«Умный знает, как выпутаться из положения, в которое мудрый никогда не попадает» Фаина Раневская
Мудрость – одно из тех слов, которому люди обычно придают своё собственное значение. Между тем, в сложной ситуации хорошо бы было не ошибиться и оказаться рядом с мудрым человеком. Википедия даёт следующее определение мудрости: «Мудрость - способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт, избегая порой непосредственных логических операций и понимание онтологии происходящего. Понятие «ум» не является синонимом понятия мудрость. Умный человек не обязательно является мудрым, но мудрый уже подразумевает под собой умный».
На первый взгляд всё правильно, но, согласно закону подобия, мудрость в человеке должна существовать на всех трёх уровнях: физическом, интеллектуальном и духовном. Я бы начал с того, что мудрость – это не способность, как отмечено в Википедии, а некая первопричина, позволяющая правильно ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Если попытаться представить её на каждом из уровней, то на уровне интеллекта это действительно будет способность грамотно мыслить, но это практически невозможно без здорового мозга. Соответственно на физическом уровне эта первопричина, необходимая для принятия правильного решения – здоровье. Поскольку практически нет болезни, которая бы не влияла тем или иным образом на мозг (и, по крайней мере, не отвлекала его от трезвого восприятия действительности), то можно заключить, что здоровье - залог мудрости. Кстати, о мудрости мы судим по действиям человека, и здоровье необходимо не только для правильного мышления, но и для правильного исполнения задуманного. Действительно, мало видеть впереди пропасть, надо ещё суметь остановиться, иначе как-то глупо получится…
Однако, здоровье всё же не главная составляющая мудрости, иначе получится, что пожилой человек, который в принципе не может быть здоров, так же в принципе не может быть мудрее здорового молодого интеллектуала. Мы же знаем, что это не так: мудрецами признаются, как правило, именно старики. Причины тому две: житейский опыт и духовное зрение. Благодаря первому, любой пожилой человек в здравом уме достоин считаться мудрым, но благодаря духовному зрению даже ребёнок может превзойти его мудростью. Это потому, что в мудрости главное – духовная составляющая. В этом нет ничего удивительного, если считать душу – главной составляющей любого живого человека. Но душа есть у всех. Что же тогда делает человека мудрым? На мой взгляд, человека делает мудрым способность его души вмешиваться не только в процессы подсознания, но и в процессы мышления: сознание несколько «размывается» в результате максимального отключения восприятия (мышление останавливается) и на поверхность выходит интуиция. Когда мышление не отвлекается на внешние раздражители, человек начинает видеть все «в истинном свете». Люди называют это шестым чувством, третьим глазом, или духовным зрением, но это не столько чувство, сколько доступ мозга к глубинам своей памяти и к потусторонней информации (своего рода подключение к интернету). Именно духовное зрение позволяет обходить те проблемы, для решения которых потребуется развитый интеллект.
В заключение хочу предостеречь: не путайте мудрость и хитрость. Хитрость – мудрствование, умствование, фальшивка, выпендрёж, замешанный на обмане. Как хорошо заметил Иммануил Кант: «Хитрость - образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит». С помощью хитрости, если повезёт, можно выбраться из ситуации, но лучше было бы в неё не попадать. Ценность хитрости особенно велика у восточных народов. На мой взгляд, её ценят больше на Украине, чем в России… Однако, «нет большего вреда для державы, чем принимать хитрость за мудрость» (Фрэнсис Бэкон)
Снимок Валерия Аллина (обсуждать в ЖЖ)
Категории: Библиотека, Нью-эйдж, Основные разделы, Тексты
спасибо! и мудро, и хитро
🙂