Принято считать, что духовный прогресс Искателя целиком и полностью зависит от нескольких факторов. Прежде всего, от личного усердия ученика - от того насколько серьезно он подходит к Занятиям, насколько тотален и искренен в Работе над собой, своим нафсом, подавленными энергиями и пр. Без достаточной степени усилий нельзя добиться успеха ни в каком деле, не только на суфийском пути - это, полагаю, аксиома. Вряд ли стоит вступать на этот Путь без сильного желания изменить себя, без желания дойти до конца и постичь Истину, иначе есть все шансы оказаться не здесь и не там - не сможем полнокровно прожить обычную человеческую жизнь с её радостями и невзгодами и не сможем достичь серьезных результатов на пути внутреннего поиска - нет ничего хуже, чем разорванность между землей и небесами.
Вторым фактором принято считать профессионализм Наставника, а точнее наличие истинного Наставника в принципе. В нынешние времена, мир духовности наполнен огромным количеством людей, которые стремятся учить всех желающих и без тени сомнения провозглашают себя Наставниками, не имея для того ни малейших оснований, сами не понимая куда нужно вести своих последователей и зачем это собственно нужно - слепой ведет слепых. Роль грамотного Наставника не только в том, что он может показать цель, но и знает методы ее достижения - Путь, пройдя по которому, Искатель достигнет заветной цели - в этом разница.
Но, есть еще один момент от которого сильно зависит духовный прогресс Искателя - то, насколько далеко он может продвинуться на Пути, каких высот и как быстро он может достичь, но по каким-то причинам об этом не принято говорить открыто, по крайней мере, мне не удалось найти никакой достоверной информации по этому вопросу в книгах или статьях других авторов. Я говорю о внутреннем пространстве Искателя, точнее не о самом пространстве, а о его размере. Сложно сказать от каких факторов это зависит, но нужно принять как факт - размер внутреннего "сосуда" у каждого искателя свой, от этого напрямую зависит сколько передаваемой бараки человек может в себя вместить и, соответственно, направить на трансформацию своего бытия. В большинстве случаев, имеющееся пространство, независимо от размера, заполнено подавленными отрицательными энергиями и эмоциями - страхами, тревогой, желаниями, непомерными амбициями и гневом.
Существуют две методики очистки внутреннего пространства от этой "грязи". Первая из них, назовем её "Методика RJ", основана на личных усилиях ученика по освобождению своего "сосуда" от негативных эмоций и чувств. Сюда относят практики выражения, работу с подавленным страхом, гневом, тревогой - всем, что переполняет нас изнутри и не даёт Свету проникать в сердце, всем что является завесой и преградой для энергии свыше. Несомненный плюс этого метода в том, что ученик с самых первых стадий с самого начала привыкает работать самостоятельно, прикладывать значительные усилия для изменения своих состояний, трансформации своего бытия, это очень полезный навык в духовной работе, а в дальнейшем придется говорить даже не об усилиях, а об сверхусилиях, без которых дальнейший рост будет уже не возможен. Так что польза от этого несомненна.
Как бы то ни было, существует еще один способ очистки внутреннего сосуда, и для правильности я назову его "Методика AAR". Он, наоборот, основан на усилиях Наставника по расчистке “авгиевых конюшен" ученика: Мастер по максимуму "накачивает" ученика энергией, до тех пор, пока "сосуд" не начнет переполнятся и негатив выливаться через край - это замещение энергии в действии. Именно этим можно объяснить несколько странное чудаковатое поведение учеников в некоторых Орденах. Степень девиантности в этом случае сильно зависит от того, какие, собственно, энергии и в каком количестве были подавлены. Поведение некоторых учеников становится столь невыносимым для них самих, что они вынуждено покидают суфийский Путь. Один известный Наставник, с улыбкой называл свою ханаку - клиникой для душевнобольных …
В своей небольшой статье я сознательно опустил ещё один важный момент - милость Бога. Всё, о чём я говорил, так или иначе можно отнести к области рационального, всё это имеет под собой некое, вполне конкретное и понятное уму объяснение. Милость же Бога не поддается ни какому прогнозированию и предсказанию, ученик никогда не может с уверенностью сказать, когда произойдет прорыв в Работе, когда падет очередная вуаль, заслонявшая его от конечной цели, и куда в конечном итоге, поведет Воля.
Снимок Александра Митюхина (обсуждение в ЖЖ)
Категории: Основные разделы, Суфизм
Духовная жизнь очень сложна.