(Омар Али-Шах; отрывок из книги "Суфийская Традиция на Западе"; перевод Нины Ассалам)
«...Проснулся дровосек утром рано, задолго до рассвета, потому что ужасно продрог, устал и хотел есть. Сел он, огляделся вокруг, но ничего не увидел, такая стояла темень, хоть глаз выколи. И вдруг произошло нечто странное: почудилось ему, будто кто-то говорит:
— Поторапливайся, поторапливайся! Оставь ты свои дрова, иди за мной. Если ты действительно нуждаешься и хочешь немногого, у тебя будет вкусная еда». («Сказание о Мушкиле Гуше»)
Многие виды первоначальной работы в Традиции эквивалентны, если так можно сказать, замесу бетона. Эту часть нельзя пропустить, поскольку, если вы хотите построить красивое здание, вам нужен прочный фундамент. Вначале вы ведете коммуникацию с так называемым «сознательным интеллектом» в человеке. Вы, по сути, пока просто убеждаете его прислушаться к вам, ничего сверх-утонченного.
Это самые ранние стадии контакта. Параллельно с таким контактом - на другом уровне - Мастер осуществляет иной вид коммуникации с целью проверить, будет ли получена обратная связь от внутреннего существа человека. Если обратная связь есть - продуктивная обратная связь, - тогда Мастер пойдет дальше, до 3-го или 4-го уровня коммуникации. Если обратной связи нет, Мастер может сказать, что для данного человека время пока не пришло.
Как только самая простая основа для коммуникации - способность прислушиваться и пытаться понять - заложена, Мастер поощряет ученика к тому, что мы называем в Традиции «пробудиться», «проснуться». «Проснуться» или «войти в состояние бодрствования» для нас означает, что у человека появляется осознание некой внутренней потребности.
Нет никакой необходимости определять эту потребность количественно или качественно, либо объяснять мне или самому себе, в чем она заключается. Все, что требуется - это осознать, что такая нужда присутствует. В Традиции мы руководствуемся простым правилом: говорить с людьми в соответствии с их способностью понимать. Так же, как при обычном разговоре мы используем речь, cущность общается с другой сущностью при помощи особого языка или последовательности импульсов, невоспринимаемых обычными средствами.
Как только внутреннее существо пробуждено, оно начнет искать. Оно начнет искать не просто определенные факты или знания, книги или информацию. Внутреннее существо будет искать то, что оно сможет распознать как знакомое, признать своим. То, на что откликается внутреннее существо - это позитивная энергия. К счастью, у внутреннего существа есть своя система распознавания и защиты. Мышление человека может быть обусловлено какими угодно факторами - политическими, социальными и прочими, - но, к счастью, его внутреннее существо никоим образом не подвержено обусловливанию.
Если бы внутреннее существо было чувствительно к любой форме давления или обусловливания, Традиция не могла бы действовать среди человеческой расы, ведь человечество в течение веков каким только видам обусловливания не подвергалось. Однако система защиты, имеющаяся у внутреннего существа, отфильтровывает полезные ему позитивные влияния от чужеродных и пропускает вовнутрь только первые. К счастью, как я сказал, это и есть фактор, позволяющий Традиции функционировать. ...
Одним из самых базовых человеческих инстинктов, конечно же, является инстинкт самосохранения, и естественная физическая реакция на угрозу - приведение в действие системы защиты. Выше я затронул вопрос защиты внутреннего существа, так как следует отличать систему защиты, включаемую инстинктом самосохранения физического тела, от системы защиты, присущей нашему внутреннему существу. Это тонкое различие, и путаница между этими двумя понятиями возможна. Поскольку мы постоянно говорим: чтобы получать пользу от взаимодействия с Традицией, необходимо быть открытым для воздействий и влияний Традиции, у человека может возникнуть обусловленная реакция: «А вдруг, если я откроюсь, то также окажусь более подверженным влиянию чего-то негативного?»
Это не так. Поскольку вы открываете канал коммуникации, вы также предоставляете канал для поступления энергии, а у этих каналов есть «пропускные пункты» и фильтры. Поэтому «быть открытым» не означает «быть уязвимым». Мы часто используем термин «быть бодрствующим». «Бодрствование» означает состояние внимания, наблюдательности, сканирования, распознавания и чувствования, но никак не напряженности – «я должен постоянно все отслеживать, чтобы, не дай Бог, ничего не пропустить». Последнее, к сожалению, - особенность понимания представителей западной культуры.
Удивительно, насколько сложно людям иногда бывает постичь, как они могут оперировать одновременно на нескольких уровнях. Причины трудностей в понимании разные. Иногда люди попросту не знают, что такое функционирование в принципе возможно; иногда, в следствие обусловленности, различные уровни их сознания стали изолированными друг от друга. Людей учат, что если они делают одно, они не могут одновременно делать также и второе, поскольку первое и второе исключают друг друга. Есть, конечно, существенные причины, по которым некоторые виды восприятия должны быть разделены. Но есть также еще более важные причины для того, чтобы каждый пытался задействовать как можно больше уровней восприятия.
Могу ли я сказать вам со всей честностью и откровенностью, что большинство из вас оперируют на уровне, который можно назвать убого низким? Я знаю, что это звучит, как запись в школьном дневнике – «мог бы работать лучше». Но пока что я не жалуюсь, поскольку только объясняю вам про одновременные функции восприятия. Если и после того, как я сделаю данную идею полностью понятной для вас, вы все равно не станете пытаться их задействовать, тогда я начну жаловаться.
Я не думаю, что существуют (и я изучал этот вопрос) - я не думаю, что существуют какие-либо естественные препятствия к тому, чтобы каждый из вас пытался задействовать больше уровней восприятия. Согласно моему опыту, препятствие находится в том факте, что мышление людей как бы разделенo перегородками, и то же самое касается их действий. «О, этот ход мысли принадлежит такой-то и такой-то области». Или «это из области физического, это - из политического, а это из социального» и т.д. Каким образом можно объединить как можно больше разных уровней мышления? И одновременно сфокусировать их? И в то же время осознавать их все сразу? Без того, чтобы, как минимум, не запутаться? Чтобы достичь этого, для начала необходимо сказать себе, что это возможно. Вторым шагом следует принять тот факт, что этому можно научиться. И третьим шагом, конечно же, спросить кого-нибудь, к кому вы чувствуете доверие: «Научи меня».
В слишком многих - что называется, нормальных, или обычных, или среднестатистических - случаях человек использует самый минимум, всего два или три из четырех видов восприятия. Искусство заключается в том, чтобы заставить их работать сообща, чтобы задействовать как можно больше видов восприятия. Вы обнаружите, что ваша система, внутреннее существо будет с готовностью сотрудничать и с энтузиазмом участвовать в этой работе, поскольку сущность человека тянется к полезным видам активности.
Конечно же, наш излюбленный предмет обсуждения - обусловливание - пытается встать между вами и вашей сущностью. Человек - его сущность – нуждается в определенном питании, у сущности есть вполне конкретная цель, и ощущение этой настоятельной потребности проникает даже сквозь фильтры обусловленности. И, возможно, спустя какое-то время, так называемый сознательный или обусловленный ум просто отделывается от этой насущной нужды под предлогом: «Да нет же - глупость это все, сказки. Такое невозможно, да и попросту смешно». ...
Я всегда стараюсь убедиться в том, что передаваемое мной было принято, как положено, что хотя бы небольшая часть того, что я сказал, понята правильно, и что, в некоторых случаях, энергия, которую я послал, была получена. И тогда, даже если я уже проверил, что все прошло как нужно, я перепроверяю еще раз, отправляя трейсер для отслеживания, по которому я определяю наличие обратной связи. ...
И на самом деле, за годы, что я провожу беседы с группами, мне удается иногда увидеть проблески этого тонкого сияния в людях. Не пытайтесь его демонстрировать, потому что это не поверхностное физическое проявление: это сигнал или след, проложенный от сущности к сущности. Когда такое случается, - а, если быть откровенным, оно случается чаще, чем я признаю вслух, - для меня это лучшая награда и стимул идти дальше, доказательство того (если бы мне действительно нужны были доказательства), что Традиция работает.
Поэтому я надеюсь, как всегда, что вы будете и дальше помогать мне помогать вам.
Глава «Прикосновение Мастера» из книги: Омар Али-Шах. "Суфийская Традиция на Западе"
Снимок Андрея Саликова (Обсуждать в ЖЖ)
Категории: Библиотека, Основные разделы, Суфизм, Тексты
Глубоко…