«Опыт Самости всегда является поражением для эго» Карл Густав Юнг «Mysterium Coniunctionis».
Одним из проявлений Самости является сокрушительное поражение эго. Это не просто неурядица, после которой можно встать, отряхнуться и пойти дальше. После такого поражения вообще не хочется вставать.. или не можется…. Это банкротство, проигрыш ставки всей жизни, окончательный и бесповоротный (так, по крайней мере, это переживается).
Это может быть поражение в любви, в профессии, в материнстве или отцовстве, в любой сфере, которую человек выбирает для своей реализации на данном этапе жизни. В эту сферу вкладываются все возможные инвестиции— надежды, ресурсы, силы и время. Но в один момент (или же момент, растянутый на долгие годы), все идет прахом. Если у человека еще достаточно внутренних или внешних ресурсов, он может начать все заново. И так же потерпеть поражение. Может переключиться на другую сферу, так же без каких-либо гарантий успеха в будущем.
Такое поражение может быть как индивидуальным, так и коллективным — война, техногенная катастрофа, стихийное бедствие, упадок экономики. Эти события могут наносить сокрушительный удар целому поколению или народу.
Может показаться, что я пишу о каких-то особых неудачниках по жизни. Но это касается каждого. Смерть — наше окончательное сокрушительное поражение. Чтобы мы не делали, придет время все отдать, нас будет предавать собственное тело, память и психика. Иногда кажется, что в этом мире все призвано только для одного — разрушить надежды человека, его веру в себя, в свой труд и чаяния.
Юнг, был наверное, одним из первых в психологии, кто признал реальность и значимость этого события для человека. Он писал о том, что наша психика всегда стоит под угрозой сил, намного больших, чем наше «Я». Что представление о контроле и всемогуществе разума — не более, чем тонкая оболочка иллюзии, накинутая на огромный океан бессознательных энергий, в любой момент могущих прорваться в нашу жизнь .
Ответом Юнга на эту ситуацию было его представление о том, что наша смерть (буквальная или символическая) — делает возможным встречу с существом, превосходящим наше эго:
«Это другое существо — другая личность в нас самих — более крупная, созревающая в нас личность, которую мы уже встречали как внутреннего друга души».
Юнг назвал это явление Самостью. В аналитической психологии Самость еще называют архетипом целостности. В каком-то смысле наше «Я» является лишь малой частью этого целого. Самость — это вся полнота психического, включающая ее сознательный и бессознательный аспекты. В соприкосновении с ней мы парадоксальным образом переживаем свою уникальность и одновременно единство со всем миром.
Столкновение с Самостью ставит перед человеком вопросы: Есть ли что-то большее, чем я? Существует ли что-то, кроме видимого? Зачем я живу? Зачем существует человечество и цивилизация? Какой во всем этом смысл? Содержится ли смысл в окружающих меня вещах или он пребывает в незримом? В чем мне найти свое утешение? Как смириться с существующей несправедливостью? Как принять старость и смерть? Как пережить потерю? Как вернуть надежду и любовь в свою жизнь? и т. д.
Ответ у каждого свой. В этом смысле Самость, хоть и является архетипом коллективного бессознательного, но, переживаемая отдельно взятым человеком, наполняется индивидуальным содержанием и становится личным «богом».
Можно ли встретиться с Самостью, избегая жизненной катастрофы? Для этого, полагал Юнг, человек должен сознавать свою «неполноту» и благоговеть перед богами, то есть чем-то более всемогущим и всесильным, чем наше «Я».
Поэтому — в хлопотах и трудах каждого дня не гоните экстатические чувства из своей души. Будьте не чужды поэзии и музыке, находите прекрасное в повседневности, возвышенное в обыденном, смысл в хаосе. Пусть в вашей жизни будет место юмору и игре, простым радостям бытия!
Теги: психология, Юнг Категории: Нью-эйдж, Основные разделы
Вот со всем в принципе согласен , кроме фразы « Смерть — наше окончательное сокрушительное поражение. ».
Хотя допускаю, что просто не совсем точно понял автора.