непоследовательность или несвязанность событий, которые излагаются в этой истории, связаны именно с её многомерностью. Так как все «шахматные доски» прозрачны, то, если глядеть сверху, может казаться, что два события, происходящие одно за другим, соединены причинно-следственной связью, однако это не так. И тем не менее, события-ходы на одной доске мгновенно влияют на возможность того или иного развития ситуации на других уровнях.

Если мы могли бы усвоить данную мысль, мы также смогли бы понимать, как генерируются события в наших жизнях. Может быть, нам даже удалось бы увидеть несколько уровней «шахматных досок».

Кроме того, в истории о Мушкиле Гуше есть как минимум пара событий, достойных особого внимания. Это моменты, когда задействуются клетки из пустой доски. Оба из них связаны с «поминанием» или «вспоминанием».

Сын суфийского Учителя Идриса Шаха (брата Аги), Тахир Шах, вспоминал, что его отец говорил об обучающих историях:

«Истории - как прекрасная шахматная доска. Все мы знаем, как играть в шахматы, и как мы можем быть вовлечены в игру настолько сложную, что она требует концентрации всех наших сил и способностей. Но представь, если бы эта игра была потеряна для общества на многие века. Потом кто-то бы нашел эту прекрасную шахматную доску и фигуры. Все бы собрались вокруг, чтобы посмотреть на них и стали бы восхищаться. При этом эти люди могли бы даже не подозревать, что такие утонченные объекты когда-то имели совсем иное применение, нежели просто радовать глаз.

Внутренняя сущность историй была потеряна таким же образом, - продолжал он. - Когда-то все знали, как в них играть, как толковать их значение. Но теперь правила позабыты. Тахир-джан, - сказал он с силой, - мы должны снова открыть людям правду о том, как играть в эту игру».


Шахматные фигуры. Резьба по кости, Россия, 18 в.

...Конечно, мы не можем претендовать на то, что способны восстановить все нюансы этой изумительной игры. Однако что мешает нам хотя бы делать шаги в этом направлении? А посему, вызовом нашего этюда будет попытаться увидеть параллельные «партии», которые разыгрываются движениями «фигур» или героев «Сказания о Мушкиле Гуше» на нескольких уровнях. Только это очень сложная тема, и вряд ли когда-либо можно будет считать ее закрытой...

***

Завершая цикл наших шахматных этюдов, хотелось бы поблагодарить дорогих Друзей и Собеседников, кто участвовал в живых и интересных обсуждениях, которые, по-моему, всем помогли открыть что-то новое, и мне в первую очередь.

Возвращаясь к начальной клетке нашей партии: найти на чердаке непонятную волшебную игру Джуманджи - только полдела. Главное – раскрыть секрет её правил и научиться в нее играть, а затем доиграть до конца.

И да пребудет Благодать со всеми, кто ищет, учится, преодолевает и побеждает!

(Продолжение следует)

(Обсуждение в ЖЖ)

Категории: Библиотека, Основные разделы, Суфизм, Тексты, Это интересно
Короткая ссылка на этот пост: https://vectork.org/?p=10953

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.