Начнём с ответа на вопрос, что такое образ. Если вы ткнёте в Википедию, то выпадет масса умных определений, как то:
«Художественный образ — форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания … и ты ды и ты пы.
В философии — понятие, означающее репрезентацию, отражение, представление.
В психологии — формируемый в сознании человека ментальный образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта.
Гештальт (форма, образ) — центральное понятие гештальт-психологии. ... — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.
В математике — результат отображения прообраза для отображения (функции).
Образ как информация — воспроизведение объекта, его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним»…
Это если по-научному. А если по-простому — всё строится на образах, без них вообще никуда – ни в науке, ни в искусстве. Детям я объясняю так:
образ – это сравнение.
И чем точнее сравнение, тем ярче возникнет картинка в голове читателя или слушателя.
Вот, например, можно написать:«Зима кончалась, солдаты устали воевать и хотели домой». Это информация, констатация факта.
А вот как увидел это Виктор Астафьев:
«Подбирая изодранный белый подол, зима поспешно отступала с фронта в северные края…Тоска настигала солдат в окопах, катилась к ним в траншеи вместе с талой водой»...
Зима-беженка, повергнутая Снежная Королева, убегающая с белого бала. И талая вода тоски – не весёлые весенние ручьи, а талая вода горя, немоты и усталости. Писатель – тот же художник. Он должен не только сказать, ему нужно суметь НАРИСОВАТЬ. Иначе не увидит никто.
Детям я ещё привожу такой пример: в обычной жизни мы говорим – « мне всю ночь не давал спать будильник». Но это не будет стихами.
«И будильник так тикает в тишине,
будто дом через десять минут взорвётся»
– это Бродский. И это стихи. И вот ТАК сказать мог только он. Сравнить будильник с миной.
А вот из хрестоматийного: однажды Суриков увидел на белом снегу ворону, «крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. – записал он. – Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал». Обычная чёрная ворона – и в итоге великая картина.
Китайский философ Чжуан-цзы однажды увидел сон, что он стал бабочкой. Проснулся он в подавленном состоянии – образ бабочки и идентификация себя с нею не давали ему покоя. «Если Чжуан-цзы во сне может стать бабочкой, – сказал он друзьям, – то, возможно, сейчас бабочка уснула и ей снится, что она – Чжуан-цзы». На основе этого образа Чжуан-цзы создал целое учение, рассматривающее жизнь ограниченной, а знание – безбрежным.
Великие открытия и изобретения начинаются с образа. Образ – это ключ, кто найдёт ключ, тот и откроет дверь.
Нильс Бор ломал голову над структурой атома, и однажды увидел во сне, как он стоит на горящем газовом Солнце, вокруг которого на тонких нитях вращаются планеты. Внезапно газ затвердел, планеты и солнце уменьшились – учёный проснулся и понял всё про модель атома и электроны.
А немецкому химику Кекуле приснилась змея, кусающая свой хвост, что послужило открытию им формулы бензола. Образы – открытия нередко являлись учёным именно во сне, когда мозг отдыхает и начинает подсказывать подсознание.
Образ – эйдос (др.греч.) – первооснова не только для поэта и писателя. Недаром Эйнштейн говорил, что воображение важнее знаний. Как развивать память с помощью эйдетики, это тема другого разговора (созданы целые направления на эту тему). А вот как развить в себе образное мышление – другими словами, как воспитать в себе поэтическое восприятие мира – этим можно и нужно заниматься, особенно с детьми (кто о чём, а я всё про учительское) и для этого есть много упражнений, о которых, к слову, я писала уже не раз.
Без образа не существует искусства, мой учитель по режиссуре Баркан говорил так: «Есть мышление образное, а есть безОбразное». Изначально-то мы все – творцы, потому что были детьми и когда-то видели мир впервые и открывали его, и всё время что-то придумывали. И, собственно, легче всего вам откроет эту дверь ребёнок – ваш, тот, который внутри. Но вы и сами всё это знаете давно.
На тему образов и образного мышления можно писать бесконечно, или почитать мою новую книгу о детях (она готовится к изданию, я напишу об этом позже). И понять нужно одно: все мы поэты внутри. А потом выросли и об этом забыли. И дело ведь не в том, умеешь ты рифмовать или нет. Дело только в том, умеешь ли ты видеть этот мир по-своему. А ты умеешь. Просто некогда быть собой, нужно всё время бежать за другими.
..........
Несколько примеров воплощённых образов:
"Три примы-балерины" (Дрезден)
Офисное здание в виде корзины для пикника, Ньюарк, США.
Дверные ручки.
«Музыкальный» дом в китайском городе Хуайнане.
Весёлые подстаканники.
спасибо! замечательно! :0)