Как грек Анастас помог русам взять Херсонес и стал главой Русской церкви

Сергей Эдуардович Цветков

Имя Анастас образовано от древнегреческого слова «воскресение» и означает «воскресший, возрожденный к жизни». В христианской символике это знаменует духовное перерождение.

О жизни Анастаса до 989 г. ничего не известно. По происхождению он был, скорее всего, грек или, возможно, болгарин.

Во время осады Владимиром Херсонеса (987/988 или 988/989 г.) Анастас примыкал к группе херсонитов, сохранившей верность Василию II. Поэтому союзник василевса — русский князь, осадивший город, — также пользовался их доверием. В частности, летопись дает понять о лояльном отношении к Владимиру херсонесского духовенства — «корсунских попов», в число которых входил Анастас. Это обстоятельство и обусловило его поступок, ставший судьбоносным не только для Херсонеса и князя Владимира, но и для всей Русской земли.

1111354135
К.Рерих. Красные паруса князя Владимира

В тот момент, когда Владимир исчерпал все способы взять город штурмом или осадой, Анастас выдал Владимиру секрет местонахождения городского водопровода, послав в сторону русского лагеря стрелу с запиской (возможно, это был прикрепленный к стреле кусок бумаги, ткани, кожи и т. п. или же письмена могли быть вырезаны прямо на древке, если понимать буквально сообщение летописи, что Анастас написал свое послание на стреле): «К колодцу с восточной стороны града в град по трубам воды сведены, откопай и перейми их».

Стрела издревле была удобным и подручным средством сообщения между враждующими армиями, особенно при осадах городов; на стреле пересылали официальные предложения, а также угрозы, брань, заклятия и т. д. В одном солунском (Солунь — славянское название Фессалоник) предании то же самое рассказывается о предателе-монахе, пустившем стрелу с надписью об отводе воды в расположение войска турецкого султана. Последний раз в русской военной истории стрела была использована в почтовых целях при осаде Азова в 1697 г., когда по приказу Петра I лучник забросил в город царское послание с предложением капитуляции.

Реальное местоположение и устройство херсонесского водопровода в целом соответствует древнерусским известиям. Его линия, состоявшая из двух керамических труб и одного каменного желоба, прослежена археологами на протяжении нескольких километров к югу от города (источник, откуда водопровод брал свое начало, однако, не найден). Входя в Херсон с восточной стороны, водопровод действительно сводил все три водных потока к одной большой цистерне («колодцу»), откуда воду развозили по домам горожан.

Летописное предание о крещении Владимира («Корсунская легенда») связывает с именем Анастаса окончательное решение русского князя обратиться в христианство: получив его записку, Владимир «возвел очи к небу и сказал: если сие сбудется, то сам крещусь».
Отрезав Херсонес от поступления пресной воды, Владимир заставил мятежный город открыть ворота. В благодарность за оказанную услугу князь приблизил Анастаса к себе, возможно сделав своим духовником. После бракосочетания Владимира с Анной Анастас отправился на Русь вместе с другими корсунскими священниками.

Херсонесское духовенство издавна поставляло священнические кадры в Припонтийские епархии. Известно письмо патриарха Николая Мистика (начало Х в.), в котором он предлагает епископу Херсонеса избрать достойное лицо в епископы какому-то соседнему народу (предположительно, аланам) и прислать кандидата в Константинополь для посвящения. По всей видимости, и Анастас выехал на Русь с ведома Константинопольского патриарха.

Поздняя Никоновская летопись (XVI в.) приписывает Анастасу деятельное участие в крещении Новгорода (990) и Ростова (991). Достоверность этих сведений, однако, находится под вопросом.

В 990 г. в Киеве было начато, а в 995 г. закончено строительство первого каменного сооружения на Руси — церкви Успения Пресвятой Богородицы. Она превзошла размерами все прежние культовые здания, когда-либо возведенные в странах «скифской полунощи».

111654135413

Археологическими исследованиями установлено, что церковь стояла на фундаменте длиной 27,2 метра и шириной 18,2 метра. Ее своды, увенчанные несколькими куполами, опирались изнутри на шесть столпов; с трех сторон к ней примыкали галереи с башенками. Стены с тремя восточными апсидами (полукруглыми выступами) были возведены посредством чередования рядов кирпичной и каменной кладки.
Главной святыней собора Успения Пресвятой Богородицы стали вывезенные из Херсонеса мощи святого Климента — одного из первых римских пап, ученика апостолов Петра и Павла, сосланного в Херсонес и умершего около 101 г. Позднее, в 1054 г., в мраморной раке с мощами был похоронен сын Владимира, князь Ярослав Мудрый.

Как снаружи, так и внутри возведенная Владимиром церковь имела облик византийского храма «крестово-купольной» конструкции, в куполе которого изображался обыкновенно Господь Вседержитель, взирающий на свое творение с высоты небесного свода, в алтаре — Богоматерь, по стенам — события Ветхого и Нового Завета. Непосредственным архитектурно-каноническим образцом для киевской церкви Успения Пресвятой Богородицы послужила фаросская церковь Святой Богородицы Большого дворца в Константинополе, построенная Василием I Македонянином — основателем Македонской династии, к которой принадлежали супруга Владимира и ее братья, императоры Василий II и Константин VIII. Таким образом, киевский Успенский собор символически соединял Владимира с династической и церковной традицией Византийской империи.

В начале XI в. Успенский собор стал частью величественного ансамбля дворцовых зданий, воздвигнутого Владимиром на Старокиевском холме. Монгольский погром 1240 г. превратил его в развалины. Но в архитектурном плане храм Успения Богородицы в Киеве заложил основу для всего последующего развития древнерусской церковной архитектуры. Новые формы организации внутреннего пространства в древнерусской церковной архитектуре стали появляться не раньше XV столетия.

Настоятелем нового соборного храма стал Анастас. На содержание храма Владимир выделил десятую часть своих доходов, то есть десятину. Поэтому церковь Успения стали называть Десятинной.

В Западной Европе церковная десятина, рассматриваемая как юридически-обязательное вознаграждение за оказываемые Церковью духовные благодеяния, легла тяжким бременем на плечи податного населения, служа, в сущности, только обогащению высшего духовенства. На Руси же десятина на церковные нужды выделялась с ежегодных княжеских доходов и потому не отягощала народ новыми поборами. Другое ее отличие от католической десятины заключалось в том, что десятина на Руси предназначалась главным образом для осуществления самых широких задач благотворительности, а в пользу клира шла малая ее часть, и то лишь для удовлетворения крайних его нужд. У древнерусских духовных писателей не раз встречается мысль, что церковная десятина должна идти не только на потребу духовенству, но и на материальное поддержание всего круга лиц, призреваемых Церковью. Так, Иаков Мних пишет, что Владимир «…церковь создал каменную во имя Пресвятой Богородицы, прибежище и спасение душам верным, и десятину ей дал, на содержание попов и сирот, и вдов, и нищих».

В память заслуг перед Владимиром во время осады Корсуни Анастас был зачислен в «княжие попы» — особую категорию священников, обслуживавших духовные нужды княжьего двора и не подчинявшихся напрямую церковным властям. По всей видимости, Анастас, не будучи епископом, длительное время возглавлял молодую Русскую Церковь (в средневековых источниках имеются известия о фактическом отсутствии в конце X — начале XI в. митрополита в Киеве).

1165416254
Одеяния православного (византийского) духовенства IX-XI вв.

О дальнейшей судьбе Анастаса точных сведений нет. Немецкий хронист Титмар Мерзебургский рассказывает, что когда в 1018 г., во время междоусобной борьбы между сыновьями Владимира — Ярославом и Святополком — польский князь Болеслав I Храбрый занял Киев, то в Софийском соборе его «с почестями, с мощами святых и прочим всевозможным благолепием встретил архиепископ этого города». Вероятно, это был Анастас, настоятель кафедральной Десятинной церкви. По сообщению «Повести временных лет», он сделался ближайшим доверенным лицом Болеслава, который «вверился ему лестью». Титмар со своей стороны говорит, что именно «архиепископу Киева» Болеслав впоследствии поручил вести переговоры с Ярославом.

Некоторые историки высказывают предположение, что после изгнания Болеслава из Киева Анастас вместе с ним выехал в Польшу.

(Обсуждать в ЖЖ)

Теги: , , Категории: История, Основные разделы, Религии мира
Короткая ссылка на этот пост: https://vectork.org/?p=12203

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.