Художник Маттиа Прети

Тихон Токарев

Иногда я задаюсь вопросом: как бы развивалось творчество великих мастеров, чья жизнь оборвалась в расцвете сил, проживи они подольше? Например Караваджо. Думаю, его манера развивалась бы в сторону большей живописности. Возможно, он двигался бы в том же направлении, что и Тициан, или Веласкес, но колорит у него был бы не столь изысканный, а живопись бы отличалась большей суровостью (что-то вроде Креспи?). И, скорее всего, современники и ближайшие потомки не оценили бы его достоинству, как не оценили позднего Рембрандта и того же Веласкеса.

Так, или иначе, караваджизм вылился к середине 17 века в вариант барокко, точнее, в варианты, хотя разные художники шли к этим вариантам разными путями. Самого же Микеланджело Меризи я бы ни в коем случае не относил к барочным художникам.

Примером постепенного "обарочивания" караваджизма может служить творчество Маттиа Прети (1613-1699). Прети вышел из неаполитанской школы (целиком и полностью обязанной своим существованием Кааваджо и давшей немало выдающихся художников, многие из которых заслуживают большей известности), учился у караваджиста Караччоло, долго работал в Риме, но в 1653 г. вернулся в Неаполь. В 1660 г. он стал мальтийским рыцарем. Маттия Прети - обладатель яркой индивидуальной манеры, которую сложно спутать с кем-то иным, в этом плане его можно сопоставить с выдающимися (пост)караваджистами: старшими современниками Риберой и Валантеном, и близким по возрасту Бернардо Каваллино. С последним его многое сближает, но Каваллино изящнее, а Прети более резок и экспрессивен. Пожалуй, он не был вундеркиндом, его ранние работы (созданные, впрочем, уже после двадцати лет) несколько жестковаты, но после тридцати его талант разворачивается в полную мощь. (В старости он сдал, но это естественно).


Автопортрет. Ок. 1695

 


Концерт. Ок.1635

 


Концерт. 1630-е

 


Концерт. 1630-е

 


Шут с гитарой. 1630-е

 


Коронование терновым венцом

 


Св. Павел Отшельник. Ок. 1675 (?)

 


Св. Павел Отшельник. Ок. 1660

 


Гомер

 


Встреча Марии и Елизаветы (а также Иосифа и Захарии)

 


Чудо со статиром

 


Смерть Софонисбы. После 1650

 


Смерть Софонисбы

 


Мать, приводящая своих детей ко Христу

 


Велизарий, просящий милостыню. Ок. 1660-1665

 


Чудо Св. Панталеона. Ок. 1635-1640

 


Распятие Св. Петра.

 


Распятие Св. Петра. 1650-е

 


Еcce Homo. Ок. 1656-1666

 


Юдифь с головй Олоферна перед народом

 


Юдифь и Олоферн

 


Клоринда, выручающая Олиндо и Софонисбу

 


Клоринда, выручающая Олиндо и Софонисбу. Ок. 1660

 


Эрминия

 


Платон и Диоген. 1649

 


Саломея с головой Иоанна Крастителя

 


Пир Ирода. ок. 1656-1661

 


Пир Ирода. Ок. 1655

 


Усекновение главы Иоанна Предтечи. Ок. 1640

 


Проповедь Иоанна Крестителя. Ок. 1665

 


Иоанн Креститель, обличающий Ирода. Ок. 1662-1666

 


Поклонение пастухов. 1660-е

 


Поклонение пастухов. Ок. 1645

 


Распятие Св. Андрея. 1651

 


Св. Андрей. Эскиз

 


Казнь Св. Павла. Ок. 1654-1661

 


Воскрешение Лазаря. 1650-е

 


Бегство Энея из Трои

 


Смерть Дидоны. Ок. 1675

 


Христос среди книжников. Ок. 1640-1645

 


Возвращение блудного сына. 1658

 


Возвращение блудного сына.

 


Томирис с головой Кира. 1680

 


Христос во славе со святыми. 1661

 


Мадонна со святыми. 1656

 


Казнь Св. Екатерины Александрийской

 


Казнь Св. Екатерины Александрийской

 


Вакханалия. Ок. 1640

 


Св. Николай. 1653

 


Сусанна и старцы.

 


Пир Авессалома. Ок. 1656-1661

 


Пилат, умывающий руки. 1663

 


Св. Вероника. Ок. 1655-1660

 


Св. Георгий и дракон. Ок. 1668

 


Эскиз вотивной фрески в честь избавления от чумы 1656 г.

 


Эскиз вотивной фрески в честь избавления от чумы 1656 г.

 


Чума 1656 г. Эскиз фрески

 

Фрески с соборе Св. Иоанна. Валетта


Иоанн Креститель во славе. 1661-1666

 


Триумф ордена Св. Иоанна. 1661

 


Крещение Христа. 1661

 


Неверие Фомы Ок. 1656-1660

 


Спаситель Мира. Ок. 1650

 


Иоанн Креститель. Ок. 1650

 


Матиа Прети, предстоящий перед Иоанном Крестителем (автопортрет). 1672

 


Портрет Великого Магистра Мальтийского ордена Мартина де Редина. 1660

 

Рисунки

 

 

 

Маттиа Прети был очень плодовит, я привел далеко не все его картины. Пожалуй, его нельзя назвать гением, но талантом он был выдающимся и достоин большей известности, нежели имеет.

(Обсуждение в ЖЖ)

Теги: , Категории: Библиотека, Искусство, История, Основные разделы
Короткая ссылка на этот пост: https://vectork.org/?p=12401

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.