I. КСТАТИ, О ПТИЧКАХ
В известной притче Руми (*1, "Наставление пойманной птицы") человек получает советы от птицы лишь для того, чтобы тут же о них забыть. Смысл притчи (или, во всяком случае, один из смыслов) в том, что человек проявляет невнимательность. Почему же он сразу забывает о советах? По-видимому, из-за жадности: ему жаль (воображаемого) упущенного богатства. Однако, при более внимательном рассмотрении можно заметить, что жадность – не единственная причина невнимательности человека. Другая психологическая причина того, что человек попадает в ловушку (как и птица до него) – это то, что он слепо, некритически принял слова птицы о жемчужине. Хотя дрозд только что предупредил его о том, что тот не должен верить бессмыслице ни в чьих устах, в человеке срабатывает психологический механизм: раз слова птицы заслуживают доверия (во всяком случае, настолько, чтобы выслушивать ее советы), значит и другое, что она говорит, можно принять на веру. То есть, можно сказать, что срабатывает авторитет и … ловушка захлопывается.
Таким образом, один из уроков притчи – обусловливание, программирование сознания человека под влиянием авторитета. Тема нередкая для суфизма.
II. СУФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ
В рассматриваемой ранее истории «Астрология» (*2) содержится урок, аналогичный уроку притчи Руми. Хотя читающий эти строки, возможно, и уловил уже аналогию, я намеренно хочу рассмотреть историю из книги Идриса Шаха подробно, чтобы можно было проследить некоторые детали механизма действия этого суфийского наставления.
Для того, чтобы разобраться в истории необходимо, хотя бы на время, отбросить то негативное, что говорится об астрологии. Так сказать, счистить чёрную краску и обнажить металл механизма.
Начнем с конца (*3). О чем эта история? Об астрологии? Нет. (Во всяком случае, далеко не только о ней). Мудрец в притче сам подтверждает, что не в астрологии дело. Эта история – о том, как люди позволяют себе быть пойманными нелепыми правилами. То есть, эта история – об обусловливании человека. Цель, как формулируется в истории, - не поддерживать и не принимать суеверия. А суеверием, по сути, является всё, что порабощает ум. Только истина его освобождает…
Можно рассмотреть эту историю по стадиям или слоям.
1. Предпосылка: многие люди слепо верят, что в астрологии содержится нечто полезное. На самом деле, они ошибаются.
Дервиш предлагает сказать об этом людям.
2. Нет, этот метод (сказать) не годится. Люди не поверят. Нужно убедиться в этом на практике. Практика – истинный критерий. (При этом рассказывается, какие именно методы используются на практике).
Итак, всё ясно. Пустая болтовня об астрологии ничего не стоит. Главное – практика. А она убедительно доказывает, что астрология – чепуха. Это и есть то, что следует из этой истории.
3. Но постой, читатель! Разве так уж всё ясно? Если только практика должна определить истинность или ложность астрологии, то из чего, собственно, ты сделал вывод, что астрология – чепуха? Разве ты на практике проверил это? Или ты положился на то, что сказал об астрологии мудрец? А может, ты положился на авторитет самого автора, Идриса Шаха? Но, как сказано в истории, «Когда это говорение было равносильно пониманию?» (*4)
Уж не попал ли ты в ту же ловушку, что и птицелов из притчи Руми?
- Ну вот ещё, - ответит читатель, - что же, мне на эту чепуху ещё и время тратить?
А почему бы и нет? Смотри, сколько усилий тратится ради выяснения истины! Мудрец не жалеет времени и сил, чтобы написать целую книгу об астрологии. Он заботится, чтобы все без исключения ученики эту книгу изучили. Изучили, а не просто прочли! И не только изучили книгу, а и стали «полностью искусны в этом искусстве». А потом ещё и практиковались в астрологии, истолковывая гороскопы. И это не всё. Затем они все сравнивают гороскопы, «проверяя надлежащим образом»! Так что, если ты принимаешь авторитет этого мудреца, ты, вместо того, чтобы верить его словам про астрологию, должен не жалеть усилий для выяснения правды, как не жалеют они. Надо быть последовательным на пути к истине! А иначе твой поиск ничего не стоит и такие истории – не для тебя…
- Как же не поверить! - возразит читатель. – Такой большой человек высказал это мнение. Он – «мудрец» (три раза повторяется), «уважаемый мыслитель и учитель», пишет книги, дервиши прибывают издалека чтобы повидать его, у него должно быть немало учеников (раз говорит о них «все»), ну, и так авторитетно рассуждает… Ведь я и раньше слышал, что только практика и т.д.… Кому же тогда верить, если не такому человеку!
- Но ведь это работает и в другую сторону, - можно возразить. - Если авторитет мудреца так велик в твоих глазах, почему же ты игнорируешь все его старания научить тебя, как и своих учеников, применять практику в тех случаях, когда это возможно сделать? Похоже, что урок прошёл мимо тебя…
Конечно, выяснять правду об астрологии на практике нужно не каждому, а только тому, кто в этом вопросе заинтересован. Как, например, заинтересован дервиш, для этого «преодолевший много миль».
Таким образом, можно сказать, что история учит: прежде чем иметь мнение (в данном случае, негативное), об астрологии, да и не только о ней, стоит сперва исследовать вопрос на практике. И тогда человек уже с полным правом, законно сам убедится, что астрология…
А вот в чём он убедится, он узнает только в результате практики.
III. АСТРОЛОГИЯ
Впрочем, достоверность астрологии настолько очевидна для многих, что уже само отождествление её с «суеверием» должно было бы насторожить и заставить вспомнить первый совет птички. Ведь астрология – точная наука…
Конечно, существуют разные уровни знакомства с астрологией. Должен заметить, что я более-менее обстоятельно интересовался только малой её частью, а об остальном имею лишь общее представление. Так что, смотря что называть этим словом. Надо думать, что то, что знает мудрец-звездочет, посвятивший этой науке всю жизнь, и то, что знает обыватель, нашедший в журнале краткую заметку о типах по Зодиаку («Смотри, Ваня, ну ты типичный Водолей…»), - не одно и то же.
Космические влияния действуют на сущность человека по принципу суперпозиции, или наложения. То есть существуют много разных влияний, одни более сильные, другие слабее, и конечный результат получается от сложения этих различных по силе и природе влияний. Или это можно сравнить с механизмом, в котором складываются движения многих колёс или шестерен. Так получается разнообразие типов сущности (*5). Если бы всё было так примитивно, как в популярной статейке, то существовало бы, скажем, только 12 типов людей, а это не так. Однако, даже такое примитивное деление тоже работает, что, наверное, замечалось многими.
На протяжении тясячелетий на Востоке, в частности, Египте, Индии и Китае, астрология пользовалась почетом и уважением. Например, обычай обручать детей, а нередко и новорожденных, который кажется варварством, говорит только о нашем собственном варварстве. Обручению предшествовало составление гороскопов и подбор пар производился по принципу гармонии сущностей. Это гарантировало счастливые, гармоничные браки. Современные люди, особенно «городские», у которых сущность покрыта толстой коркой (скорее, броней) личности, воспринимают «мир» через личность и образуют семьи под влиянием личностных критериев: внешняя привлекательность, престиж, деньги, «профессиональная общность интересов» и т.п. Результат, я думаю, хорошо известен. Сколько действительно счастливых браков мы знаем? Очень немного. Конечно, чем больше «закрыта» сущность, тем меньше работает астрология …
Кроме применения астрологии для «личных» целей, ее применяли для более важных целей, например, государственных. Многие важные мероприятия не решались без совета астролога, а иногда и нескольких. В том числе и браки, имевшие важное значение для государства.
Не только это. На «более высоком уровне» могли планироваться браки, которые должны были дать начало новым племенам, этническим группам, народам. Расчет мог идти на столетия вперед… И другой аспект: создание условий, необходимых для появления и правильного функционирования некоего определенного человека, героя, мудреца, святого, чья жизнь в дальнейшем могла оказать существенное влияние на тысячи, а то и миллионы людей. Конечно, чем выше «уровень» событий, тем большую роль играло прямое восприятие, «видение». Но одно могло не исключать другого. Все дело, опять-таки, в том, что именно называть астрологией. Расчет космических влияний – вот что важно.
Существует, однако, и совершенно иной аспект астрологии, гораздо менее известный. Его можно назвать «тайной астрологией». «Тайная астрология» содержит ключи к древнему Знанию. Парадоксально, что эта «тайная астрология» является частью обычной, явной. То есть каждый, кто знает обычную астрологию на определенном уровне, знает и «тайную». Но только он сам не имеет представления о том, что он владеет ключами, и от чего эти ключи. Такой астролог подобен человеку, который заквашивает в бочке капусту и рассчитывает, сколько он выручит за эту бочку на рынке, не зная, что камень, который он положил на крышку бочки – золото, покрашенное под обычный камень. Как замусоленная колода, которой играют в «подкидного», хранит ключи к Космическим законам нашего мира, так же и астрология хранит доверенные ей ключи. И в том, и в другом случае тайна себя бережет…
И еще один немаловажный аспект пользы астрологии. Изучение её развивает мышление. Что тоже не мешает…
IV. ИДРИС ШАХ И ЕГО КНИГИ
Возвращаясь к вопросу о наблюдательности, мы должны заметить: а ведь сам Идрис Шах своего мнения об астрологии не высказывал, по крайней мере, в данной истории. Ругал астрологию не Шах, а персонаж рассказа. А это вовсе не значит, что Идрис Шах это мнение разделяет. «Демонстрационный метод» часто применяется в суфизме. Тут можно вспомнить и Хайяма, и историю про Бахауддина и странника, Насреддиновские притчи.
В книгах Идриса Шаха есть материал, который даётся дискурсивно, и который мы не имеем возможности проверить на практике, во всяком случае немедленно. Сам Идрис Шах неоднократно призывал не «интерпретировать» такой материал, а принимать буквально. Но совсем другое дело истории. Тут надо держать ухо востро. Выработка правильного различения – одна из важнейших сторон суфийского опыта.
А что касается практики, то она может состоять не только в изучении астрологии теми, кто ею интересуются, а и попытке применить урок этой истории к другим аспектам своей собственной жизни (*6).
Это всего лишь одна из множества историй, оставленных нам Сейидом Идрисом Шахом. Интересно видеть, как практически каждое слово этой истории употреблено не «для литературы», а несет определенную функцию.
Для человека, способного к развитию, правильное изучение книг Идриса Шаха может являться неоценимым методом подготовки ко встрече с подлинной, живой суфийской Традицией.
_____________________________________________________________________
Примечания:
*1 «Наставление пойманной птицы».
*2 «Астрология» (Из книги И. Шаха «Мыслители Востока»).
*3 Естественно, ведь ближневосточные тексты читают с «конца»!
*4 «Глаза Пира Дауда сверкнули: "Ваша невероятная наивность противоречит вашему возрасту! Гюрджиев сказал это, Гюрджиев сказал то! Кант сказал это, Чехов сказал то!» (Р. Лефорт. «Учителя Гюрджиева»).
*5 См. Сообщение о типах сущности.
*6 Я не претендую на то, что высказал исчерпывающее и единственно возможное толкование истории «Астрология». Но раз такое толкование возможно, то и его можно принять к сведению. Оно может оказаться небесполезным.
… Эту историю мы обсуждали с Виктором много лет назад.
Мне показалось, что от его внимания ускользнула весьма важная (на мой взгляд, конечно) идея из истории о жадных сыновьях из книги «Сказки дервишей».
Можно подробнее?
Интересно…
В истории о жадных сыновьях говорится, что некий крестьянин, умирая, сообщил своим сыновьям, что некоторое время назад закопал на их поле сокровище, но не помнит, где именно.
После его смерти дети перекопали все поле, но ничего не нашли.
Поскольку поле было перекопано, они решили его засеять и впоследствии собрали богатый урожай, выручили за него хорошие деньги и безбедно прожили какое-то время.
Когда почти все деньги подошли к концу, они подумали, что вероятно, недостаточно хорошо искали и опять перекопали поле… увы, с тем же результатом.
«Так за несколько лет эти люди привыкли к труду и научились различать времена года, о чем прежде не имели никакого представления. Тут-то они и поняли, почему их отец применил к ним такой метод воспитания, и стали честными и зажиточными крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают достаточным богатством и совсем перестали думать о скрытых сокровищах.
Так же обстоят дела и с изучением науки о человеческой судьбе и смысле жизни: учитель, сталкивающийся с нетерпеливостью, смятением и жадностью учеников, должен побудить их совершать действия, которые, как он знает, помогут им развиться, но истинный смысл и цель этих действий самим ученикам часто остается неизвестной из-за их незрелости».
Да, согласен.