Вольтер как-то заметил, что самым необычным человеком в истории был Карл XII. Но, возможно, великий писатель ошибся и на самом деле самым необыкновенным человеком был не шведский король-бродяга, а его скромный подданный Эммануил Сведенборг.
Интересы Сведенборга были разносторонними, можно сказать, энциклопедическими. От него осталось 50 томов сочинений, половина из которых посвящена математике, геометрии, астрономии, анатомии, географии, минералогии. Однако оставшиеся 25 толкуют совсем о других предметах.
Главное событие в его жизни произошло 6 апреля 1744 года в Лондоне, когда Сведенборгу было уже 56 лет. Судя по его собственным словам, однажды какой-то незнакомец шел за ним по улице и, войдя в его дом, назвал себя Иисусом Христом. Он возложил на Сведенборга миссию — открыть человечеству утраченную веру, пообещав, что душа Сведенборга обойдет небеса Рая и бездны Ада и будет говорить с умершими, демонами и ангелами. Как записал сам Сведенборг впоследствии: «В эту же ночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад, и, благодаря этому, множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, и Господь Сам руководил моими записями об этом».
С этого времени Сведенборга стали посещать удивительные видения о потустороннем мире, которые он старательно записывал. Сразу надо оговориться, что он ни разу не дал повода усомниться в ясности своего рассудка.
Среди прочих прозрений взору Сведенборга открылись две удивительные вещи, мимо которых прошли все мировые религии. Первая состоит в том, что человек выбирает ад добровольно. Бог никого не приговаривает к аду, желая, чтобы спаслись все люди. И потому грешники, избравшие ад, чувствуют себя там вполне счастливыми. Конечно, счастливыми на свой лад, ибо они полны ненависти и с наслаждением враждуют друг с другом.
Второе прозрение Сведенборга заключается в том, что рай не является вознаграждением. Это тоже добровольный выбор: если у человека есть любовь к людям, он будет жить в раю. Однако у сведенборговского рая есть важная особенность: его обитателям присуща высокая степень интеллекта. Сведенборг утверждает, что человек должен спастись не только верой, но и разумом. Дурак недостоин неба.
Позже Уильям Блейк добавит, что есть еще и третье спасение — посредством искусства. А Достоевский скажет, что мир спасет красота. И сдается, что если человечество не прислушается к голосам и этих пророков, то оно действительно обречено, как стадо безнадежных болванов.
Что касается Сведенборга, то он прожил чистую, праведную жизнь. Он привык обходиться малым, обыкновенную его пищу составляли кофе, молоко и хлеб. Ежедневно слуги слышали, как он ходит взад-вперед по комнате и беседует с ангелами.
Категории: История, Основные разделы