1:1 Павел, Апостол Иисуса Христа, избранный к благовестию Божию,
1:7 всем [находящимся в Риме] возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1:8 Прежде всего благодарю Бога моего за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
1:9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
1:10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
1:11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
1:12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
1:13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
1:14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
1:15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, [находящимся в Риме].
1:16 Ибо я не стыжусь благовествования, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, Иудею, и Еллину.
1:17 В нем открывается правда Божия от веры в веру.
1:18 Ибо открывается гнев с неба на нечестие и неправду человеков, удерживающих истину в несправедливости.
2:2 (Но) Мы знаем, что суд Божий — в соответствии с истиной.
2:11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
2:12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся.
2:13 Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
2:14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
2:15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.
2:16 Бог судит тайные дела человеков через Христа в соответствии с [моим] Евангелием.
2:17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
2:19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
2:20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
2:21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
2:22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
2:23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
2:24 Ибо из-за вас имя Божие хулится.
2:25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
2:26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
2:27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
2:28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
2:29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
3:19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен,
3:20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
3:21 Но ныне, независимо от закона, явилась
3:22 правда Божия через веру в Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия
3:23 потому что все согрешили и лишены славы Божией
3:24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе.
3:27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.
3:28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
5:1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Христа,
5:2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
5:3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
5:4 от терпения опытность, от опытности надежда,
5:5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
5:6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
5:7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
5:8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
5:9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
5:10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
5:11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
5:20 Закон же пришел, чтобы умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
5:21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни Иисусом Христом, [Господом нашим].
6:1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
6:2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
6:3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились?
6:4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
6:5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6:6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
6:7 ибо умерший освободился от греха.
6:8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
6:9 Христос, однако, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
6:10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
6:11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе.
6:12 Итак да не царствует грех в смертных ваших телах, чтобы повиноваться им;
6:13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
6:14 Грех не должен над нами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
6:15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
6:16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
6:17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
6:18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
6:19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши служить Богу в праведности.
6:20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
6:21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть.
6:22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.
6:23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
7:1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив.
7:2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
7:3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
7:4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
7:5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
7:6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7:7 Что же скажем? Неужели закон грех? Никак. Но я не знаю грех, иначе, чем через Закон. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
7:8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
7:9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
7:10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
7:11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
7:12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
7:13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
7:14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
7:15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
7:16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
7:17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
7:18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
7:19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
7:20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
7:21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
7:22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
7:23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
7:24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
7:25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
8:1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
8:2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил нас от закона греха и смерти.
8:3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Отец послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
8:4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
8:5 Ибо живущие (οντες) по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
8:6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
8:7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8:8 Посему живущие (οντες) по плоти Богу угодить не могут.
8:9 Ныне вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
8:10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
8:11 Тот, Кто воскресил Христа из мертвых, оживит и смертные тела ваши Духом Своим, живущим в вас.
8:12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
8:13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
8:14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
8:15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"
8:16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.
8:17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
8:18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
8:19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
8:20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее.
8:22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
8:23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
8:24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
8:25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
8:26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
8:27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
8:28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
8:29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
8:30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
8:31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
8:32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?
8:33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.
8:34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
8:35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?
8:36 за Тебя умерщвляют нас всякий день.
8:37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
8:38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,
8:39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.
9:30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
9:31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
9:32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона.
10:2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
10:3 Не зная Бога и стремясь утвердить свою праведность, они не подчинились праведности Божьей;
10:4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.
11:33 О, бездна богатства и премудрости Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
11:34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
11:35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
12:1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
12:2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
12:3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
12:4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
12:5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
12:6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
12:7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении; 12:8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
12:9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
12:10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
12:11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте во время служения;
12:12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
12:13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
12:14 Благословляйте, а не проклинайте.
12:15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
12:16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не будьте мудрыми для самих себя;
12:17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
12:19 Не мстите за себя, ибо Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
12:18 Будьте в мире со всеми людьми.
12:21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
13:8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий ближнего (πλεσιον) исполнил закон.
13:9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
13:10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
13:11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. || Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
13:12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13:13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
13:14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
14:1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
14:2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
14:3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
14:4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои'т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
14:5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.
14:6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
14:7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
14:8 а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.
14:9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
14:10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
14:12 Итак каждый из нас за себя даст отчет [Богу].
14:13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14:14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
14:15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
14:16 Да не хулится ваше доброе.
14:17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
14:18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
14:19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
14:20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
14:21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
14:22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что' избирает.
14:23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
[14:24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
14:25 но которая ныне явлена по повелению вечного Бога.
14:26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь].
В оригинальном издании жирным выделены фрагменты, которые присутствуют как цитаты из маркионовой версии послания к римлянам в трудах ересиологов. Основным шрифтом даны фрагменты, о которых нет упоминаний, но которые с большой долей вероятности присутствовали в маркионовой версии. Курсивом – дискуссионные фрагменты.
Источники реконструкции: Hermann Detering: Der Römerbrief in seiner ursprünglichen Gestalt, Stuart Waugh Marcionite Romans Interliner, Melissa Elizabeth Cutler The Marcionite Romans: Translation with Reconstruction Notes.
Категории: Библиотека, Не для всех, Основные разделы, Религии мира
Глубокомысленно…