Что-то общее мне видится в «Троице» Андрея Рублёва и в «Вазе с подсолнухами» Винсента Ван Гога. Более того, мне кажется, что вызываемое ими у меня ощущение каким-то образом сродни стихотворению Джордано Бруно. Репродукции этих картин несколько лет висели рядом над моим рабочим столом. Я долго не мог понять, что их связывает, но что-то одинаково притягивало меня в них. Я замечал сходство в чередовании полных кругов и полукругов с иконой Рублёва (не говоря уже о сходной гамме цветов и форме центрального элемента - стола-вазы), но потом вдруг понял, что у "Подсолнухов" есть намёк на обратную перспективу, присущую русской иконописи. Во время молитвы обратная перспектива значительно упрощает выход человека за рамки реальности. Стихотворение Джордано Бруно даёт подобный же "выход", возможно, за счёт схожего пренебрежения привычными физическими законами:
Кто дух зажёг, кто дал мне легкость крылий?
Кто устранил страх смерти или рока?
Кто цепь разбил? Кто распахнул широко
Врата, что лишь немногие открыли?
Века ль, года, недели, дни ль, часы ли
(Твоё оружье, время!) – их потоки
Алмаз и сталь не сдержат, но жестокой
Отныне их я не подвластен силе
Отсюда ввысь стремлюсь я полон веры,
Кристалл небес мне не преграда боле,
Рассекши их, подъемлюсь в бесконечность.
И между тем, как всё в другие сферы
Я проникаю сквозь эфира поле,
Внизу – другим – я оставляю Млечность.
(Джордано Бруно «О бесконечности вселенной и мирах»)
Категории: Библиотека, Искусство, Нью-эйдж, Основные разделы, Религии мира