Франческо Моки

Тихон Токарев

В живописи (в первую очередь, итальянской, для фламандской, к примеру, это не так) не было прямого перехода от маньеризма к барокко. Между художниками вроде Бароччи и настоящим барокко (такой вот каламбур) стояли Аннибале Карраччи и Караваджо. Были еще и "контр-маньеристы" вроде Санти ди Тито. А вот в скульптуре - прямая линия от Джамболоньи к Бернини.

Франческо Моки (1580-1654) родился в городке Монтеварки недалеко от Ареццо. Учился во Флоренции у Санти ди Тито, тогда же попал под влияние Джамболоньи и его последователей. С 1599 г. сотрудничал в риме со скульптором венецианского происхождения Камилло Мариани. В 1612-1629 гг. работал в Пьяченце, где создал конные статуи Рануччо II и Алессандро Фарнезе. Затем работал в Риме, сотрудничал с Бернини.

Скульптуры Моки очень экспрессивны, во многом их экспрессивность создается за счет длинных, прямых складок. В отличие от Бенини (и отца и сына) Франческо Моки не слишком увлекается натуралистическими эффектами, но обладал прекрасным чувством пространства, ритма, линии. Если он и не был равен Джанлоренцо Бернини по таланту, то приближался к нему. Но Бернини затмил его, как и многих других.

О высоком уровне мастерства Франческо Моки уже в молодости свидетельствует выполненная им скульптурная группа "Благовещение"

Благовещение, 1603-1605. Орвьето:

Francesco_mochi,_annunciazione,_1603-05_(angelo)_e_1605-08_(vergine),_02.JPG

 

ed0f04bae05a4cbeb76a1bbbe60b93a5.jpg

 

angel.jpgMOCHI, Francesco.jpg

 

Francesco_mochi,_annunciazione,_1603-05_(angelo)_e_1605-08_(vergine),_07.JPG

 

1280px-Francesco_mochi,_annunciazione,_1603-05_(angelo)_e_1605-08_(vergine),_01.JPG

 

768px-Annonciation_(Ange)_de_Francesco_Mochi.jpg

 

Святая Вероника, собор Св. Петра в Ватикане, 1629-1632

veronica.jpgMOCHI, Francesco.jpg

 

Francesco_mochi,_santa_veronica,_1632,_02.jpg

Тетенька на голову выше Давида, пять метров высотой. Как передано движение! А нога под складками платья! И тем не менее, воспринимается как рядовая, в общем-то скульптура первой половины 17 в. А Микеланджело за своего Давида получил славу величайшего скульптора (и справедливо). Такой вот прогресс за сто с лишним лет.

 

Крещение Христа, 1634

thebapti.jpgMOCHI, Francesco.jpg

 

Св. Филипп, 1609-1610

Francesco_mochi,_san_filippo,_1609-1610.JPG

 

Св. Матфей, 1631-1644

Francesco_mochi,_san_matteo,_1631-1644.JPG

 

Конная статуя Рануччо II Фарнезе, 1612-1620. Пьяченца

1280px-4460_-_Piacenza_-_Ranuccio_Farnese_(di_Francesco_Mochi)_-_Foto_Giovanni_Dall'Orto_14-7-2007.jpg

 

001894_statue_equestri_ranuccio_I_farnese.JPG

 

Конная статуя Алессандро Фарнезе, 1620-1629. Пьяченца

farnese4.jpgMOCHI, Francesco.jpg

 

farnese6.jpgMOCHI, Francesco.jpg

 

Здесь тоже прогресс очевиден. Если Рануччо Франезе отсылает нас к Джамболонье, то Алессандро - к бернини, это уже барокко во всей красе. Как вышагивает конь Алессандро!

Рельефы с пьедесталов отличаются живописностью и прекрасной разработкой пространственных эффектов:

1280px-4458_-_Piacenza_-_Francesco_Mochi_-_dett._del_mon._ad_Alessandro_Farnese_-_Foto_Giovanni_Dall'Orto_14-7-2007.jpg

 

4470_-_Piacenza_-_Francesco_Mochi_-_dett._del_mon._a_Ranuccio_Farnese_-_Foto_Giovanni_Dall'Orto_14-7-2007.jpg

 

4477_-_Piacenza_-_Francesco_Mochi_-_dett._del_mon._a_Ranuccio_Farnese_-_Foto_Giovanni_Dall'Orto_14-7-2007.jpg

 

Голова юноши (Иоанн Креститель?),  ок. 1630-1640

Bust of Youth, Francesco Mochi 1580

 

Бюст кардинала Антони Барберини, 1628-1629

barberin.jpgMOCHI, Francesco.jpg

 

(Обсуждение в ЖЖ)

Категории: Библиотека, Искусство
Короткая ссылка на этот пост: https://vectork.org/?p=8103

2 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.