«Слушали Христа и говорили вслух:
«Да ведь в нём нечистый дух!»
И дразнили вопросами ехидными,
И оскорбляли словами обидными,
И довели до такого раздражения,
Что он пустил в ход крутые выражения:
- «Сволочи вы и больше ничего!
Выкусили!? Во!»» (из «Нового завета без изъяна евангелиста Демьяна» Ефима Алексеевича Придворова; он же Демьян Бедный)
«Существует предположение о том, что события, связанные с «Новым заветом без изъяна евангелиста Демьяна» и «Посланием…» также послужили толчком для написания М. А. Булгаковым романа «Мастер и Маргарита», а Демьян Бедный стал одним из прототипов Ивана Бездомного» Накануне 1930 года по Москве прокатилась волна арестов так называемых рыцарей-тамплиеров. Практически все они или исчезли в концентрационных лагерях, или были сразу расстреляны. Интересно, что наряду с организацией заговора тамплиерам вменяли в вину и хранение ответа Сергея Есенина на гнусный пасквиль Демьяна Бедного о жизни Иисуса Христа. "Ответ" был напечатан за границей уже после смерти Есенина (найден повешенным 28 декабря 1925), но по своему стилю, действительно, сильно напоминает его «Русь советскую».
Ответ НКВД на появление «Послания «евангелисту» Демьяну» был в духе действий чекистов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» (начало работы М. Булгакова над романом - 1928 г.): сестру Есенина, Екатерину, заставили сказать, что стихи точно не его (откуда бы ей знать); кроме того, был фиктивно арестован бывший уездный комиссар юстиции (!) Н. Н. Горбачев, срочно ставший поэтом сразу после смерти Есенина. Бездарный самозванец получил 3 года ссылки в Сибирь, но уже через 4 месяца был отпущен. Формально многие тамплиеры тоже получали от 3-х до 5-ти лет лагерей, но с другими последствиями.
Могу предположить, что первое, что сделало НКВД при попытке Есенина опубликовать ответ Демьяну Бедному - изъятие рукописи и имитация самоубийства; второе – распространение документированных слухов о заботе большевиков о здоровье Есенина (пример - письмо члена ЦК Х. Г. Раковского к самому основателю ВЧК, председателю ВСНХ СССР Ф. Э. Дзержинскому!); третье – запрещение Есенина без объяснения причин. Кстати, на мой взгляд, только это произведение Есенина и объясняет запрещение его стихов и преследование его поклонников (и это не смотря на невероятную заботу на высшем партийном уровне). Ответ Есенина Демьяну Бедному не мог остаться незамеченным и, вероятно, стоил ему жизни.
Послание «евангелисту» Демьяну
Я часто думаю, за что Его казнили?
За что Он жертвовал Своею головой?
За то ль, что враг суббот, Он против всякой гнили
Отважно поднял голос Свой?
За то ли, что в стране проконсула Пилата,
Где культом кесаря полны и свет и тень,
Он с кучкой рыбаков из бедных деревень
За кесарем признал лишь силу злата?
За то ли, что Себя на части разделя,
Он к горю каждого был милосерд и чуток
И всех благословлял, мучительно любя,
И стариков, и жён, и крохотных малюток?
Демьян, в «Евангельи» твоём
Я не нашёл правдивого ответа.
В нём много бойких слов, ох как их много в нём,
Но слова нет достойного поэта.
Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безотчётно верит в Бога
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.
Я не люблю религию раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесные слова —
Я верю в знание и силу Человека.
Я знаю, что стремясь по нужному пути,
Здесь на земле, не расставаясь с телом,
Не мы, так кто-нибудь другой ведь должен же дойти
К воистину божественным пределам.
И всё-таки, когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе, блудливого Демьяна —
Мне стало стыдно, будто я попал
В блевотину, извергнутую спьяну.
Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос
Далёкий миф — мы это понимаем, —
Но всё-таки нельзя ж, как годовалый пёс,
На всё и всех захлёбываться лаем.
Христос — Сын плотника — когда-то был казнён…
Пусть это миф, но всё ж, когда прохожий
Спросил Его: "Кто ты? " — ему ответил Он:
«Сын человеческий», но не сказал: «Сын Божий».
Пусть миф Христос, как мифом был Сократ,
И может быть из вымысла всё взято —
Так что ж теперь со злобою подряд
Плевать на всё, что в человеке свято?
Ты испытал, Демьян, всего один арест —
И то скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый».
А что б когда тебе Голгофский выпал крест
Иль чаша с едкою цикутой?
Хватило б у тебя величья до конца
В последний час, по их примеру тоже,
Весь мир благословлять под тернием венца,
Бессмертию уча на смертном ложе?
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Своим пером ты не задел Его нимало —
Разбойник был, Иуда был —
Тебя лишь только не хватало!
Ты сгусток крови у креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров,
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов!
Ты совершил двойной тяжёлый грех
Своим дешёвым балаганным вздором,
Ты оскорбил поэтов вольный цех
И малый свой талант покрыл большим позором.
Ведь там за рубежом, прочтя твои стихи,
Небось злорадствуют российские кликуши:
«Ещё тарелочку демьяновой ухи,
Соседушка, мой свет, откушай».
А русский мужичок, читая «Бедноту»,
Где «образцовый» труд печатался дуплетом,
Ещё сильней потянется к Христу,
А коммунизму мат пошлёт при этом.